Турнир по решению логических и нелогических задач по информатике

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Я хочу поделиться своим опытом подготовки и проведения интересного мероприятия.

В нашей школе ежегодно проводятся предметные недели. На неделе математики и информатики уже в течение нескольких лет стало хорошей традицией проводить Турнир по решению логических и нелогических задач по информатике (далее – Турнир).

Турнир рассчитан на участников из 5, 6 и 7 классов. Задачи подобраны с учетом увеличения сложности от класса к классу. Для каждой параллели разработаны разные наборы заданий.

Формат проведения Турнира – игра. Из-за занятости детей и невозможности провести мероприятие во внеурочное время (школа работает в две смены), изначальный вариант Турнира (в некоторые годы – раздача задач на дом, прием в течение предметной недели, в другие – проведение игры после уроков) был модернизирован и подогнан под рамки одного урока.

В 5, 6 и 7 классах урок информатики проходит один раз в неделю, что позволяет на предметной неделе посвятить его мероприятию, а на следующей неделе – подведению итогов мероприятия, награждению победителей и разбору задач.

Многолетняя практика показывает, что дети, однажды поучаствовавшие в Турнире, с радостью узнают о том, что он снова скоро проходит в рамках предметной недели.

Далее я расскажу о достоинствах и особенностях Турнира.

Особенности Турнира

1. Турнир полностью очный, решение задач происходит на глазах учителя, что исключает списывание ответов, подтасовку результатов и нечестный подсчет баллов.

2. Турнир укладывается в один 45-минутный урок (при условии правильной организации и своевременной подготовки – таких, как: расстановка столов в аудитории; подготовка материалов для проведения жеребьевки; тщательное проговаривание и обсуждение с участниками правил Турнира).

3. В Турнире участвуют все учащиеся класса (если класс делится на группы, то в каждой группе Турнир проводится независимо от других групп). Конечно, иногда находятся учащиеся, которые по тем или иным причинам не захотят участвовать (плохо себя чувствуют, находятся в плохом расположении духа) – не стоит их насильно заставлять. Пусть посидят в сторонке, понаблюдают, если захотят включиться в работу – не нужно отказывать. В моей практике такое было лишь однажды.

4. Деление группы на команды проходит по четко отработанному алгоритму, с помощью жребия (описание дано в разделе “Жеребьевка”). Нельзя заранее знать, в какую команду ты попадешь, и кто будет капитаном этой команды – это особенно вызывает интерес у детей, которые по каким-то причинам никогда не были лидерами в коллективе. У них появляется шанс стать капитаном и испытать на себе, как это – быть главным, нести ответственность за действия своей команды. Конечно, все по-разному справляются с этой задачей, но роль лидера в данном случае – чисто формальная (детям об это говорить не следует, пусть ко всему относятся серьезно). Никаких серьезных действий от капитана не требуется – кроме контроля записи ответов в лист и принятия окончательных решений о названии команды и ответах на задания. На работе команды его, возможно неумелые, действия практически не отражаются, и все проходит, как правило, гладко.

5. Каждая команда сама выбирает себе название – некоторые наши учителя ставят условие, что название должно быть связано с информатикой – но я не хочу ограничивать детей. В моей практике были случаи, когда команды назывались “Цветочек”, “Котлеты” или например, “Star Wars”. Детям нравится выбирать самим, процесс придумывания названия всегда очень их увлекает, обязательно не нужно торопить их с названием, не страшно, что оно появится не в начале урока, а к середине. Единственное условие, которое я ставлю – название должно быть приличным.

6. Все команды получают одинаковые задания, что исключает несправедливость оценивания. Следует сразу предупредить команды, что соседи могут услышать их решение, и тем самым он невольно поспособствуют их победе, поэтому стоит обсуждать решения вполголоса. Столы для команд в кабинете также расставляются по возможности подальше друг от друга. Такая замечательная особенность Турнира приводит к тому, что на данном уроке, в отличие от других мероприятий с использованием командных форм работы, царит тишина, и лишь приглушенные разговоры говорят о том, что работа идет и решения ищутся.

