Цели урока: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; пояснить, почему парные по звонкости – глухости согласные в конце и в середине слова – это орфограмма; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей.
Ход урока
I. Мотивационное начало урока: (Слайд №1)
Учитель. Покажите умные глазки, ровные спинки. Улыбнемся от души.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!
Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи.
Учитель. Откройте тетради, пропустите две строчки.
Запись числа и классной работы.
II. Минутка чистописания.
Учитель. Нам пришло письмо из Звукобуквограда, (слайд №2) только я не могу прочитать, что здесь написано. Помогите мне, ребята! (Слайд №3).
Дети: Это элементы букв Б, В, Г, Д, Ж, З.
Учитель.: Какие звуки обозначают эти буквы? Назовите глухие пары этим звонким согласным.
Запишите эти пары. (Слайд №4). Придумайте по три слова, чтобы на конце их были звонкие или глухие согласные, запишите их. Проверка слов.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель.: К нам на урок прилетела Каркуша за помощью (Слайд №5). Ей нужно буквы в слова вставить, а она никак разобраться не может, где “б”, а где “п” каркать.
Сугро... зу... ду...ки Сер... голу...кА гри...ки Шу...кА гре...цы су...
Итак, если Каркуша будет каркать, она будет писать или произносить слова?
Дети: Произносить.
Учитель: Какой звук она произнесет вместо точек?
Дети: [п]. (Слайд №6)
Учитель: Почему так?
Дети:: Парные согласные в конце и в середине слов оглушаются.
Учитель: Гласные и согласные бывают такие опасные. Звук очень четко слышится, а буква другая пишется. Какая здесь орфограмма?
Дети:: Правописание звонких и глухих согласных.
Учитель. Как нужно поступить Каркуше, чтобы правильно написать слова?
Дети: Подобрать проверочные слова:
Учитель.: Как надо подбирать проверочные слова?
Дети: Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной стоял гласный звук.
Парные согласные -
Самые опасные!
Ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!
Учитель: К словам на экране подберите проверочные слова, запишите слова парами с проверочными словами, вставляя пропущенные буквы. (Слайд №7)
Скажите, какова тема нашего урока?
Дети “Правописание звонких и глухих согласных в конце и в середине слова”
(Слайд №8)
Какую цель мы перед собой поставим?
Дети: Научиться правильно писать в словах парные звонкие и глухие согласные.
IV. Работа с учебником:
Прежде, чем мы возьмем в руки учебник, скажите, как надо обращаться с учебником?
Откройте с.118., упр. 177.
Самостоятельно, 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. Затем меняемся тетрадями для проверки.
Отгадайте загадки:
Вскинет огненный Меч,
Да некого сечь.
То рявкнет басом,
То плачет часом.Нашумела, нагремела
Все помыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила...
(Гроза)
Видео “Маша и медведь” о грозе.
Учитель:
- Какое явление природы мы здесь увидели?
- Когда она чаще всего бывает?
- Какие вы знаете стихи о грозе?
Дети
Гром гремит на всю округу.
Грому рады - ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что всё вокруг дрожит...Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнёт вокруг вдруг ярко.
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.Ах, гроза-егоза,
Молний рыжие глаза,
Дождь небрит и колюч
Бородой торчит из туч.В тучках прячется гроза,
Злится точно, как коза.
Только рожки у нее,
Молний острое копье.
Упр. 178. Прочитайте строки из стихотворения Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. Найдите слова, в которых звонкие согласные звуки помогают услышать звуки грозы.
Запишите стихотворение по памяти. Самопроверка по учебнику.
На какой звук оканчивается слово ГРОМ? Нужно проверять его написание? А написание каких звуков надо проверять? Парных согласных.
V. Рефлексия.
Проверьте написание слов – названий предметов с помощью слов – названий действий: (Слайд №9)
Указка – указать, замазка - ..., просьба -..., косьба-..., погрузка-..., завязка-..., пляска-...
- Чему учились на уроке?
- Что важное, полезное было на уроке?
- Что понравилось на уроке больше всего?
Оцените свою работу на уроке смайликом с разной мимикой. (Слайд № 10)
VI. Домашнее задание: упр.176.