Цель учебного занятия:- формирование понятий изучаемых в математической статистике
Задачи:
Образовательные (дидактические):
- сформировать представление о статистике как науке;
- ознакомить студентов с понятием статистика и используемых в ней основными статистическими характеристиками; являющимися основной для развития профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по специальности (Таблица 1)
- применение знаний в практической деятельности.
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность обучающихся;
- продолжить формирование предметного языка;
- способствовать формированию у обучающихся единой научной картины мира путем выявления межпредметных связей статистики и различных наук.
- развивать общетрудовые и политехнические умения (развитие операционно-контрольных умений – оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемой дисциплине, информационную культуру; готовность к выполнению общепринятых норм и правил, высокой работоспособности и организованности
- развитие общих компетенций (Таблица 2.)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная работа
- индивидуальная работа.
Таблица 1. Результаты обучения на учебном занятии
Код | Результат обучения | Показатели результата | |
Знания | |||
З.1 | Значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе | Дает определение понятия статистики и
её характеристик. Называет правила вычисления статистических характеристик. Выбирает наиболее рациональный способ или метод решения поставленной задачи. |
|
З.2 | Значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития математической статистики | Характеризует историю возникновения, развития и связь статистики с другими науками. | |
З.3 | Универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применяемость во всех областях человеческой деятельности | Оценка за составление практических заданий, результата устных ответов выполнения теста | |
З.4 | Знает вероятностный характер различных процессов окружающего мира | Оценка результата устных отвеов, выполнения теста | |
Умения | |||
У.1.1 | выполняет арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; | Правильно выполняет арифметические действия | |
У. 2.2 | пользуется приближенной оценкой при практических расчетах | Выполняет округление чисел в соответствии с правилами | |
У.6 | строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций; | Приводит отличия графических изображений, использованных в статистике | |
У.31 | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни анализа информации статистического характера | Использует знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для построения и исследования простейших
математических моделей. Сопоставляет явления, факты окружающего мира с данными статистических расчетов. |
Таблица 2. Формируемые общие компетенции на учебном занятии
Код компетенции | Общие компетенции | Показатели оценки результата, задания и этапы занятия |
ОК.1 | Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Называет межпредметные связи, применение знаний в профессиональной деятельности, мотивация к саморазвитию – самостоятельная внеаудиторная работа, рефлексия. |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Выполняет все виды работ, предлагаемых
преподавателем – проверочный тест, задания с
модулями ФЦИОР, работа с текстом, составление
конспекта, выполнение домашнего задания; Использует общие приемы при решении ситуационных задач, формулирует выводы – определение темы, целей занятия, проводит рефлексию по полученным знаниям; Проводит самооценку выполненной работы - по окончанию выполненных заданий. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Выполнение домашнего задания при помощи интернета, сохраняет в удобном формате полученную информацию, работа с модулем ФЦИОР; |
ОК.9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Четко выполняет различные предлагаемые задания и переключается в работу после перемещения в установленный регламент времени. |
Тип урока: урок изучения нового материала
Педагогическая технология (ее элементы): технология модульного обучения информационно-коммуникационные технологии
Таблица 3. Методы обучения, используемые на учебном занятии
По источникам получения знаний: | Программированные задания, словесный:
дают определения математических терминов. Наглядные: мультимедиапрезентация. Практические: составление опорного конспекта, выполнение проверочного теста |
По характеру познавательной деятельности и усвоению содержания образования: | Проблемные: решение ситуационных задач. Частично-поисковый: анализ собственного жизненного опыта. |
По степени самостоятельности: | Учебная деятельность при сопровождении
преподавателя; индивидуальная работа; Самооценка деятельности на учебном занятии. |
Приемы обучения:
- вызов – просмотр видео;
- работа с дидактическими материалами (информационный текст);
- работа с модулями ФЦИОР;
- определение терминов;
- установление соответствия;
- составление опорного конспекта;
- решение задач;
- выполнение проверочного теста;
- рефлексия с использованием составления синквейка в соответствии с темой учебного занятия и определения эмоционального состояния на занятии.
Методическое обеспечение:
- методическая разработка учебного занятия;
- модули ФЦИОР
- задания (Приложение №1);
Средства обучения: Компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, дидактический материал.
- Внутрипредметные связи:
- Элементы теории вероятности.
Межпредметные связи:
- ОБД.04 История
- ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Используемая основная литература.
