Цель: формирование устойчивых нравственных принципов.
Задачи:
- познакомить учащихся с такими нравственными понятиями, как уважение, высокомерие, тщеславие, честолюбие, толерантность;
- воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки;
- развитие творческого воображения и фантазии.
Ожидаемые результаты деятельности:
Предметные:
- Получение знаний, умений и навыков в соответствии с воспитательной программой.
- Формирование научного типа мышления.
Метапредметные:
- Регулятивные (учебно-организационные) УУД: принятие учебной цели, выбор способов деятельности.
- Познавательные УУД: сравнение, обобщение, анализ, синтез; абстрагирование и т.п.
- Коммуникативные УУД: формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог и т.п.
- Надпредметные умения: ставить вопросы и отвечать на вопросы, составлять план ответа, принимать решения в ситуации выбора и т.п.
Личностные:
- Социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) качества человека.
- Социально и нравственно обусловленные внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).
Оборудование:
- мультимедийный компьютер учителя;
- проектор;
- презентация о жизни и творчестве композитора Л.В.Бетховена;
- презентация к классному часу;
- аудиозапись “Лунной сонаты” Бетховена;
- аудиозапись отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” о тщеславном человеке в исполнении Алисы Фрейндлих (гл. 11);
- высказывания;
- демонстрационные слова для вывешивания на доску;
- раздаточный материал – “словарик” с терминами, карточки для групповой работы;
- вырезанные из бумаги “ладошки”;
- листы бумаги для работы в группе.
Ход занятия
1. Организационный момент (приветствие). Учащиеся и учитель рассаживаются в один замкнутый круг. (Слайд №1)
Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем,
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего – то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим? Поговорим.
Вдруг будет интересно.
2. Знакомство с музыкой с творчеством, отрывком из жизни Л.В.Бетховена.
Беседа с учащимися
(Включить запись “Лунной сонаты” Бетховена)
- Что это за мелодия? Кто автор музыки?
- Как вы думаете, почему этот человек достоин уважения?
3. Сообщение учащегося о жизни и творчестве композитора на фоне презентации о нём. (Слайды № 2 – 4). Учитель добавляет важные моменты из жизни Л.В.Бетховена.
Людвиг Ван Бетховен (крещен 17.12.1770 в Бонне — умер 26.03.1827 в Вене) — гениальный немецкий композитор с удивительной и трагической судьбой.
С 27 лет Бетховен страдал глухотой, которая постоянно прогрессировала. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. Но он продолжал писать музыку.
Знаменитая “Лунная соната”, четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего у него было тридцать две сонаты для фортепиано), написана в 1800-1801 гг. Она была издана в марте 1802 г. и посвящена Джульетте Гвиччарди.
Название сонаты принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 г. окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками передал образ Люцернского озера тихой лунной ночью.
Вопрос учителя:
- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
(рассуждения учащихся)
4. Знакомство со стихотворением Е.Евтушенко.
Учитель читает строки из стихотворения Евгения Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет...”: (Слайд № 5)
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
Учитель:
В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.
5. Работа в парах со словарем.
Вопрос учителя:
- Что такое уважение? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся за помощью к “словарикам”. Учитель раздает словарики с терминами. Учащиеся ищут ответ.
(ответы детей)
На доске появляется слово “уважение”.
Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Учитель:
- Подберите синонимы к слову “уважение”. Найдите их в “словариках”.
На доске появляются слова: почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект. Прочитайте значение этих слов в “словариках”.
Учитель:
- Как выдумаете, каждый ли человек имеет право на уважение? Например, Учитель, родитель, одноклассник. Почему? Как ответить на этот вопрос, используя значения появившихся слов на доске.
(ответы детей)
Учитель зачитывает высказывания, вывешенные на доске.
6. Игра в круге.
