Технология формирования читательской компетенции у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Кузнецова Е. А., учитель начальных классов МОБУ СОШ № 21 г. Якутска. Мой стаж работы 22 года. Работаю в 2 классе по УМК НИШ изд.”Русское слово”. Хочу представить работу по технологии “Формирование читательской компетентности у младших школьников”.

В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

В условиях современного быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Эти способы овладения знаниями – универсальные учебные действия. При этом УУД должны развиваться и усложняться, без этого процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов.

Формирование читательской компетентности – одно из важнейших направлений в педагогической практике. (Умение работать с устными и письменными текстами, составлять план письменного текста и создавать письменные тексты) В современных условиях формирование ученика-читателя является социальной необходимостью, так как существуют факторы, тормозящие общее литературное развитие ребёнка: высокие цены на книжном рынке, телевизионная, компьютерная зависимость.

В 2015 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы повысить мотивацию к чтению, чтобы возник устойчивый интерес к чтению в период обучения и после него. А к концу 4 класса учащиеся имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии. Таким образом, возникли истоки проблемы формирования ученика-читателя

Проблемы:

  • противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
  • между количеством часов (4ч) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
  • наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Сформулировав проблему, увидев ее истоки, я поставила перед собой цель:
выявить приёмы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений и выяснение влияния различных методологических подходов на развитие речевой деятельности учащихся младших классов.

Цель работы определила конкретные задачи :

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Содержание образования способствует развитию умений изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Развиваются компетентности - общая способность ученика обнаружить свой опыт. Исходное понятие: Компетентность – интегральная способность личности действовать в различных жизненных контекстах. Ключевые компетентности (наиболее общие из интегральных способностей, необходимые в любом жизненном контексте)- это умение учиться, умение решать жизненные проблемы из них вытекают такие компетентности:

Учебно-предметная · информационная · коммуникативные · гражданская · социально-практическая.

Основные компетентности в литературной сфере, необходимые школьнику:

общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;

ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные

– речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров, позиции;

читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог “автор – читатель”, погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения. Формирование названных компетентностей достигается в результате освоения содержания образования, которое состоит из четырех частей.

Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.

Вторая – основные теоретико-литературные понятия.

Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий.

Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы).

В качестве критериев интереса будем рассматривать:

- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);

- положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;

- творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:

- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Большая часть учебной информации, с которой сталкивается школьник, представлена в текстовой форме. Противоречие заключается в том, что школьники, оказываются, не готовы к полноценному ее освоению, что предполагает творческое осмысление информации и использование для личной адаптации к условиям жизни в современном обществе. Данная трудность обусловлена несформированностью у детей такого качественного новообразования как читательская компетентность.

Под читательской компетентностью надо понимать качество личности, способствующее “творческому осмыслению литературного произведения; освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог “автор – читатель”; понимание специфики языка произведения”.

3 компонента:

Мотивационный компонент включает в себя ярко выраженную потребность в самостоятельном чтении, творческом самовыражении средствами литературы.

Операционный компонент читательской компетентности включает: систему знаний о тексте с точки зрения его структурного, видового, языкового разнообразия; базовые умения работы с текстом; специальные умения, связанные с творческим чтением и анализом (умение видеть в тексте конкретное историческое и общечеловеческое содержание; умение соотносить материал с конкретными жизненными ситуациями; умение соотносить информацию, полученную из разных источников), а так же сам процесс читательской деятельности, как действия.

Рефлексивный компонент предполагает сформированность умения соотносить полученную информацию с личным опытом и потребностями, давать собственную оценку содержанию.

Таким образом, читательская компетентность представляет собой сложное качественное новообразование личности и предполагает длительный процесс по ее формированию, поэтому, в рамках начальной ступени образования говорится лишь о начале ее становления.

В соответствии с психологическими особенностями младших школьников, которые характеризуются эмоционально-образным восприятием, формирующейся картиной мира, определением собственной позиции в этом мире и т.д., наиболее широкие возможности в формировании читательской компетентности предоставляют уроки литературного чтения. Это объясняется еще и тем, что данные уроки предоставляют благодатный материал для работы с разнообразными носителями информации, представленной в текстовом виде, знакомят детей с разными способами анализа текста, способствуют развитию личности.

Главным в моей педагогической деятельности является развитие индивидуальности ребёнка. Предпочтение я отдавала таким формам учебных занятий, как урок-исследование, урок-взаимообучение, урок-экскурсия. К использованию именно таких форм организации учебной деятельности пришла не сразу. Осознавая трудности каждого, с самого начала развивала у учащихся коммуникативные умения, самоконтроль и самооценку, умение задавать вопросы, находить способы для разрешения проблемной ситуации.

Класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом стремилась создавать такие условия, чтобы ученик мог проникнуть “внутрь” текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка.

Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы анализа литературного произведения.

1. Анализ образа конкретного героя. (Текст письменный и устный).

2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту. (Развитие мыслительных процессов).

3. Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера.

4. Рассказ от имени героя. (Речевое развитие).

5. Работа с иллюстрациями к произведению.

6. Театрализация.

7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.

Постепенно у воспитанников развивался интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Включала в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Параллельно совершенствовалась техника чтения. Целенаправленная, и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъектный опыт, формирует положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы.

Еще одним из видов творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения является сочинение стихов. Каждый ученик класса попробовал себя в поэтическом творчестве.

Заботясь о качестве обучения младшего школьника-читателя, нельзя забывать о социальной среде, которая влияет на весь процесс формирования личности - о семье, в которой ребёнок живёт и растёт. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволил обрести в их лице подлинных помощников. Разговор о детском чтении вёлся на родительских собраниях, где разъяснялись пути и способы формирования читательской деятельности детей в условиях семьи, расширение круга чтения, анализировались типичные затруднения детей в чтении книг.

Особое значение уделила работе по развитию связной письменной речи, а именно сочинению. Подход к работе над сочинением даёт положительный результат в речевом развитии детей: значительно увеличился их словарный запас, развилась образная сторона речи, связная речь, повысился уровень овладения грамматическим строем языка. Наблюдается динамика умственного развития.

Тема профессионального самообразования: “Резервы обучения оптимальному чтению”.

Использование технологии в первом и втором классах, методического аппарата учебника, творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы рабаты), ИКТ – технологий позволило мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения. Продолжая эту тему, в четвёртом классе считаю важным перейти на следующую ступень в обучении по предмету “Литературное чтение”. А именно: к формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников. Тема эта актуальна, это лишь один из вариантов решения данной проблемы.

Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели “поощрения”, доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, информирование родителей об условиях реализации методики “Хорошее время читать”, активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений.

Заключение

В заключение хочу еще раз отметить, что данная работа находиться на стадии апробации. Однако, промежуточные результаты, которые были представлены выше, позволяют говорить о положительном результате данной работы. В ходе работы у детей изменилась читательская позиция, которая выражается в следующем:

  • что в классе нет детей, которые не выполняют домашнее задание по литературе;
  • дети любят и умеют придумывать и выполнять различные творческие задания (при этом выбор творческого задания всегда обосновывается особенностями произведения);
  • умеют устанавливать связь между информацией, полученной из разных источников, на разных уроках.

Таким образом, работа, которая велась в рамках выделенных направлениях, позволяет влиять на становление читательской компетентности младших школьников.