В современной жизни вновь актуальной становится проблема патриотического воспитания. Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с негативных позиций исторического прошлого нашей Родины.
У молодого поколения, сформировалось объективное представление о событиях, происходивших в нашей стране, и людях - участниках этих событий. Школа является единственной надеждой, по воспитанию подрастающего поколения в любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов. Патриотическое воспитание рассматривается как основное направление воспитательной работы, в основе которого лежит гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание - это воспитание уважения к традициям своего народа, страны, города и даже школы, в которой ребенок учится. В нашей школе тоже есть традиции, которые мы храним и передаем от одного поколения учащихся к другому. Цель воспитательной работы школы состоит в воспитании гражданина своего Отечества. На пути к достижению поставленной цели, школа решает следующие воспитательные задачи:
- Формировать высокое патриотическое сознание, формировать у обучающихся сознание “Я – Гражданин”;
- Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- Формировать уважение к членам семьи, формировать понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;
- Активизировать взаимодействие семьи и школы, через активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
- Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Примерно два десятилетия назад одной из основ воспитания было воспитание на примере героизма, проявленного советским народом в годы Великой Отечественной войны.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Самоуправление дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. Ученическое самоуправление в образовательных учреждениях обеспечивает:
- Формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;
- Участие ученического коллектива в управлении образовательным учреждением;
- Осуществление социально значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества;
- Осуществление культуросообразной деятельности школьников.
Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя обучающимся ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности.
Любовь к Родине - это и любовь к искусству родного народа. Но мы знаем, что молодежь редко проявляет интерес к народным песням, танцам, играм, обрядам, традициям.
Наш долг воспитывать у наших учеников уважение к народному творчеству. Этому способствуют различные праздники, концерты художественной самодеятельности, занятия в кружках.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с изучением истории родного края. Ведь любить - значит знать и понимать. Каждый раз мы стремимся дать нашим ученикам наиболее полное представление об истории родного города и области. Эта тема звучит и на уроках, и на классных часах, и на педсоветах, и на семинарах разных уровней, проводимых в нашей школе.
Наша работа по патриотическому воспитанию дает положительную динамику. И хотя пока это только слова, мы надеемся, что, повзрослев, наши выпускники будут истинными патриотами своей Родины.
Школа способствует формированию патриота, гражданина и хочется, чтобы наши труды не пропали даром. И семена любви к Родине, посеянные школой, проросли и принесли хорошие плоды.