Цель: формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вкуса, углубление и расширение знаний по биологии. Занятия предусматривают экскурсии, выступление с интересными сообщениями.
Занимаясь по образовательной программе дополнительного развития детей и юношества “Юный натуралист” и выполняя на занятиях различного рода задания (наблюдения за растениями и животными, работа с микроскопом, гербарием, влажными препаратами, практические работы по уходу за растениями и животными и т. п.), учащиеся приобретают углубленные знания по биологии, четкие представления о природе и природных явлениях. В процессе занятий у юннатов развиваются внимание, наблюдательность, исследовательские навыки.
Цель программы – обратить внимание ребенка к природе, показать сложность и богатство растительного и животного мира, пробудить уважение и бережное отношение к окружающей среде. дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области биологии, экологии.
Задачи – расширение и углубление знаний по биологии, приобщение учащихся к активному обучению, развитие учебно-познавательных умений и навыков, расширение кругозора.
- Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строением и составлением икебан,
- Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
- Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.
На занятиях используются различные формы и методы работы с детьми: рассказ, беседа, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдения в природе и т.п. Широко применяются занимательные методы: кроссворды, загадки, игры по биологической тематике. Во время занятий и экскурсий воспитывается бережное отношение, интерес к природе родного края, умение не навредить. Проводится экологическое воспитание школьников, знакомство с экологическими проблемами, уделяется внимание здоровому образу жизни.
Направленность дополнительной образовательной программы – эколого-биологическая
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т. к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации творческого обьединения, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников
Педагогическая целесообразность:
- Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
- Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека
- Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
- Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле
- Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.
Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-14 лет.
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на 1 год
- Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 2 ч в неделю, всего 68 часов.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д. ).
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
Содержание программы
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы и правилами работы в кружке.
1. Осень в природе. Сезонные явления в природе осенью. Подготовка растений к зиме Предсказание погоды по местным признакам Связь сезонных изменений в природе изменениями высоты солнца, сокращением продолжительности дня, похолодание. Изменениями окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме травянистых растений
2. Практические работы. Наблюдения за состоянием погоды по приборам (барометр, термометр), за изменениями погоды по местным признакам (облакам, ветру, растениям) за изменениями в жизни растений последовательность изменения окраски листьев, начало листопада и окончание у разных деревьев и кустарников, за животными (подготовка насекомых к зиме, изменение образа жизни, линька, спячка) Сбор семян и плодов для подкормки зимующих
3. Птицы осенью. Знакомство с птицами своей местности. Зерноядные и насекомоядные птицы. Корма для зимующих птиц Значение зимней подкормки птиц Практические работы. Наблюдения за поведением перелетных птиц (сбор в стаи, отлет), появление зимующих птиц, изменением в поведении оседлых птиц; наблюдения за птицами, посещающими кормушки. Время посещения кормушек разными птицами в течение дня в зависимости от погодных условий. Заготовка кормов для зимующих птиц, подкормка; ведение записей в дневнике. Зарисовка стай отлетающих птиц. Оформление альбомов с фотографиями и рисунками птиц, посещающих кормушки, зимующих птиц своей местности.
4. Домашние животные. Разнообразие домашних животных. Выведение пород с нужными человеку качествами. Продукт ы получаемые от сельскохозяйственных животных. Оформление альбомов с иллюстрациями домашних животных. Сбор рассказов о служебных собаках.
5. Зима в природе. Связь сезонных явлений в природе с изменениями высоты стояния солнца. Признаки зимы: изменение полуденной высоты солнца, замерзание водоемов, метели, снегопад; значение снежного покрова для растений, жизнь травянистых растений под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоемов зимой
Практические работы. Наблюдения за погодой, предсказания погоды по местным признакам, изменение, снежного покрова в течение сезона, появление следов животных на снегу, изменения в жизни растений. Ведение записей, определение деревьев и кустарников по силуэту, коре, веткам, почкам. Распознавание следов животных на снегу, зарисовка их определение. Изготовление наглядных пособий; альбома рисунков, следов животных, гербария веток деревьев и кустарников.
