Внеклассные занятия по математике

Разделы: Математика, Внеклассная работа


“Предмет математики настолько серьёзен, что полезно
не упускать случая, делать его немного занимательным”.
Б.Паскаль

Математика – наука серьёзная. И если есть возможность сделать её занимательной, то мы всегда стараемся этой возможностью воспользоваться. В нашей школе регулярно проводятся разнообразные внеклассные мероприятия по математике. Я решила отправить на конкурс наиболее интересные из них, может быть кому-нибудь понравится.

Игры разума

Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов. В игре может принимать участие от 4 до 6 команд по 5-6 человек в каждой.

Цель игры: расширить представление обучающихся об интеллектуальных способностях; формировать положительное отношение к умственному труду, воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как любознательность, пытливость, эрудиция; развивать навыки групповой работы.

Оборудование: компьютер, проектор, набор бумаги для каждой команды, таблицы подведения итогов для жюри, ведущий должен заранее подобрать математические термины для игры, их может быть 6 или 8.

Правила игры.

Игра состоит из 8 туров. В каждом туре командам выдаётся слово. Задача команды:

1) прочитать слово;

2) за одну минуту написать к нему определение. Даже если команда знает правильное значение слова, не надо его писать! Надо придумать своё определение, как можно более похожее на реальное. После сигнала “время вышло” команды сдают листочки с написанными определениям;

3) ведущий читает первое слово и все определения, которые дали команды плюс одно действительно правильное определение. Первый раз ведущий читает медленно, второй раз – быстро.

4) Теперь команды должны из предложенных вариантов выбрать кажущееся им правильное определение, написать его номер и сдать ведущему.

Присуждение очков: за выбранный правильный ответ команда получает 2 очка.

Если кто-нибудь “попался” на ваше определение, ваша команда получает ещё одно очко за каждую команду, которая “попалась”.

Штрафы:

  • за написание на листочке со словами действительно правильного определения, в первый раз команда получает предупреждение, в следующий раз снимается 1 очко;
  • за выбор своего ответа команда также штрафуется на 1 очко;

Математические термины:

  • Пропорция – равенство отношений двух или нескольких пар чисел или величин.
  • Модуль – расстояние от точки на координатной прямой до начала отсчёта.
  • Матрица – прямоугольная таблица составленная из чисел.
  • Радикал – знак, обозначающий операцию извлечения квадратного корня.
  • Кардиоида – плоская кривая, описываемая какой-либо точкой окружности. Похожа на сердце.
  • Астролябия – прибор для измерения углов, расположенных в горизонтальной плоскости.
  • Постулат – синоним слова аксиома, утверждение принимаемое без доказательства.

Таблица для жюри

Название команды 1слово 2слово 3 слово 4 слово 5 слово 6 слово 37 слово 8 слово итог
                   
                   
                   
                   
                   

Физико-математический турнир. 8-9 класс

Цель: Показать единство теории математики и физики, формировать умение применять теорию в практической деятельности.

Задачи:

1..Способствовать развитию интереса к физике и математике.

2. Развивать творческое мышление.

3. Продолжить развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, преодолевать трудности.

4. Развивать у учащихся коммуникативные компетенции.

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

 Здравствуйте, дорогие гости и участники игры! 

Сегодняшний физико-математический турнир мы проводим в форме состязания команд.

Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и в борьбе
Даёт математика знать о себе.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Физика! Какая ёмкость слова!
Физика! Для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!

Мы не Эдиссоны,
Не тянем до Ньютона,
И совсем был не таков
Папа радио Попов.

Пусть Паскали, Ватты, Герцы
Не вошли нам в плоть и в кровь,
Но зато навечно в сердце
Будет к физике любовь.

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ..

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД. (Готовится заранее в произвольной форме).

4. РАЗМИНКА. 1 конкурс.

Продолжить крылатое выражение о математике, физике, образовании. Каждая команда предлагает свою версию.

МАТЕМАТИКУ НЕЛЬЗЯ ИЗУЧАТЬ...

  • Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед! (А. Нивен)

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ТО...

