Дидактические разработки содержат разнообразные логопедические игры, речевые задания и упражнения, способствующие развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР фонематического восприятия, расширению объёма словаря, формированию и совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи и психических процессов.
Дидактические разработки могут быть использованы как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
Дидактические разработки рекомендованы учителям – логопедам, воспитателям ДОУ.
Дидактические разработки предназначены для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
ЦЕЛЬ: повышение мотивации дошкольников в речевом развитии с использованием интерактивной доски и применением дидактических разработок.
ЗАДАЧИ:
- уточнение и расширение словарного запаса;
- формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
- развитие связной речи;
- развитие психических процессов.
Результативность
В результате использования интерактивной доски повышается качество обучения, дети дольше собраны и внимательны на занятии, эффективнее усваивается речевой материал, развиваются зрительное восприятие, внимание, память, мышление, зрительно-моторные и пространственные функции.
Дидактические разработки к логопедическим занятиям с использованием интерактивной доски для детей с ОНР.
Игра “Сосчитай”
Цель: совершенствовать умение детей согласовывать числительные с существительными, соотносить количество предметов с соответствующими цифрами, расширять словарный запас, развивать память и внимание.
Методические рекомендации: посмотри на картинку, сосчитай количество груш, яблок, бананов, апельсинов, арбузов и соедини с нужной цифрой.
Ребёнок проводит пальчиком и передвигает картинку, соединяя фрукты с нужной цифрой.
Игра “Сварим борщ и компот”
Цель: совершенствовать навыки детей, дифференцировать понятия “овощи” “фрукты”, активизировать словарный запас, развивать ориентировку в пространстве.
Методические рекомендации: овощи для борща положи в правую корзинку, а фрукты для компота – в левую.
Ребёнок проводит пальчиком и передвигает картинку, раскладывая овощи в правую корзинку, а фрукты – в левую.
Игра “Большой - маленький”
Цель: совершенствовать умение детей образовывать и употреблять в речи существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащать словарный запас, развивать память, внимание, мышление.
Методические рекомендации: рассмотри картинки и назови большие и маленькие фрукты (банан – бананчик). Передвинь маленький предмет к большому.
Ребёнок проводит пальчиком и передвигает картинку с маленьким предметом к большому.
Игра “Один - много”
Цель: совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки детей образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа, развивать память, внимание, мышление.
Методические рекомендации: посмотри на картинки и назови один и много фруктов. Соедини линией один фрукт и много фруктов.
Ребёнок проводит пальчиком или маркером линию и соединяет один объект и много объектов, называя при этом картинки (слива – сливы). Развиваются навыки словообразования.
Упражнение “Пройди по дорожке”
Цель: развивать зрительно-моторные функции, развивать связную речь, продолжать учить детей составлять рассказы - описания по предложенному плану.
Методические рекомендации: соедини точки плавной линией, стараясь не отрывать маркер от доски. Составь рассказ – описание по плану (назови фрукт; какой он формы, какого цвета; что у него есть (кожура, косточка); что из него можно приготовить).
Ребёнок соединяет точки маркером и, дойдя до конца дорожки, составляет рассказ – описание того предмета, к которому привела дорожка.
Упражнение “Дорисуй узоры”
Цель: развивать зрительно-моторные функции.
Методические рекомендации: дорисуй узор по образцу.
Ребёнок дорисовывает маркером узор сначала по точкам, а затем самостоятельно.
Задание “Сколько звуков в слове?”
Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Методические рекомендации: назови слово, отметь на звуковой схеме, сколько звуков в слове.
Ребёнок называет слово и цветными маркерами обозначает звуки в слове.
Задание “Где живёт звук?”
Цель: продолжать учить детей определять место звука в слове, развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Методические рекомендации: назови картинку и определи место звука в слове (начало, середина, конец) и отметь на схеме.
Ребёнок называет слово и цветным маркером обозначает место звука в слове.
Упражнение “Определи по цвету и форме”
Цель: активизировать словарный запас детей по теме “Фрукты”; совершенствовать умение детей соотносить предметы с определённой геометрической фигурой и цветом; развивать зрительное восприятие, внимание, память и мышление.
Методические рекомендации: назови картинку, определи форму и цвет; передвинь картинку к определённой геометрической фигуре.
Ребёнок называет слово и пальчиком передвигает картинку к нужной геометрической фигуре.
Упражнение “Нарисуй дорожку”
Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
Методические рекомендации: назови картинку, определи первый звук в слове; соедини линией картинку с определённым звуком.
Ребёнок называет слово, определяет первый звук в слове и проводит линию от картинки к нужному звуку.
Игра “Рассади пассажиров по вагонам”
Цель: совершенствовать умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; активизировать словарный запас; развивать внимание, память.
Методические рекомендации: Назови картинку, определи количество слогов в слове; посади пассажира в нужный вагончик.
Ребёнок называет слово, определяет количество слогов в слове и перемещает картинку в нужный вагон.