“Предмет математики настолько
серьёзен, что полезно
не упускать случая, делать его немного
занимательным”.
Б.Паскаль
Математика – наука серьёзная. И если есть возможность сделать её занимательной, то мы всегда стараемся этой возможностью воспользоваться. В нашей школе регулярно проводятся разнообразные внеклассные мероприятия по математике. Я решила отправить на конкурс наиболее интересные из них, может быть кому-нибудь понравится.
Игры разума
Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов. В игре может принимать участие от 4 до 6 команд по 5-6 человек в каждой.
Цель игры: расширить представление обучающихся об интеллектуальных способностях; формировать положительное отношение к умственному труду, воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как любознательность, пытливость, эрудиция; развивать навыки групповой работы.
Оборудование: компьютер, проектор, набор бумаги для каждой команды, таблицы подведения итогов для жюри, ведущий должен заранее подобрать математические термины для игры, их может быть 6 или 8.
Правила игры.
Игра состоит из 8 туров. В каждом туре командам выдаётся слово. Задача команды:
1) прочитать слово;
2) за одну минуту написать к нему определение. Даже если команда знает правильное значение слова, не надо его писать! Надо придумать своё определение, как можно более похожее на реальное. После сигнала “время вышло” команды сдают листочки с написанными определениям;
3) ведущий читает первое слово и все определения, которые дали команды плюс одно действительно правильное определение. Первый раз ведущий читает медленно, второй раз – быстро.
4) Теперь команды должны из предложенных вариантов выбрать кажущееся им правильное определение, написать его номер и сдать ведущему.
Присуждение очков: за выбранный правильный ответ команда получает 2 очка.
Если кто-нибудь “попался” на ваше определение, ваша команда получает ещё одно очко за каждую команду, которая “попалась”.
Штрафы:
- за написание на листочке со словами действительно правильного определения, в первый раз команда получает предупреждение, в следующий раз снимается 1 очко;
- за выбор своего ответа команда также штрафуется на 1 очко;
Математические термины:
- Пропорция – равенство отношений двух или нескольких пар чисел или величин.
- Модуль – расстояние от точки на координатной прямой до начала отсчёта.
- Матрица – прямоугольная таблица составленная из чисел.
- Радикал – знак, обозначающий операцию извлечения квадратного корня.
- Кардиоида – плоская кривая, описываемая какой-либо точкой окружности. Похожа на сердце.
- Астролябия – прибор для измерения углов, расположенных в горизонтальной плоскости.
- Постулат – синоним слова аксиома, утверждение принимаемое без доказательства.
Таблица для жюри
Название команды | 1слово | 2слово | 3 слово | 4 слово | 5 слово | 6 слово | 37 слово | 8 слово | итог |
Физико-математический турнир. 8-9 класс
Цель: Показать единство теории математики и физики, формировать умение применять теорию в практической деятельности.
Задачи:
1..Способствовать развитию интереса к физике и математике.
2. Развивать творческое мышление.
3. Продолжить развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, преодолевать трудности.
4. Развивать у учащихся коммуникативные компетенции.
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!
Сегодняшний физико-математический турнир мы проводим в форме состязания команд.
Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и в борьбе
Даёт математика знать о себе.Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.Физика! Какая ёмкость слова!
Физика! Для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!Мы не Эдиссоны,
Не тянем до Ньютона,
И совсем был не таков
Папа радио Попов.Пусть Паскали, Ватты, Герцы
Не вошли нам в плоть и в кровь,
Но зато навечно в сердце
Будет к физике любовь.
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ..
3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД. (Готовится заранее в произвольной форме).
4. РАЗМИНКА. 1 конкурс.
Продолжить крылатое выражение о математике, физике, образовании. Каждая команда предлагает свою версию.
МАТЕМАТИКУ НЕЛЬЗЯ ИЗУЧАТЬ...
- Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед! (А. Нивен)
ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ТО...
- Образование это то, что остаётся, когда забываешь всё, что изучали в школе. (А.Эйнштейн)
ХИМИЯ – ПРАВАЯ РУКА ФИЗИКИ..