Экскурсия в природу с целью изучения зимних явлений в природе
6. Охрана и привлечение зимующих птиц
Зимующие птицы, их польза и привлечение (устройство кормушек и систематическая подкормка Практические работы. Наблюдения птиц в природе (внешний вид, поведение и время пробуждения; голоса птиц, взаимоотношения пернатых; поедание корма время появления на кормушке разных птиц). Определение птиц по внешнему виду Экскурсия в природу с целью знакомства с зимующими птицами
7. Весна в природе. Изменение наклона солнечных лучей весной. Признаки весны: увеличение продолжительности дня, потепление и т. д. значение тепла и света в жизни природы. Раннецветущие травянистые растения, распускание почек и цветение деревьев и кустарников Практические работы. Наблюдения и предсказания погоды по местным признакам Изготовление наглядных пособий: коллекций, гербария сорных растений.
Экскурсия в природу с целью изучения весенних явлений в природе
8. Птицы весной. Связь сроков появления перелетных птиц с изменениями температуры воздуха вскрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными явлениями в природе Практические работы. Наблюдения за прилетом птиц, заселением гнездовий, поведением пернатых. Подготовка и проведение праздника “День птиц”. Изготовление альбома о жизни птиц с использованием записей, рисунков и материалов собранных из литературы.
9. Лето в природе. Признаки лета изменение полуденной высоты солнца; продолжительность дня в начале и конце лета Предсказание погоды по поведению животных и состоянию растений Растения-часы, растения-барометры. Лекарственные растения и способы их сбора. Редкие растения, подлежащие охране. Ядовитые растения. Время вылета птенцов из гнезд, охрана птичьих гнезд Практические работы. Наблюдение за продолжительностью дня в течение лета ростом и развитием растений, развитием и ростом плодов, развитием насекомых появлением птенцов их кормлением и вылетом из гнезда. Изготовление наглядных пособий: гербария растений луга, и леса; альбома рисунков съедобных и ядовитых грибов, коллекции насекомых - вредители леса, луга. Экскурсия в природу с целью ознакомления животными и растениями леса.
10. Уход за овощными и цветочными растениями. Способы, сроки и дозы полива и подкормок растений участка Проведение опытов по выяснению влияния разных агротехнических приемов на выращиваемые растения. Техника рыхления и борьба с сорняками. Практические работы. Наблюдения за ростом и развитием растений. Рыхление почвы, удаление сорняков, полив подкормка, прореживание, окучивание, сбор и учет урожая. Изготовление наглядных пособий
11. Подведение итогов работы Уборка урожая, оформление выставки. подготовка и проведение Праздника урожая
Учебно-тематический план творческого объединения “ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ”
Недельная нагрузка 2 часа в неделю
№ п/п | Содержание | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Осень в природе | 8 | 3 | 5 |
3 | Птицы осенью | 6 | 2 | 4 |
4 | Домашние животные | 5 | 2 | 3 |
5 | Зима в природе | 10 | 3 | 5 |
6 | Охрана и привлечение зимующих птиц | 6 | 2 | 4 |
7 | Весна в природе | 6 | 2 | 4 |
8 | Птицы весной | 6 | 2 | 4 |
9 | Лето в природе | 8 | 2 | 6 |
10 | Уход за овощными, цветочными растениями | 10 | 1 | 9 |
11 | Итоги работы | 2 | 2 | 2 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
Календарно-тематическое планирование творческого объединения “Юные натуралисты”