7. Задачи подобраны из разных источников, это и “Занимательные задачи по информатике” Босовой Л.Л. [1], и “Занимательная информатика” Златопольского Д.М. [2], и многочисленные сборники занимательных задач для кружков математики и информатики. Некоторые задачи найдены на просторах интернета, авторство установить не удалось. Я ни в коем случае не претендую на авторство задач, я лишь подобрала их из огромного количества источников, некоторые сформулировала немного по-другому. Каждый из вас может составить задачи для Турнира сообразно собственным подходам к преподаванию и к сложности изучаемого материала. Возможно, с некоторыми задачами учащиеся уже сталкивались на уроках, кружках, но это не страшно. Лишний раз они убедятся в том, что получать знания – полезно, и их эрудиция и знание материала может пригодиться, например, в таких конкурсах.

Жеребьевка

Теперь я подробнее опишу процесс деления на команды с помощью жребия. Для него нам понадобится: несколько полосок картона трех цветов (использую картон как прочный материал, бумажные полоски придется менять каждый год).

Использую 5 картонок каждого цвета (всего 15 штук), на одной из картонок каждого цвета пишу букву “К” с обратной стороны (тот, кому она достанется – будет капитаном команды), и складываю картонки пополам. Не страшно, что твердый картон не позволит соединить половинки, лучше, если фишка получится объемная – так ее проще будет нащупать и достать из коробки.

Я делю класс на три команды, но можно поделить и на две, и на четыре – главное, помните: если в команде будет слишком много человек, они будут мешать друг другу, а если слишком мало – может оказаться так, что все учащиеся подберутся слабые и решать будет некому. Оптимальное количество – 3-5 человек в команде.

На заранее сдвинутых столах (по две парты, чтобы получился квадратный стол) в разных концах класса расставляю три таблички (из листа А4 складываю и скрепляю степлером) соответствующего цвета.

В группах у меня разное количество человек, от 12 до 15, поэтому слежу, чтобы количество картонок было чуть больше или равно количеству человек, а также, чтобы картонка с буквой “К” обязательно присутствовала в коробке. Во время жеребьевки также слежу, чтобы команды получились примерно равные или количество человек в них отличалось ровно на одного.

Подхожу по очереди к учащимся и предлагаю, не глядя, выбрать фишку из коробки. Учащийся достает фишку и пересаживается за стол соответствующего цвета. После того, как все команды сформированы, фишки у учащихся забираю обратно в коробку.

Конечно, не все учащиеся останутся довольны тем, как выпал жребий, и кто стал капитаном, но следует им объяснить, что в этом и заключается жеребьевка, которая дает всем одинаковые шансы на успех.

Итак, команды заняли свои места, думают над названием, самое время рассказать правила Турнира.

Правила Турнира

1. Каждая команда получает лист с 10 задачами (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3);

2. Каждая задача оценивается разным количеством баллом – от 1 до 5;

3. При оценивании баллы за правильные ответы суммируются и заносятся в лист для подсчета очков (Приложение 7);

4. Задачи у команд одинаковые, поэтому решение следует обсуждать вполголоса, чтобы не услышали команды соперников;

5. Команды сообща решают задания, записывают ответы в специальный бланк для ответов (Зачетный лист), на котором указывают название и состав команды, (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6) и сдают учителю в конце урока;

6. Итоги подводятся в течение недели, побеждает команда, набравшая в группе максимальное количество баллов;

7. Команда победителей на следующем уроке информатики награждается грамотой (Приложение 8, Приложение 9) и сладкими призами;

8. Две команды, набравшие меньше баллов, чем команда победителей, награждаются утешительными сладкими призами;

9. После подсчета баллов всеми учителями по все классам составляется рейтинг по каждой параллели. Команда (или команды), набравшая наибольшее количество баллов в параллели, награждается дополнительным дипломом победителя (Приложение 10) при подведении итогов предметной недели в актовом зале.

Некоторые нюансы Турнира

Чтобы Турнир прошел без заминок, все материалы и аудиторию подготовьте заранее.

