Подготовка к уроку.
- Постановка сценки.
- Подготовка презентации с заданиями.
- Распечатка заданий к уроку на каждого ученика для оптимизации организации работы на уроке.
Тип урока.
- Обобщающий урок по теме.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Все упражнения объединены одной общей мыслью: путём цепочки рассуждений провести доказательство.
- Все задания начинаются словами “доказать или (опровергнуть)...”.
- Необычность ситуации - показать, что “доказывать” приходится не только на уроке геометрии, но и на уроке алгебры.
Цели.
- Ученики определяют степень многочлена; находят целочисленные корни; доказывают, что уравнение не имеет рациональных корней, решают уравнения с параметрами; решают нестандартные уравнения.
- Ученики учатся рассуждать, обосновывать и доказывать; овладевать компонентами, приёмами и методами доказательства; проводить доказательство строго с опорой на определения и теоремы.
- Учитель убеждает, что любое положение должно быть аргументировано обосновано.
- Учащиеся имеют возможность убедиться в том, что “доказательство” - образец мыслительной деятельности человека, который лежит над предметом. Любая наука строится единообразно.
- Учащиеся знакомятся с изречениями, положениями, высказываниями известных людей о значении доказательства.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию материала. Мотивация.
Учитель. Итак, “Целое уравнение и его корни”. Сценка. Учитель, включаясь в роль: “Боже мой! Откуда такой сильный ветер?” Ведущий. Да, ветер очень сильный. Но это обстоятельство не помешало Шерлоку Холмсу и его неизменному спутнику Ватсону отправиться в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности. Вскоре, однако, они заметили приближающегося к ним человека.
- Не могли бы Вы, хотя бы приблизительно, сказать нам, где мы находимся? - спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил: “ Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара”. Очередной порыв ветра понес шар дальше в неизвестном направлении.
Черт бы побрал этих математиков! - раздраженно проговорил Шерлок Холмс.
А почему вы считаете, что этот человек был математиком? - как всегда удивился Ватсон.
Ну, во-первых, прежде чем ответить, он подумал; а во- вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас. Язык математики должен быть точным. Всякое его искажение, любая маленькая неточность разрушает логику рассуждений. А что за математика без логики?
(Ведущий) Удивительная способность человеческого разума получать новые факты и доказывать истинность каких-то утверждений, не прибегая к опыту, а только рассуждая.
Учитель. Этот незатейливый математический анекдот напоминает: хорошо бы всем мыслить, как математики. Вот эту удивительную способность надобно развивать.
Деятельность учеников | Деятельность учителя, как координатора идей. |
II. Устная работа. 1. Докажите, что уравнение: а) не имеет корней; б) 3+7х – 47=0 не имеет отрицательных корней. 2. Доказать, что уравнение - 131 =0 не имеет целых корней. 3. Числа 13 и -24 являются корнями уравнения . Укажите наибольший корень уравнения. |
1. Левая часть уравнения положительна 2. (доказательство методом “от противного”) если есть отрицательные корни, то левая часть при любом значении переменной отрицательна. 3. Целые корни находятся среди делителей свободного члена; проверяем -1, +1, -131, +131 4. Уравнение может иметь 4 корня; левая часть – чётное выражение, значит, -13 и +24 – тоже корни. Ответ: 24 – наибольший корень. |
III. Основная часть. 1. Докажите, что при любом “b” уравнение является уравнением 7-й степени. Доказательство. - ( D< 0Не существует таких “b”, при которых коэффициент при равен “0”. |
1.Понятие степени уравнения. 2.Каков алгоритм действий для определения степени уравнения? Раскрыть скобки, представить в виде Р(х)=0, расположить в порядке возрастания или убывания. |
2. Докажите, что число + является решением
уравнения и на основании этого факта докажите, что число + - иррациональное. Доказательство. 1. - 10 + 1=0 - 10 ; 24 – 25+1=0Число+ - корень уравнения. 2. Уравнение не имеет целых корней; покажем, что оно не имеет рациональных корней. Предположим противоположное тому, что надо доказать: несократимая дробь (p корень уравнения , тогда верно равенство: Правая часть делится на “q”. Значит, “р” делится на “q”. Получили противоречие с тем, что - несократимая дробь. Значит, наше предположение неверно, а верно то, что требовалось доказать, т. Е. уравнение не имеет рациональных корней. |
Доказательство от противного. Это
способ доказательства, который так любил Евклид,
является одним из наиболее мощных орудий
математики. (Харди Г.)
1. Алгоритм доказательства от противного. 2. Понятие числа: натуральное, целое, рациональное, иррациональное. 3. Свойства делимости. |
3. Доказательство внутри решения, как
его часть. Решить уравнения, используя свойство монотонности функций: А) Ответ: 1 Б) Ответ: 2 В) Ответ: 2 Г) Ответ: 2 |
Алгоритм рассуждений. 1. Обозначим левую часть уравнения через f(x). 2. Сумма возрастающих функций - возрастающая функция. 3. Сумма убывающих функций - убывающая функция. 4. Монотонная функция принимает каждое своё значение лишь при одном значении аргумента. |
4. Решите уравнение: – = 2 Обозначим левую часть через функцию: f(x)= – Укажем область определения: х -3. Доказали, что уравнение имеет один корень. Учитывая, что х -3 и квадратный корень должен извлекаться, пробуем х=-2 и х=1. Ответ: х=1. |
1.Функция убывающая, как сумма убывающих
функций. 2. Монотонная функция принимает каждое своё значение лишь при одном значении аргумента. |
5. Решите уравнение, используя свойство
монотонности:
1.Обозначим левую часть через функцию: f(x)= Функция – чётная, график симметричен относительно оси ОУ. Проведём исследование для х 0. Данную функцию можно рассматривать, как сумму двух функций f(x)=, обе для условия х 0 являются возрастающими, значит, принимают значение “0” один раз. Доказали, что уравнение имеет один корень (х=3). А так как график чётной функции симметричен относительно оси ОУ, то исходное уравнение имеет 2 противоположных корня. Ответ: -3 и 3. 6. Решить уравнение: а) 2001 – 1999 =0 Решение. 1) Х1 = -1; 2) по теореме Виета х1х2= - Ответ: -1; б) 2000 Решение.1) Х1 = 1; 2) по теореме Виета х1х2= - Ответ: 1; - |
5. Дополнительные вопросы и
теоретические обоснования. 1. Как называется данное уравнение? 2. Способ решения – введение новой переменной. 3. Свойство графика чётной функции.
6. Коэффициенты уравнения громоздки для использования формул корней квадратного уравнения. Какой ход рассуждений приводит к быстрому решению данного уравнения? 1. Целые корни находятся среди делителей свободного члена. 2. Теоремы Виета. |
Заключительная часть. Диалог
учителя со своими учениками. 1. Какое слово чаще всего употреблялось на уроке? 2. Как может звучать тема урока? 3. Как понимать японское изречение: “Доказательства лучше рассуждений”. 4. Как понимать положение римского права: “Бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает?” 5. Ватсон напомнил: “Математика – способ приучать ум к точному и последовательному мышлению”. 6. Это не значит, что всем людям необходимо быть глубокими математиками, но, усвоив тот способ рассуждения, к которому неизбежно приобщает наука, люди способны будут переносить его в другие области знаний, с которыми им приведётся иметь дело. |
1.“Доказать” 2.Например, “Учимся рассуждать и доказывать”
4. Можно привести пример: Н.И.Лобачевский доказывал право на существование Неевклидовой геометрии, несмотря на то, что некоторые современники считали его “не в себе”. |