Цель: восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
- устранять аграмматизмы при согласовании прилагательных с существительными в роде;
- обогащать словарный запас, через работу со словами-антонимами, фразеологическими оборотами на материале разных сказок;
- развивать мышление, связную речь через операции сравнения и анализа;
- развивать интерес к учёбе и творческое воображение школьников.
Оборудование: доска (или электронная презентация), перфокарты с ключами, карточки с заданиями, картинки со сказочными героями, иллюстрации к сказкам, тетради, ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия |
Виды заданий |
Деятельность логопеда |
Деятельность учеников |
Ожидаемый результат |
Организационный момент |
Собрать предметы, сходные по определённым качествам - |
Логопед приглашает всех детей подойти к столу учителя и выбрать: |
Овальный пирожок, овальная корзинка (сказка «Красная шапочка») |
Активизация внимания |
Ввод в тему занятия |
Вводная беседа, сообщение темы занятия |
Ребята, а вы догадались, откуда к вам попали эти предметы? (из какой сказки?) |
Дети называют свою сказку и отправляются на своё место. |
Повышение мотивации |
Основная часть
|
Парная работа с перфокартами |
На каждой парте своя перфокарта и ключ к ней (Приложение 1 [3]). |
Определяют род имени существительного. Закрашивают прямоугольники под картинками в нужный цвет (соответствующий определённому роду) и сверяют задание с ключом. |
Умеют определить род имён существительных. |
Повторение правила |
На слайдах (на доске) правила написания окончаний прилагательных при согласовании их с существительными в роде[1]. |
Читают правила, определяют род имён существительных, задают вопросы, называют свои примеры имён прилагательных, выделяют окончания. |
Умеют правильно писать окончания имён прилагательных при согласовании их с именами существительными. |
|
Игра «Мой герой» |
– Ребята, любите ли вы загадки? Я тоже очень люблю их, как загадывать, так и отгадывать. Предлагаю вам сейчас сыграть в игру «Мой герой». В этой игре вам нужно будет охарактеризовать своего сказочного героя так, чтобы ребята смогли угадать, о ком идёт речь. Чем точнее вы опишите своего героя, тем быстрее ребята угадают его. |
Дети получают изображение какого-либо сказочного героя, не показывая его одноклассникам, подбирают характеристики (слова-признаки), соответствующие характеру сказочного героя. Записывают имя героя и его характеристики в тетрадь. |
Развитие лексико-грамматического строя речи. |
|
– А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Обращает внимание на окончания слов-признаков. |
Дети по очереди дают характеристику своему герою, называют окончания слов-признаков. А остальные пытаются угадать его. |
|||
Физминутка |
Игра с мячом «Скажи наоборот». |
– Предлагаю вам, ребята, сыграть в игру с мячом «Скажи наоборот». Я буду называть слово, и бросать мяч. Ваша задача: поймать мяч и назвать слово с противоположным значением. |
Ловят мяч и называют слова–антонимы: |
Релаксация. |
Основная часть
|
Игра «Вспомни сказку» |
– Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и добавьте слова, признаки которых я назову. Золотая… Разбитое…. На слайде (на доске) иллюстрация к сказке. |
Добавляют имена существительные, подходящие по смыслу к именам прилагательным, соответственно сюжету сказки: |
Правильно согласовывают имена существительные и имена прилагательные в роде. |
Работа на карточках |
Вставьте в слова недостающие окончания и объясните смысл получившегося сочетания: Золот___ осень Объясните смысловое значение словосочетаний. Назовите словосочетание, где слово золотой использовано в прямом значении. |
Дописывают окончания и объясняют смысл фразеологических оборотов. Словосочетание золотое кольцо имеет прямое значение. |
Развитие лексико-грамматического строя речи. Правильно пишут окончания прилагательных и умеют объяснять смысл фразеологизмов. |
|
Работа с текстом
|
Предлагает ученикам прослушать (или прочитать самостоятельно) два текста про берёзу: Из древесины берёзы получается фанера, мебель, лыжи, посуда и другие вещи. На стволе берёзы растёт гриб. Из этого гриба делают лекарство. |
– Больше понравился второй рассказ, потому что, он был более понятный, подробный и интересный. Таким он стал благодаря словам-признакам. |
Развитие мышления и связной речи через операции сравнения и анализа. |
|
Вставьте в предложения нужные по смыслу слова-признаки. Обозначьте в них окончания. |
Вставляют свои слова-признаки в предложения. По окончании работы, некоторые ребята читают тексты. |
Умеют распространять предложения именами прилагательными. |
||
Итог |
Беседа. |
Наше занятие подошло к концу. Понравилось вам сегодня путешествовать по сказкам? Что особенно запомнилось? Благодаря каким словам наша речь становиться более яркой, интересной, понятной? |
Наша речь становиться более яркой, интересной, понятной благодаря словам-признакам. Чтобы правильно написать окончание в слове-признаке, нужно определить род слова-предмета, которое с ним согласуется, правильно задать вопрос от слова-предмета к слову -признаку. |
Рефлексия. |
Список использованной литературы.
1. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 3-4 класс. Учитель, 2008г.
2. Козырева А.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Академия развития. 2006г.
3. Козырева А.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006г.