- Химия – правая рука физики, математика её глаз. (М.В. Ломоносов)
НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ МАТЕМАТИКОМ...
- Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом. (Карл Вейерштрасс)
НАУКИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ ГРУППЫ...
- Науки делятся на две группы - на физику и собирание марок. (Эрнест Резерфорд )
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 2 конкурс.
Занимательные опыты по физике. Каждая команда опыт и оборудование готовит заранее.
6.КОНКУРС “ИСТОРИЯ НАУКИ В ЛИЦАХ”. 3 конкурс.
Конкурс посвящён двум великим учёным: Софье Васильевне Ковалевской и Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Вопросы о Софье Ковалевской.
В январе отмечается 165 лет со дня рождения Софьи Васильевны Ковалевской. Наша викторина посвящается замечательной женщине – математику.
1. В какой семье родилась Софья? (В семье начальника московского арсенала Василия Васильевича Корвин-Круковского).
2. Как впервые Софья проявила интерес к математике?
(В раннем детстве она часами простаивала в детской, у стены оклеенной за отсутствием обоев, листами математического текста с загадочными формулами. Их вид настолько запомнился ей, что в дальнейшем, во время занятий высшей математикой, Софье не раз казалось, будто многое из того, с чем ей приходилось впервые знакомиться, она уже знала наперёд. )
3. Какое образование она получила?
(Софья училась дома под руководством домашних учителей. Доступ женщинам в русские университеты был закрыт. Оставалось ехать за границу. Но для этого требовался паспорт, получить который девушка могла или с согласия родителей, или вступив в фиктивный брак. Генерал Корвин-Круковский к просьбе дочери отпустить её за границу отнёсся без сочувствия. Соня вступила в фиктивный брак( позднее он стал действительным). Весной 1869 года она уехала в Гейдельберг, продолжать занятия математикой, а её муж – Владимир Онуфриевич Ковалевский – в Вену, изучать геологию.)
4. В каком учебном заведении Софья получила учёную степень?
(В 1874 году Геттингенский университет (Германия) присудил С.В. Ковалевской учёную степень доктора философии “с высшей похвалой”.)
5. С.В. Ковалевская вынуждена работать за границей в Швеции. Почему?
(В России женщины не могли преподавать в университете.)
6. В какой области знаний кроме математики С.В. Ковалевская проявила свои способности?
(В области литературы. Она является автором нескольких художественных произведений.)
Вопросы о Михаиле Васильевиче Ломоносове.
Имя М.В. Ломоносова это великое имя в русской науке, поэтому мы решили, что стоит говорить о наших корнях, истории науки Российской.
1. Отец Ломоносова был крестьянином-помором. Чем занимался отец? (Занимался морским промыслом на собственном судне, ловил рыбу.)
2. Какие науки изучал Ломоносов в академии наук Германии? (Молодой Ломоносов изучал математику, физику, химию, металлургию, философию)
3. Какой университет был создан в 1775 году под руководством Ломоносова? (МГУ. Университет носит имя М.В. Ломоносова)
4. Михаил Васильевич разработал технологию получения цветного стекла. Зачем? (Ломоносов делал мозаику из цветного стекла: мозаичные портреты и картины. В последствии он организовал фабрику по производству цветного стекла.)
5. Почему В.Г. Белинский писал: “Ломоносов – Пётр Великий русской литературы”? (М. В. Ломоносов создал теорию стихосложения, написал несколько пьес для придворного театра. Его поэтические произведения были в основном посвящены истории Российского государства и победам российской армии.)
6. Что открыл Ломоносов в области астрономии? (Занимаясь наблюдениями в телескоп за небесными объектами, 26 мая 1761 года во время прохождения Венеры по диску Солнца – открыл атмосферу Венеры.)
7. КОНКУРС ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ. 4 конкурс.
Командам выдаётся одинаковое задание из ОГЭ
Задание ОГЭ для девятиклассников.
Математика.
1. Найдите значение выражения ( 1,4*10-7)(4*104).
