Игра-путешествие
Задачи:
- обобщить знания учащихся по грамматике русского языка,
- развивать интерес учащихся к предмету,
- воспитывать чувство коллективизма.
Класс разделен на команды по 5 человек в каждой (4 игрока и капитан).
Игровые станции оборудованы соответствующими указателями.
Игра начинается с вручения командам маршрутных листов с указанием пути следования, и команды начинают движение.
СТАНЦИИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ФОНЕТИЧЕСКАЯ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ
На каждой станции участники получают карточки с заданием и выполняют его. Оценки за выполнение задания жюри заносит в маршрутный лист соответственно номеру каждого участника.
Игра заканчивается после того, как все команды пройдут намеченный маршрут.
Жюри подводит итоги игры: подсчитывает количество полученных баллов, объявляет результаты и награждает участников грамотами и дипломами.
Задания для участников.
1. Станция “Теоретическая”
Конкурс капитанов. Капитаны выбирают карточку-задание и отвечают устно.
Карточка 1
1) Что изучает фонетика?
2) Расскажите, чем может быть осложнено простое предложение?
З) Расскажите о каком-либо словаре русского языка.
Карточка 2
1) Что изучает морфемика?
2) Расскажите о случаях обособления обстоятельств.
З) Расскажите о каком-либо стиле русского языка.
Карточка З
1) Что изучает морфология?
2) Расскажите о приложении, приведите примеры предложений с приложениями.
З) Расскажите о каком-либо русском ученом-лингвисте.
Карточка 4
1) Что изучает синтаксис?
2) Расскажите о видах связи слов в словосочетании, приведите примеры.
З) Расскажите о каком-либо русском ученом-лексикографе.
2. Станция “Фонетическая”
Выполнить фонетический разбор слов:
1) ёжики, 2) грустный, З) ясное, 4) молотьба, 5) лодка.
(Каждый участник разбирает только одно слово.)
З. Станция “Словообразовательная”
Выполнить морфемный разбор и словообразовательный анализ следующих слов:
1) прочитанный, 2) теплоходный, З) прескучно, 4) кухонный, 5) приоткрыв.
(Каждый участник разбирает только одно слово.)
“Составь слово”. Составить слово, взяв от указанных слов морфемы: от глагола проехать – приставку, от глагола дать – корень, от глагола двигают – окончание, от глагола создаются – суффикс возвратности. К полученному слову подобрать однокоренные слова различных частей речи.
4. Станция “Морфологическая”
Выполнить морфологический разбор указанных в предложениях слов.
1) С самого утра в воздухе3, не умолкая, стоял рокот моторов..
2) Замедляя3 ход, к станции подошел поезд.
3) Еще не высохшие от слез глаза заблестели радостной3 надеждой.
4) Слева раздались3 какие-то странные звуки.
5. Станция “Синтаксическая”
Составить предложение по данным схемам:
6. Станция “Лексикологическая”
“ПЕРЕВЕРТЫШИ”. Записанные в перевернутом виде пословицы, т.е. перестроенные с помощью антонимов, нужно восстановить.
ПЕРЕД ПРИМИРЕНИЕМ НОГАМИ БЕГАЮТ
(После драки кулаками не машут)
НАСЫПЛЕШЬ СЕБЕ ХОЛМ – КТО-ТО НА НЕГО ЗАЛЕЗЕТ
(Не рой другому яму, сам в нее попадешь)
ВСЕ МЕДЯКИ МАТОВЫЕ
(Не все то золото, что блестит)
НОВЫЕ ВРАГИ ХУЖЕ СТАРОГО ОДНОГО
(Старый друг лучше новых двух)
С ЛЕНЬЮ ОТПУСТИШЬ ЖИВОТНОЕ НА ЗЕМЛЮ
(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
- Итоги урока.
- Награждение.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.