  • Образование это то, что остаётся, когда забываешь всё, что изучали в школе. (А.Эйнштейн)

ХИМИЯ – ПРАВАЯ РУКА ФИЗИКИ..

  • Химия – правая рука физики, математика её глаз. (М.В. Ломоносов)

НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ МАТЕМАТИКОМ...

  • Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом. (Карл Вейерштрасс)

НАУКИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ ГРУППЫ...

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 2 конкурс.

Занимательные опыты по физике. Каждая команда опыт и оборудование готовит заранее.

6.КОНКУРС “ИСТОРИЯ НАУКИ В ЛИЦАХ”. 3 конкурс.

Конкурс посвящён двум великим учёным: Софье Васильевне Ковалевской и Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Вопросы о Софье Ковалевской.

В январе отмечается 165 лет со дня рождения Софьи Васильевны Ковалевской. Наша викторина посвящается замечательной женщине – математику.

1. В какой семье родилась Софья? (В семье начальника московского арсенала Василия Васильевича Корвин-Круковского).

2. Как впервые Софья проявила интерес к математике?

(В раннем детстве она часами простаивала в детской, у стены оклеенной за отсутствием обоев, листами математического текста с загадочными формулами. Их вид настолько запомнился ей, что в дальнейшем, во время занятий высшей математикой, Софье не раз казалось, будто многое из того, с чем ей приходилось впервые знакомиться, она уже знала наперёд. )

3. Какое образование она получила?

(Софья училась дома под руководством домашних учителей. Доступ женщинам в русские университеты был закрыт. Оставалось ехать за границу. Но для этого требовался паспорт, получить который девушка могла или с согласия родителей, или вступив в фиктивный брак. Генерал Корвин-Круковский к просьбе дочери отпустить её за границу отнёсся без сочувствия. Соня вступила в фиктивный брак( позднее он стал действительным). Весной 1869 года она уехала в Гейдельберг, продолжать занятия математикой, а её муж – Владимир Онуфриевич Ковалевский – в Вену, изучать геологию.)

4. В каком учебном заведении Софья получила учёную степень?

(В 1874 году Геттингенский университет (Германия) присудил С.В. Ковалевской учёную степень доктора философии “с высшей похвалой”.)

5. С.В. Ковалевская вынуждена работать за границей в Швеции. Почему?

(В России женщины не могли преподавать в университете.)

6. В какой области знаний кроме математики С.В. Ковалевская проявила свои способности?

(В области литературы. Она является автором нескольких художественных произведений.)

Вопросы о Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Имя М.В. Ломоносова это великое имя в русской науке, поэтому мы решили, что стоит говорить о наших корнях, истории науки Российской.

1. Отец Ломоносова был крестьянином-помором. Чем занимался отец? (Занимался морским промыслом на собственном судне, ловил рыбу.)

2. Какие науки изучал Ломоносов в академии наук Германии? (Молодой Ломоносов изучал математику, физику, химию, металлургию, философию)

3. Какой университет был создан в 1775 году под руководством Ломоносова? (МГУ. Университет носит имя М.В. Ломоносова)

4. Михаил Васильевич разработал технологию получения цветного стекла. Зачем? (Ломоносов делал мозаику из цветного стекла: мозаичные портреты и картины. В последствии он организовал фабрику по производству цветного стекла.)

5. Почему В.Г. Белинский писал: “Ломоносов – Пётр Великий русской литературы”? (М. В. Ломоносов создал теорию стихосложения, написал несколько пьес для придворного театра. Его поэтические произведения были в основном посвящены истории Российского государства и победам российской армии.)

6. Что открыл Ломоносов в области астрономии? (Занимаясь наблюдениями в телескоп за небесными объектами, 26 мая 1761 года во время прохождения Венеры по диску Солнца – открыл атмосферу Венеры.)

7. КОНКУРС ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ. 4 конкурс.

Командам выдаётся одинаковое задание из ОГЭ

Задание ОГЭ для девятиклассников.

Математика.

1. Найдите значение выражения ( 1,4*10-7)(4*104).