- Башмаков, М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И.Башмаков – 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2013.-256 c.;
- Башмаков, М.И. Математика: Задачник: учеб.пособие для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И.Башмаков - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2013.- 416 с.
- Презентация.
Интернет-ресурсы.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: режим доступа: www.fcior.edu.ru;
- Математика в мире: обзор. История математики. Персоналии: известные математики. Словарь терминов – Режим доступа:
- http://www.groups.dcs.standrews.ac.uk/~history/Indexes/HistoryTopics.html;
Эпиграф к занятию:
Еще в 1888 году Менделеев Д.И. сказал:
“Грубую форму статистики
поэты когда-нибудь облекут в стихи,
потому что цифрами открывается сила,
власть, людские слабости
и много других сторон мира”.
Технологическая карта занятия
Этап занятия (время, мин) | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат (показатели) |
1. Организационный этап Цель: Организация обучающихся на учебную деятельность (3 минуты) |
Организовать обучающихся и настроить на дальнейшую деятельность Определить порядок работы на занятие | Приветствует обучающихся, Создает эмоциональный настрой на работу. Эмоциональная лестница. Озвучивает регламентирует порядок действия на занятии, порядок оценивания | Приветствуют преподавателя,
настраиваются на работу Изучают маршрутный лист (приложение, лист1) |
Обучающиеся знают и принимают
правила работы на занятии Готовность к работе на
занятии, отсутствуют организационные вопросы Заполнена эмоциональная лестница |
2. Повторение. Цель: Проверка знаний по пройденному материалу (12 минут) |
Выполнения теста | Озвучивает регламентирует порядок выполнения теста. Записывает на доске статистику проведенного теста | Выполнение теста и самооценка (приложение лист 2) Обучающиеся проводят общую оценку выполнения теста группой |
Согласно эталону (приложение лист 3) на слайде, самооценка согласно критериям в маршрутного листа. |
3. Постановка темы и целей
занятия Цель: Сформулировать тему, цель и задачи занятия (10 минут) |
Создать мотивационную ситуацию для определения цели и постановки задач обучающимися | Задает вопросы - о чем говорится в
мультфильме. Подводит обучающихся к осознанию целей и задач занятия. Задает наводящие вопросы |
Просматривают видео, формулируют тему. Отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачи учебного занятия. Проводят самооценивание – работа с маршрутным листом | Озвучивание темы обучающимися,
соответствие слайду презентации, запись в
тетради Соответствие слайдам презентации занятия. Соответствие ответов прогнозируемым ответам (запланированным педагогом) |
4. Изучение нового материала Цель: формирование знаний и умений (40 минут) |
Изучить самостоятельно материал, составить опорный конспект | Отмечает степень вовлеченности студентов в работу. Контролируя регламент. | Работа с модулем ФЦИОР (приложение
3, приложение 4) и с информационным
текстом (приложение, лист 4). Анализирует полученную информацию, составляют опорный конспект (приложение, лист 7), проводят самооценку, заносят в маршрутный лист |
Опорный конспект, заполненный маршрутный лист, озвучивание конспекта |
5 . Первичное закрепление Цель: формирование умений по теме (15 минут) |
Решение задач. Акцентировать внимание на домашнем задании | Предлагает задачи для совместного решения. Возвращается к одной из задач занятия и поясняет, что именно этим заданием достигли. Озвучивает ДЗ. | Внимательно смотрят презентацию, решают задачи (приложение, лист 5, анализируют содержание, предлагают свои примеры. Отвечают на вопросы. Записывают ДЗ (приложение, лист 8) | Оценка деятельности преподавателем. Устный, фронтальный опрос. Использование материала на следующем занятии. |
6. Рефлексия. Цель: Обобщить полученные знания на занятии. (5 минут) |
Составить синквейн | Возвращается к цели, задачам занятия, выясняет, достигнуты ли они, предлагает выполнить творческое задание (приложение, лист 6). | Высказывают свое мнение по пройденному материалу. | Зрительная оценка количества участвующих в обобщении пройденного материала |
7. Подведение итогов занятия. Цель: подведение итогов деятельности (5 минут) |
Оценить эмоциональное состояние и
достигнутый результат в конце занятия. Дать качественную оценку работы группы и отдельных студентов. |
Предлагает сдать м/л. Комментирует
полученные результаты и подводит итог занятия в
целом и результаты каждого студента. Благодарит студентов за работу |
Отмечают свое эмоциональное состояние, сравнивают с результатами начала занятия | Самооценка, расчет среднеарифметического значения поставленных баллов, лестница эмоционального состояния. |