1) 5600 2) 0,056 3) 0,0056 4) 0,00056
2. Преобразуйте в многочлен выражение (х – 4)2 – 4х(х – 2).
1) – 3х2 – 8 2) 16 – 3х2 3) 16 – 12х – 3х2 4) 16 – 16х – 3х2
3. Решить систему уравнений
1) (2;12) 2) (-2;12) 3) (12;2) 4) (-12;-2)
Правильные ответы: 1) 3; 2) 2; 3) 3.
Физика.
1. Чему равен вес тела, брошенного вверх, если масса его 200 грамм?
1). 200 г 2). 2 Н 3). 0,2 кг 4). 0
2. Чему равна амплитуда и циклическая частота гармонических колебаний: X = 4 sin 2 t
1). А =2м; = 4 рад/с 2). А =4м; = 2 рад/с
3). А =4м; = 2 рад/с 4). А =2 м; = 4 рад/с
3. Тепло от поверхности Земли в атмосферу преимущественно передается за счет процесса:
1). Излучения 2). Теплопередачи 3). Диффузии 4). Конвекции
8. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ. 5 конкурс.
Включив свои знания, смекалку. сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.
Итак, среднеарифметическое.
- Портфеля и рюкзака – это... (ранец).
- Единицы и пятёрки – это...(тройка).
- Мужчины и коня - это...(кентавр).
- Носка и чулка – это...(гольф).
- Ежа и змеи – это...(колючая проволока).
- Велосипеда и мотоцикла – это...(мопед)
- Трамвая и поезда – это...(электричка).
- Пианино и баяна –это...(аккордеон).
- Холодильника и вентилятора – это...(кондиционер).
9.КОНКУРС КАПИТАНОВ “Самый умный”. 6 конкурс.
1. По данным определениям отгадайте математический термин или понятие, которое является многозначным словом.
- Солидная, контрольная, значащая, арабская, римская...(цифра)
- Множественное, круглое, натуральное, простое, чётное ..(число).
- Атомный, выигрышный, инвентарный, порядковый...(номер).
- Астрономическая, административная, денежная, боевая, штатная...(единица).
- Хороший, львиная, тяжёлая, большая, равная...(доля).
- Твёрдое, жидкое, геометрическое, газообразное..(тело).
- Электрическая, семицветная, Курская, рефлекторная...(дуга).
- Садовое, бензольное, обручальное, олимпийское, парашютное...(кольцо).
- Географические, полярные, прямоугольные, декартовы...(координаты).
- Любовный, Бермудский, прямоугольный, равнобедренный...(треугольник).
2. Назвать единицы измерения, которые названы в честь известных учёных-физиков. (Ньютон-сила, Паскаль-давление, Джоуль-энергия,
Ватт-напряжение, Ампер-сила тока, Ом-сопротивление, Герц-частота...
3. Назвать формулы площадей геометрических фигур. —
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ. Оглашение результатов, подведение итогов по номинациям: артистизм, эрудиция, находчивость, оригинальность, лучший эксперимент.
Конкурсы можно проводить в любом порядке.
ТАБЛИЦА ЖЮРИ
Конкурсы | Артистизм | Эрудиция | Находчивость | Оригинальность | Сплоченность | Экспериментаторы |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД | ||||||
РАЗМИНКА. | ||||||
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ: | ||||||
КОНКУРС “История науки в лицах” | ||||||
КОНКУРС ЕГЭ | ||||||
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ | ||||||
КОНКУРС КАПИТАНОВ | ||||||
ИТОГО |
За каждый конкурс выставляется от 1 до 3 баллов в каждой номинации командам, выделившимся в этой номинации. Итог подводится по максимальному количеству баллов у команды в данной номинации.
Список литературы.
1.И.Д. Агеева. “Занимательные материалы по информатике и математике”. Творческий центр. Москва.2006.
2. Предметные недели и открытые уроки./Сост.Н.Л. Ефремова, Е.А.Комарова, Н.А.Ширунова. - Ярославль: Академия развития, 2009.
3. Википедия.
Презентации для проведения меропроиятий.