Учитель:
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на другую планету. И, конечно же, когда прилетим, то должны будем поздороваться с инопланетянами. Давайте вспомним, как здороваются у нас на Земле. Самое распространённое – это рукопожатие. Давайте это продемонстрируем. При рукопожатии имеет значение расположение ладошки:
- ладошка вниз – означает: скромность, скрытость, не готов общаться;
- ладошка к ладошке (боком) – означает: я ничего не утаиваю, готов к общению;
- ладошка вверх – означает: открыт для общения.
В стране, куда мы полетим, здороваются локтями.
Игра “Здороваться локтями”.
Правила игры: давайте встанем и рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й. Первые будут держать “руки за головой”, вторые - “руки на поясе”, третьи - “руки на коленях”. Надо поздороваться локтями.
Учитель: с кем удобно было здороваться? (ответы детей: выражают эмоции)
Ответ: с равным себе.
Учитель: В жизни тоже приходится трудно, зачастую надо подстраиваться под другого, чтобы достигнуть цели или приобрести друга.
Бывает так, что рядом с нами появляются люди, которые считают себя лучше других.
- Как это проявляется в поведении человека?
(ответы детей: такой человек ведет себя грубо, высокомерен, равнодушен, признает только свою точку зрения, незаслуженно обижает окружающих и т.д.)
Учитель:
- Такой человек высокомерен и тщеславен. А что означают эти понятия?
(ответы детей)
7. Работа в парах со “словариками”
- Высокомерие — гордое и надменное поведение по отношению к кому-нибудь.
- Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию.
- Честолюбие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.
Эти слова появляются на доске.
8. Знакомство с отрывком из сказки А.де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
Учитель: итак, мы отправляемся с вами на планету - в сказку А.де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, где говорится о таком тщеславном и честолюбивом человеке.
(Слайд № 6) (аудио запись - чтение главы 11 о честолюбце).
Учитель:
Маленький принц сбежал от честолюбца, назвав его “странным взрослым”.
- А каковы ваши впечатления от этой встречи? Что бы вы сказали после встречи с ним?
(ответы детей)
9. Работа в парах со “словариками”.
Учитель:
- С таким человеком, который ставит себя выше других, трудно общаться. Каждому из нас нужно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности.
Толерантность — терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религий и т.д. Это слово появляется на доске.
Вот такая “схема” появилась на доске. Можно делать вывод: в жизни приходится встречаться с разными людьми и нужно проявлять либо чувство уважения, либо чувство толерантности (терпения, терпимости) и по отношению к младшим, и по отношению к старшим, и по отношению к равным себе.
уважение | толерантность | высокомерие |
почтение | тщеславие | |
почитание | честолюбие | |
пиетет | ||
благоговение | ||
респект |
Учитель:
- Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?
(ответы детей: да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; а разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке).
10. Работа в группах по проблемному заданию.
Игра “На пне в лесу”
Игра имеет два названия. Первое — “На пне в лесу”, потому что игровая ситуация заключается в том, что человек оказался в лесу, сел на пень и задумался. Второе — “Разум — бог каждого” (лат.), потому что в итоге игры участники приходят к выводу, что жизненные вопросы никто за человека решить не может, он сам себе бог в своих отношениях к жизни.
Интрига игры в противопоставлении двух различных суждений. Их высказывают поочередно два субъекта, сидящие на двух противостоящих “пнях” - стульях. “Деревья” вокруг, слыша их суждения, протягивают ветви-руки в случае согласия с высказыванием, и не делают этого при несогласии.
Игра идет неспешно, чтобы наблюдатели могли осмысливать содержание и выявляющуюся все явственнее по ходу игры идею: любое суждение имеет смысл и значение — все зависит от ракурса рассмотрения предмета, и субъект должен это понимать, прежде чем примет то или иное высказывание. Сидящие “на пне” обычно произносят несколько суждений по одной и той же теме. Таким образом, группа подвергает осмыслению один какой-то вопрос. Потом диада играющих сменяется, и новая тема предстает в своих противоречивых суждениях.
Предложим опробованные на практике темы и суждения, разместив их напротив друг друга, как если бы это отражало момент игры.
