Правописание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели урока: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; пояснить, почему парные по звонкости – глухости согласные в конце и в середине слова – это орфограмма; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; развивать речь детей.

Ход урока

I. Мотивационное начало урока: (Слайд №1)

Учитель. Покажите умные глазки, ровные спинки. Улыбнемся от души.

Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.

Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи.

Учитель. Откройте тетради, пропустите две строчки.

Запись числа и классной работы.

II. Минутка чистописания.

Учитель. Нам пришло письмо из Звукобуквограда, (слайд №2) только я не могу прочитать, что здесь написано. Помогите мне, ребята! (Слайд №3).

Дети: Это элементы букв Б, В, Г, Д, Ж, З.

Учитель.: Какие звуки обозначают эти буквы? Назовите глухие пары этим звонким согласным.

Запишите эти пары. (Слайд №4). Придумайте по три слова, чтобы на конце их были звонкие или глухие согласные, запишите их. Проверка слов.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель.: К нам на урок прилетела Каркуша за помощью (Слайд №5). Ей нужно буквы в слова вставить, а она никак разобраться не может, где “б”, а где “п” каркать.

Сугро... зу... ду...ки
Сер... голу...кА гри...ки
Шу...кА гре...цы су...

Итак, если Каркуша будет каркать, она будет писать или произносить слова?

Дети: Произносить.

Учитель: Какой звук она произнесет вместо точек?

Дети: [п]. (Слайд №6)

Учитель: Почему так?

Дети:: Парные согласные в конце и в середине слов оглушаются.

Учитель: Гласные и согласные бывают такие опасные. Звук очень четко слышится, а буква другая пишется. Какая здесь орфограмма?

Дети:: Правописание звонких и глухих согласных.

Учитель. Как нужно поступить Каркуше, чтобы правильно написать слова?

Дети: Подобрать проверочные слова:

Учитель.: Как надо подбирать проверочные слова?

Дети: Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной стоял гласный звук.

Парные согласные -
Самые опасные!
Ты их проверяй -
Рядом гласный подставляй!

Учитель: К словам на экране подберите проверочные слова, запишите слова парами с проверочными словами, вставляя пропущенные буквы. (Слайд №7)

Скажите, какова тема нашего урока?

Дети “Правописание звонких и глухих согласных в конце и в середине слова”

(Слайд №8)

Какую цель мы перед собой поставим?

Дети: Научиться правильно писать в словах парные звонкие и глухие согласные.

IV. Работа с учебником:

Прежде, чем мы возьмем в руки учебник, скажите, как надо обращаться с учебником?

Откройте с.118., упр. 177.

Самостоятельно, 1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик. Затем меняемся тетрадями для проверки.

Отгадайте загадки:

Вскинет огненный Меч,
Да некого сечь.
То рявкнет басом,
То плачет часом.

Нашумела, нагремела
Все помыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила...
(Гроза)

Видео “Маша и медведь” о грозе.

Учитель:

  • Какое явление природы мы здесь увидели?
  • Когда она чаще всего бывает?
  • Какие вы знаете стихи о грозе?

Дети

Гром гремит на всю округу.
Грому рады - ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что всё вокруг дрожит...

Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнёт вокруг вдруг ярко.
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.

Ах, гроза-егоза,
Молний рыжие глаза,
Дождь небрит и колюч
Бородой торчит из туч.

В тучках прячется гроза,
Злится точно, как коза.
Только рожки у нее,
Молний острое копье.

Упр. 178. Прочитайте строки из стихотворения Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. Найдите слова, в которых звонкие согласные звуки помогают услышать звуки грозы.

Запишите стихотворение по памяти. Самопроверка по учебнику.

На какой звук оканчивается слово ГРОМ? Нужно проверять его написание? А написание каких звуков надо проверять? Парных согласных.

V. Рефлексия.

Проверьте написание слов – названий предметов с помощью слов – названий действий: (Слайд №9)

Указка – указать, замазка - ..., просьба -..., косьба-..., погрузка-..., завязка-..., пляска-...

  • Чему учились на уроке?
  • Что важное, полезное было на уроке?
  • Что понравилось на уроке больше всего?

Оцените свою работу на уроке смайликом с разной мимикой. (Слайд № 10)

VI. Домашнее задание: упр.176.