Урок литературного чтения на тему "Русская народная сказка «Два Мороза»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: способствовать развитию навыков чтения, умения выделять главное в прочитанном тексте.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся познакомятся с русской народной сказкой “Два Мороза”, научатся осознанно читать, наблюдать за “жизнью” слов в художественном произведении, осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, понимать особенности сказочного текста, находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Метапредметные.

  • Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе и творческого характера.
  • Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
  • Личностные: сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд №2)

Презентация.

Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Чтобы не было заминки,
Начинаем мы с разминки.

II. Актуализация знаний.

  1. Конкурс чтецов. С. Есенин “Берёза”
  2. Прочитайте плавно, певуче; медленно, быстро; шёпотом, громко; выразительно.

Мороз не велик, да стоять не велит. (Слайд №3)

- Объясните смысл пословицы. Что обозначает слово “мороз”?

- Какой бывает мороз? Какие сказки о морозе вы знаете? Назовите их.

III. Сообщение темы, постановка целей.

- Отгадайте ребус и откроются слова, которые помогут вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. (Слайд №4)

- Какие слова получились? (Два Мороза)

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать произведение?

- Правильно, мы сегодня познакомимся с произведением “Два Мороза”. (Слайд №4)

IV. Объяснение нового материала.

1. Просмотр диафильма “Два Мороза”. Текст читает учитель. (Слайд № 5)

2. Первичная проверка понимания изученного.

- Понравился вам мультфильм? К какому жанру можно отнести это произведение?

- Раскройте смысл пословицы. (Слайд №6)

Топор лучше шубы греет.

Словарная работа. (Слайд №7, 8)

- В сказке вам встретились незнакомые слова. Послушайте толкование данных слов.

Бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек - человек, рубящий дрова.

Купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне и занимающийся обработкой земли.

Ёжиться – прятать лицо, руки от холода.

V. Физминутка. (Слайд №9)

VI. Закрепление.

1. Вторичное знакомство с произведением. Чтение сказки “за диктором”.

2. Работа в группах (на листочках вопросы для каждой группы).

1-я группа. Простые вопросы.

- Когда и где встретились вновь два Мороза?

- Что сказал младший Мороз старшему?

2-я группа. Уточняющие вопросы.

- Правильно ли я поняла, что старший брат смог заморозить барина?

- Правильно ли я поняла, что Морозу Синему носу затея не удалась?

3-я группа. Объясняющие вопросы.

- Почему тёплая одежда не помогла барину?

- Почему даже в дырявых лаптях и старом полушубке дровосек не замёрз?

4-я группа. Оценочные вопросы.

- Как вы оцениваете поведение барина?

- Понравился ли вам дровосек?

5-я группа. Творческие вопросы.

- Что было бы, если б старший Мороз побежал за мужиком?

- Изменится ли поведение барина после произошедшего?

6-я группа. Практические вопросы.

- Что надо было делать барину, чтобы не замёрзнуть?

VII. Самостоятельная работа по новой теме. (Слайд №10, 11)

Тест по тексту.

1. Что решили сделать братья Морозы?

а) поиграть;

б) порезвиться;

в) позабавиться.

2. Богатый купец ехал:

а) с колокольчиками;

б) с бубенцами;

в) со звоночками.

3. За кем побежал младший брат Мороз – Красный нос?

а) за рыбаком;

б) за охотником;

в) за дровосеком.

4. Какая у купца была шуба?

а) медвежья;

б) волчья;

в) лисья.

5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

а) кнутом;

б) поленом;

в) палкой.

6. Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?

а) печка;

б) костёр;

в) топор.

- Проверим тест:

1. В

2. А

3. В

4. А

5. Б

6. В

VIII. Рефлексия. (Слайд № 12)

- Что вы узнали на уроке?

- За что похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока.

- С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?

- Понравилась ли вам эта сказка?

- Чему она вас научила?

- На месте какого героя вы бы хотели оказаться?

- Актуальна ли тема сказки в наши дни?

- О чём рассказывается в этой сказке? (О трудолюбии)

3. Игра “Собери пословицу” (работа в парах) (Слайд №13)

  • Землю солнце красит, а человека труд.
  • Волков бояться, в лес не ходить.
  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Объясните смысл пословиц. Какая из пословиц подойдёт к нашей сказке?

X. Домашнее задание. (Слайд 14)

  • Прочитать сказку.
  • Выполнить здание № 5 с.202 (соотнести пословицы со смыслом сказки)