Вот примерные суждения. (Восемь незаконченных предложений для восьми групп. Можно и меньше в зависимости от времени):
Я люблю уроки, на которых можно шалить, потому что... | Я люблю уроки, на которых стоит тишина, потому что... |
Я не люблю уроки, на которых приходится напряженно думать, потому что... | Я люблю уроки, когда надо напряженно думать, потому что... |
Мне нравится работать у доски, потому что... | Мне не нравится, когда приходится работать у доски, потому что... |
Мне нравится, когда на уроке всех называют ласково, потому что... | Мне не нравится, когда на уроке всех называют ласково, потому что... |
Особенный эффект производит игра, если в классе что-то случается, и ведутся длительные дискуссии проблемного характера. Тогда педагог может сказать: “Не посидеть ли нам на пне в лесу?” — и заготовленные карточки с самыми различными точками зрения на происшедшее помогут многостороннему рассмотрению проблемы.
Заключительным аккордом может служить методика недописанного тезиса: “Теперь, когда я окажусь в лесу на пне...” — дети называют вопрос, о котором они хотели бы подумать.
“Пень в лесу” — условность, она может быть заменена “Камнем в степи”, “Песком у моря”, “Скамейкой в саду”.
Предостережение: здесь очень важен момент реакции “деревьев”, когда они протягивают “руки-ветви” в сторону мыслителя. Ведущий должен обратить внимание всех, что одно и то же “дерево” вдруг соглашается с суждениями прямо противоположными — такое возможно в нашем противоречивом мире.
Учитель:
- Итак, как же уважать человека? Достоин ли каждый из вас уважения?
Как нужно себя вести, чтобы тебя уважали.
Учащиеся дают ответы. (Слайд № 7) Учитель подводит итог, обращая внимание на слайд:
- Уважая других – ты себя уважаешь,
- Унижая других – ты себя унижаешь,
- Помогая другим – ты себе помогаешь,
- Защищая других – ты себя защищаешь!
- И прощая других – ЖИЗНЬ себе упрощаешь!
- И совсем по-другому себя ощущаешь!
11. Заключительный этап занятия. (Слайд № 8) (Вновь звучит “Лунная соната” Бетховена) Учитель раздает ладошки, вырезанные из бумаги.
Учитель:
- Я предлагаю вам, ребята, уходя с нашего занятия, приклеить свою “ладошку”, символ взаимного уважения, к ватману, висящему на входной двери, если вы согласны с высказываниями на доске. А если вы не согласны, то заберите ее с собой. Пусть эта ладошка напоминает о том, что нужно стремиться к тому, чтобы быть достойным уважения окружающих.
Используемая литература:
- Классный час “Каждый человек достоин уважения”. Автор: И.В.Игнатова, учитель школы № 2010, г. Москвы.
- Н. Е. Щуркова. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Muzofon.com
- С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры. – М., 1995 г.
Приложение № 1
Высказывания
- “Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь”. Пословица.
- Проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим - признак воспитанности, культуры человека.
- “Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства”. Виссарион Белинский.
- “Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других”. Джек Лондон.
- Если хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других.
- Ты достоин уважения, если уважаешь других.
- “Мы бываем счастливы только чувствуя, что нас уважают”. Блёз Паскаль.
- “Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего не уважает себя”.
- Федор Михайлович Достоевский.
- “Уважать – значит утруждать себя ради другого”. Блёз Паскаль.
Приложение № 2
Словарик терминов
Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Пиетет - глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.
Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.
Благоговение – 1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней, 2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо.
Респект - уважение; признание; почёт, почтение; почтительность.
Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь;
Почитание - чувство глубокого почтения, уважения к кому-л., чему-л. Например, я его почитаю отцом, за отца, признаю и уважаю; почитаю, как отца.
Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию;
Толерантность — терпимое отношение; признание равенства всех рас, полов, возрастов, социальных групп, религий и т.д.
Почтение - 1) Глубокое уважение, испытываемое или проявляемое по отношению к кому-л., чему-л. 2) устар. Процесс действия по знач. глаг.: почтить (1).