Методическая разработка учебного проекта "Все на свете страшится времени. Время страшится пирамид"

Разделы: Математика, История и обществознание


Данный проект предназначен для обучающихся 10 классов общеобразовательных учреждений. По усмотрению педагога проект может быть проведен в рамках недели истории; как внеклассное мероприятие, посвященное Дню Фибоначчи; на уроке по теме “Древний Восток и Античный мир”.

В ходе проекта участники исследуют разнообразные ресурсы, которые помогут им самостоятельно рассмотреть теории строительства пирамид, увидеть секреты математической информации, зашифрованной в пирамидах, определить связь между математикой, историей и искусством на примере культурных памятников Древнего Египта.

Оборудование: персональные компьютеры с выходом в интернет, мультимедийный проектор.

Предметная область: история, математика.

Возрастная группа учащихся: 10-й класс.

Цели проекта: познакомить с научными достижениями древних египтян.

Задачи проекта:

  • рассмотреть многофункциональность пирамиды как архитектурного объекта;
  • провести анализ пирамиды с математической точки зрения;
  • вызвать уважение к достижениям предыдущих поколений.

Форма работы: групповая.

Длительность проекта: 1,5 часа (два совмещенных урока).

Оборудование: персональные компьютеры с выходом в интернет, мультимедийный проектор.

Этапы проекта:

  • Подготовка к проекту
  • I этап – введение в проект (5 минут)
  • II этап – работа над проектом (55 минут)
  • III этап – защита проекта и рефлексия (30 минут)

Ход работы

Подготовка к проекту.

К проектному занятию ребята должны самостоятельно изготовить циркуль Фибоначчи (Приложение 1).

I этап. Введение в проект.

В кабинете расставлены парты в соответствии с работой четырех групп. Группы должны быть уже сформированы до начала занятия.

Слово учителя:

Тридцать лет работал мощно
Весь египетский народ,
Каждодневно, каждонощно
В чреве каменных пород!
Вот, работ видна концовка,
Впрочем, нет, ещё секрет:
Белым камнем облицовка,
И шлифовка «под паркет»
Широка работа эта –
Верх коснулся до небес
И теперь сооружение входит
В “света семь чудес”.

Задание: попытайтесь определить к какому из предложенных чудес света относятся данные строки (Приложение 1)(Ответы учащихся)

Приглашаю вас к участию в проекте “Все на свете страшится времени. Время страшится пирамид". Сегодня с нами работают группы историков, археологов, математиков и искусствоведов.

(Знакомство с рабочими листами, целями и результатами работы)

II этап. Работа в группах.

Рабочие листы групп – Приложение 2

Рабочий лист группы "Археологи"

Проанализируйте предложенную информацию и ответьте на вопросы:

  1. Какие находки хранятся в египетских залах музеев? Как эти находки связаны с религиозными верованиями древних египтян?
  2. Какие из этих находок были сделаны в пирамидах?
  3. На Googlе-карте отметьте музеи мира, в которых расположены египетские залы, а также уникальные экспонаты, хранящиеся там.

Рабочий лист группы "Математики"

Проанализируйте предложенную информацию и ответьте на вопросы:

  1. Кто из европейцев первым провел математические расчёты строения пирамиды?
  2. Какие математические знания воплощены в пирамиде Хеопса?
  3. Что означают "золотой" прямоугольный треугольник, "священный" или "египетский" треугольник?
  4. Используя статистические данные (ссылка) и он-лайн калькулятор (ссылка) докажите, что конструкция пирамиды Хеопса основана на пропорциях “Золотого сечения”. (Инструкция по работе с предложенным инструментом)
  5. Представьте результаты своей работы в вики-газете.

Рабочий лист группы "Историки"

  1. Проанализируйте материалы, предложенные в электронном ресурсе и статье Как построили пирамиду Хеопса
  2. Сформулируйте основные теории строительства пирамид.
  3. Какая теория, на ваш взгляд является верной?
  4. Представьте результаты своей работы в ментальной карте.

Рабочий лист группы "Искусствоведы"

  1. Ознакомьтесь и проанализируйте представленные ниже ресурсы. (Шедевры Омска” Статья “Forget Dali” ) Ответьте на вопросы:
    • Что называют “Золотым сечением”?
    • Как связано “Золотое сечение” с памятниками искусства Древнего Египта?
  2. Используя циркуль Фибоначчи определите какие из представленных изображений отвечают золотому сечению.
  3. Подберите в сети Интернет по две иллюстрации произведений искусства (живописи, архитектуры и скульптуры), отвечающие правилу золотого сечения.
  4. Представьте результаты своей работы в совместной презентации “ Галерея “Золотого сечения”

III этап. Защита проекта.

Учащиеся представляют выполненные проекты.

Инструкции для создания проектов – Приложение 3

  • Историки – Ментальную карту, где представлены теории строительства пирамид.
  • Математики – вики-газету, содержащую сведения о математических знаниях египтян.
  • Искусствоведы – совместную презентацию, где содержаться произведения искусства, изображающие пирамиды.
  • Археологи – размеченную карту, на которую нанесли значки музеев мира, в которых находятся египетские залы.

Рефлексия.

Оцените свою работу над проектом, ответив на вопросы анкеты (Приложение 1).

Итог урока (занятия).

Пирамиды продолжают бесстрастно взирать на проходящих у их подножия людей, прославляя в веках мудрость, мастерство и вдохновение древнеегипетских зодчих.

Все минет. Как льется вода,
Исчезнут в веках города,
Разрушатся стены и своды,
Пройдут племена и народы;
Но будет звучать наш завет
Сквозь сонмы мятущихся лет!
Что в нас, то навек неизменно.
Всё призрачно, бренно и тленно,–
Песнь лиры, созданье резца.
Но будем стоять до конца.
Как истина под покрывалом
Изиды, Лишь, мы, Пирамиды!
(В. Брюсов)

Чтобы результаты работы могли увидеть все желающие разместить выполненные проекты на видео-стене или информационном киоске.