Программа оздоровления детей в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа нацелена на воспитание ребенка-дошкольника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого. Она включает в себя 3 основных направления:

  1. Физическое здоровье;
  2. Психическое здоровье;
  3. Социально-нравственное здоровье.

Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.

Целевые подпрограммы учитывают комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «Полноценное здоровье ребенка». Подпрограммы имеют физиологическое обоснование в каждом разделе наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии и педагогической психологии.

Физическое здоровье.

Цель: Повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье.

Задачи:

  • изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;
  • анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;
  • укрепление здоровья детей;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, структуры их двигательного дефекта.

Принципы построения раздела «Физическое здоровье»

1. Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.

На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

3. Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов.

На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям необходимо определять направления работы в целом и по каждой возрастной группе.

Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.

4. Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий. Ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения.

Психическое здоровье.

Цель: Создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

Задачи:

  • создание в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
  • купирование нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы.

Принципы построения раздела «Психическое здоровье»

1. Принцип сохранения и улучшения нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.

Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:

  • формирование навыков общения;
  • гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;
  • коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
  • коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

2. Принцип учета общих закономерностей разностороннего развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов.

Каждый ребенок обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый ребенок требует индивидуального подхода, опираясь на сензитивность данного этапа развития ребенка.

3. Реализация деятельностного подхода к воспитанию, то есть проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.С целью формирования, закрепления знаний об отдельных признаках, свойствах и отношениях объектов реальной действительности проводятся специальные дидактические игры, используются специальные коррекционные упражнения (игровые варианты психотерапии, суггестивные – основанные на внушении, тренировочные, разъясняющие).

Стимуляция психической и двигательной активности детей осуществляется в различных видах детской деятельности (бытовой, игровой, изобразительной, трудовой).

Социально-нравственное здоровье.

Цель: Формирование духовных общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческого отношения ребенка к миру;
  • формирование высоконравственных начал личности через культуру речевого общения;
  • формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и человека.

Принципы построения раздела «Социально-нравственное здоровье»

1. Принцип постепенного усиления осознанности социально-нравственных представлений:

  • понимания красоты и смысла нравственных поступков;
  • необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;
  • осознания последствий положительных или отрицательных поступков;
  • установление причинно-следственной связи между отношениями;
  • чувствами к поступкам людей;
  • усиление роли самооценки в поведении.

Применение указанных принципов и разработанного на их основе комплекса оздоровительно-коррекционной работы обеспечит выполнение главных задач по укреплению физического, психического и социально-нравственного здоровья детей.

Работа по реализации программы рассчитана на пять лет, и планируется в три этапа.

I этап, его продолжительность один год.

Цель: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.

Тема: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей как необходимое условие для создания комплекса оздоровительно-профилактической работы.

Условия достижения цели:

  • Наличие методик медико-педагогического диагностирования индивидуальных особенностей детей.
  • Изучение особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей разного возраста.
  • Разработка индивидуальных карт развития детей дошкольного возраста.
  • Наличие оптимальных условий для проведения оздоровительно-профилактической работы.
  • Создание системы мер для усиления семейного воспитания по физическому, психическому здоровью и социально-нравственному развитию детей.

Предполагаемый результат:

  • Воспитатели имеют высокий профессиональный уровень и отлично владеют теорией и методикой диагностирования.
  • Определен уровень физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей
  • Укреплена материальная база для осуществления оздоровительно-профилактической работы.
  • Налажен тесный контакт педагогического коллектива со специалистами и родителями.

П этап, его продолжительность один год.

Цель: Организация оздоровительно-профилактической системы работы в условиях ДОУ.

Тема: Разработка комплекса оздоровительно-профилактической работы, как основа полноценного здоровья ребенка.

Условия достижения цели:

  • Наличие системы контроля за динамикой физического, психического и социально-нравственного развития детей.
  • Наличие резерва для повышения уровня полноценного здоровья детей.
  • Создание творческих и проблемных групп.
  • Создание моральных и материальных стимулов к профессиональному росту педагогов и их творчеству.

Предполагаемый результат:

  • Повышена результативность работы индивидуально-групповым методом.
  • Повышены тренированность организма и устойчивость к утомлению, создана атмосфера психологической защищенности; созданы условия для гуманистической направленности поведения ребенка.
  • Создана творческая атмосфера и повышен уровень педагогического мастерства по вопросам полноценного здоровья ребенка.
  • Отработан экономический механизм, определено экономическое стимулирование ответственных и творчески работающих сотрудников.
  • Создан благоприятный психологический климат.

Ш этап, его продолжительность три года.

Цель: Реализация программы оздоровительно-профилактической работы в ДОУ.

Тема: Полноценное здоровье ребенка как результат реализации комплекса системы оздоровительно-профилактической работы в условиях ДОУ.

Условия достижения цели:

  • Применение всех рациональных форм и методов организации работы с детьми по укреплению полноценного здоровья.
  • Базирование оздоровительно-профилактической работы на новых достижениях в области педагогики, психологии и медицины.
  • Выявление передового педагогического опыта семейного воспитания, обобщение и последующее его распространение среди родителей.
  • Полное соответствие материально-технической базы.

Предполагаемый результат:

  • Созданы все условия для полноценного здоровья детей.
  • Организована и скоординирована медико-педагогическая работа с учетом естественных возможностей и потребностей ребенка.
  • Работа с родителями построена на принципах преемственности семьи и ДОУ.
  • Материально-техническая база соответствует всем требованиям и условиям.

Планируемый конечный результат:

  • Создана программа по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей дошкольного возраста.
  • Дошкольники отличаются хорошей физической подготовленностью и крепким здоровьем, психологическим благополучием, у ребенка сформированы ценностные основы отношения к действительности.
  • Повышена физиологическая адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.

Применяемые педагогами дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.