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Вводное занятие | 2 | 4. 09 | |
Осень в природе - 8 часов | ||||
2 | Осень в жизни природы | 2 | 11. 09 | |
3 | Подготовка растений к зиме | 2 | 18. 09 | |
4 | Экскурсия в природу: Осенние явления в жизни природы | 2 | 25. 09 | |
5 | Предсказания погоды. Предсказания по поведению животных | 2 | 2. 10 | |
Птицы осенью - 6 часов | ||||
6 | Птицы осенью | 2 | 9. 10 | |
7 | Зерноядные и насекомоядные птицы | 2 | 16. 10 | |
8 | Поведение перелетных птиц | 2 | 23. 10 | |
Домашние животные- 6 часов | ||||
9 | Домашние животные | 2 | 30. 10 | |
10 | Продукты с-х животных | 2 | 6. 11 | |
11 | Оформление альбома “ Домашние животные” | 2 | 13. 11 | |
Зима в природе - 10 часов | ||||
12 | Признаки зимы | 2 | 20. 11 | |
13 | Изменения в жизни растений. | 2 | 27. 11 | |
14 | Наблюдения за погодой | 2 | 4. 12 | |
15 | Определение деревьев, кустарников по силуэтам, коре, веткам | 2 | 11. 12 | |
16 | Экскурсия в природу: зимние явления в природе | 2 | 18. 12 | |
Охрана и привлечение зимующих птиц-8часов | ||||
17 | Зимующие птицы | 2 | 25. 12 | |
18 | Наблюдение птиц в природе. Внешний вид, поведение | 2 | 15. 01 | |
19 | Определение птиц по внешнему виду | 2 | 22. 01 | |
Весна в природе-6 часов | ||||
20 | Весна в природе. Признаки весны | 2 | 29. 01 | |
21 | Наблюдения и предсказания погоды | 2 | 5. 02 | |
22 | Изготовление наглядных пособий | 2 | 12. 02 | |
Птицы весной - 6 часов | ||||
23 | Птицы весной | 2 | 19. 02 | |
24 | Поведение птиц весной | 2 | 26. 02 | |
25 | Подготовка праздника “ День птиц” | 2 | 4. 03 | |
Лето в природе - 6 часов | ||||
26 | Признаки лета Предсказание погоды по поведению животных | 2 | 11. 03 | |
27 | Растения – часы, барометры | 2 | 18. 03 | |
28 | Редкие и лекарственные растения | 2 | 25. 03 | |
29 | Наблюдения за ростом и развитием растений | 2 | 8. 04 | |
Уход за овощными и цветочными растениями - 10 часов | ||||
30 | Способы, сроки и дозы поливки и подкормки растений | 2 | 15. 04 | |
31 | Проведение опытов по выяснению агротехнических приемов | 2 | 22. 04. | |
32 | Техника рыхления | 2 | 29. 04 | |
33 | Наблюдения за ростом и развитием растений | 2 | 6. 05 | |
34 | Изготовление наглядных пособий | 2 | 13. 05 | |
35 | Итоговое занятие | 2 | 20. 05 |
Литература для учителя:
- Акимушкин И. И. Мир животных М. : “Молодая гвардия”, 1975г.
- Белоусова Л. С. , Борисов В. А. Винокуров А. А. Заповедники и национальные парки. Краткий справочник. Под ред. Л. К. Шапашникова. М. : “Науки”, 1969г.
- Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. М. : “Просвещение”, 1972г.
- Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. М. : “Просвещение”, 1973г.
- Зорина Т. Г. Школьникам о лесе М. : “Лесная промышленность” 1971г.
- Нестеров В. В. Зоовикторина М. : “Просвещение” 1969г.
- Панфилов В. В. В мире насекомых М. : Лесная промышленность” 1972г.
- Папорков М. А. Школьные походы в природу М. : “Просвещение”, 1968г.
Литература для обучающихся:
- Зорина Т. Г. Школьникам о лесе М. : “Лесная промышленность” 1971г.
- Райков Б. В. “Римский-Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии”
- Серебровский А. С. Биологические прогулки М. : “Науки”, 1973г.
- Строков В. В., Дмитриев Ю. Д. Леса и его обитатели М.: “Лесные промышленности” 1966г.
- Голованова Э. Н., Пукинский Б. Н. “Путешествие в мир птиц “Лениздат” 1971г.
- Шиголев А. А. Шиманюк А. П. Изучение сезонных явлений М. : уч гиз, 1972г.
- Щербиновский Н. С. Сезонные явления в природе Сельхозгиз. 1981г.