1) 5600 2) 0,056 3) 0,0056 4) 0,00056

2. Преобразуйте в многочлен выражение (х – 4)2 – 4х(х – 2).

1) – 3х2 – 8 2) 16 – 3х2 3) 16 – 12х – 3х2 4) 16 – 16х – 3х2

3. Решить систему уравнений

1) (2;12) 2) (-2;12) 3) (12;2) 4) (-12;-2)

Правильные ответы: 1) 3; 2) 2; 3) 3.

Физика.

1. Чему равен вес тела, брошенного вверх, если масса его 200 грамм?

1). 200 г 2). 2 Н 3). 0,2 кг 4). 0

2. Чему равна амплитуда и циклическая частота гармонических колебаний: X = 4 sin 2 t

1). А =2м; = 4 рад/с 2). А =4м; = 2 рад/с

3). А =4м; = 2 рад/с 4). А =2 м; = 4 рад/с

3. Тепло от поверхности Земли в атмосферу преимущественно передается за счет процесса:

1). Излучения 2). Теплопередачи 3). Диффузии 4). Конвекции

8. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ. 5 конкурс.

Включив свои знания, смекалку. сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

Итак, среднеарифметическое.

  • Портфеля и рюкзака – это... (ранец).
  • Единицы и пятёрки – это...(тройка).
  • Мужчины и коня - это...(кентавр).
  • Носка и чулка – это...(гольф).
  • Ежа и змеи – это...(колючая проволока).
  • Велосипеда и мотоцикла – это...(мопед)
  • Трамвая и поезда – это...(электричка).
  • Пианино и баяна –это...(аккордеон).
  • Холодильника и вентилятора – это...(кондиционер).

9.КОНКУРС КАПИТАНОВ “Самый умный”. 6 конкурс.

1. По данным определениям отгадайте математический термин или понятие, которое является многозначным словом.

  • Солидная, контрольная, значащая, арабская, римская...(цифра)
  • Множественное, круглое, натуральное, простое, чётное ..(число).
  • Атомный, выигрышный, инвентарный, порядковый...(номер).
  • Астрономическая, административная, денежная, боевая, штатная...(единица).
  • Хороший, львиная, тяжёлая, большая, равная...(доля).
  • Твёрдое, жидкое, геометрическое, газообразное..(тело).
  • Электрическая, семицветная, Курская, рефлекторная...(дуга).
  • Садовое, бензольное, обручальное, олимпийское, парашютное...(кольцо).
  • Географические, полярные, прямоугольные, декартовы...(координаты).
  • Любовный, Бермудский, прямоугольный, равнобедренный...(треугольник).

2. Назвать единицы измерения, которые названы в честь известных учёных-физиков. (Ньютон-сила, Паскаль-давление, Джоуль-энергия,

Ватт-напряжение, Ампер-сила тока, Ом-сопротивление, Герц-частота...

3. Назвать формулы площадей геометрических фигур. —

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ. Оглашение результатов, подведение итогов по номинациям: артистизм, эрудиция, находчивость, оригинальность, лучший эксперимент.

Конкурсы можно проводить в любом порядке.

ТАБЛИЦА ЖЮРИ

Конкурсы Артистизм Эрудиция Находчивость Оригинальность Сплоченность Экспериментаторы
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД            
РАЗМИНКА.            
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ:            
КОНКУРС “История науки в лицах”            
КОНКУРС ЕГЭ            
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ            
КОНКУРС КАПИТАНОВ            
ИТОГО            

За каждый конкурс выставляется от 1 до 3 баллов в каждой номинации командам, выделившимся в этой номинации. Итог подводится по максимальному количеству баллов у команды в данной номинации.

Список литературы.

1.И.Д. Агеева. “Занимательные материалы по информатике и математике”. Творческий центр. Москва.2006.

2. Предметные недели и открытые уроки./Сост.Н.Л. Ефремова, Е.А.Комарова, Н.А.Ширунова. - Ярославль: Академия развития, 2009.

3. Википедия.

Презентации для проведения меропроиятий.