Список материалов:

  • картонные фишки для жеребьевки трех цветов;
  • коробка или иная непрозрачная емкость (шапка, подарочный пакет и т.п.), в которую сложите фишки для жеребьевки;
  • таблички для столов с цветом команды;
  • листы с заданиями (2-3 на команду, 6-9 на класс);
  • зачетные листы (по количеству команд);
  • черновики (3-4 листа на стол);

Я советую распечатать для каждой команды не один, а два или три одинаковых листа с заданиями, чтобы они могли разделиться и одновременно решать несколько задач. Хорошо, если есть возможность распечатать листы на цветном принтере. В листах с заданиями учащиеся ничего не пишут, поэтому вы можете их использовать неоднократно, для всех классов каждый год. Можно их даже заламинировать, если есть возможность. Я просто вкладываю задания в файл.

Зачетный лист (лист с ответами) дайте только один, чтобы учащиеся не запутались. Контроль за записью ответов в зачетный лист следует возложить на капитана команды (или капитан команды может самостоятельно назначить ответственного за заполнение листа – лучше человека с хорошим почерком). Зачетный лист можно печатать черно-белый.

Я в течение многих лет проведения Турнира тщательно прорабатывала формат заданий и формат листа ответов, постоянно их модернизировала и, наконец, довела до такого вида, в котором ничего не хочется поменять. Хотя, возможно, кто-то и найдет недостатки, которые я упустила. Особенно тщательно я продумывала постановку вопросов в заданиях, которая исключает двоякое толкование, а также лист для ответов – специальные поля, при нужной доле внимания со стороны учащихся, помогут дать ответ в верной форме.

При подготовке грамот и дипломов для награждения команд обязательно указывайте состав команды. Каждому ребенку очень приятно, что грамота не какой-то безликой команде “Пончики” висит в классном уголке, а все видят, что он был в составе этой команды. Капитана команды тоже указывайте на грамоте (можно буквой “К” в скобках, можно полным словом). Список остальных участников делайте по алфавиту, чтобы никому не было обидно.

Я грамоты распечатываю пустыми и заполняю от руки цветными маркерами. В приложениях есть образцы, используйте, если понравятся. Для корректного отображения грамот установите шрифты (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13).

Для награждения команд я покупаю конфеты. Победителям – крупные, остальным – обычные, шоколадные, жевательные или леденцы. Можно конечно награждать победителей более весомыми призами, шоколадками и т.п., но если вы делаете это за свой счет – получается накладно. Например, у меня в этом году три пятых и пять шестых классов, это 8 команд-победителей, по 4-5 человек в каждой, то есть около 40 призов. Хорошо, если школа выделяет деньги на призы, но такое, увы, случается редко.

Совсем без призов оставлять детей тоже нельзя – этот урок должен отличаться от остальных и оставлять о себе хорошие воспоминания.

Награждение проходит на следующем после Турнира уроке информатики, то есть через неделю. Всю неделю они будут бегать за вами и спрашивать, кто же победил – не поддавайтесь! Не раскрывайте раньше времени секрет победителя! Это, во-первых, добавит дополнительную интригу, а во-вторых, объявить победителя надо при всей группе, чтобы все видели, какая команда самая сплоченная, самая умная, самая находчивая.

Кроме того, на следующем уроке выделите время в начале урока не только для награждения, но и для того, чтобы разобрать все задачи – пока еще учащиеся помнят, о чем шла речь в них, им очень интересно.

Иногда случается, что одна из команд подбирается очень слабая и учителю заранее понятно, что она не сможет победить. Но прелесть ежегодного проведения Турнира в том, что на следующий год в этом же классе будет проведен новый Турнир и набраны новые команды, поэтому те учащиеся, кто не выиграл в прошлом году, могут выиграть в этом. На протяжении трех лет складывается большая вероятность того, что каждый учащийся побывает в выигравшей команде.

На этом я заканчиваю рассказ о Турнире, и желаю удачи вам, дорогие коллеги, в проведении мероприятий!

Список литературы

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова., Ю.Г. Коломенская. Занимательные задачи по информатике. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013 г.;
  2. Д.М. Златопольский. Занимательная информатика. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011 г.