Формирование коммуникативных навыков посредством сказки-шумелки с использованием приемов социоигровой технологии (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чтения вслух. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: игре, труде, учёбе, социальной ориентации. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей, способствует построению взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. В то же время оно не является врожденным видом деятельности оно формируется.

В последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, неумения строить партнёрские отношения в детском сообществе вызывает особую тревогу у педагогов, а также родителей.

Поэтому как никогда актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми.

Одним из методов в решении данной проблемы является сказка.

Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально- нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию,

учит определять эмоциональное состояние героев на основе жестов, мимики и поступков. Детей,

которые не любят, когда им читают и рассказывают сказки, не бывает.

Главное – как их преподнести, ведь дети хорошие критики.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов. Сказку можно не только прочитать и обыграть, сказка может звучать. В работе с детьми я использую сказки-шумелки (автор Екатерина Железнова). Сказки-шумелки, это упражнения для общения, развития мелкой моторики, слуховой памяти, художественно-творческих способностей, фантазии у детей.

Данные сказки могут планироваться в разных образовательных областях:

  • художественно-эстетической (показ театров, музыкальная деятельность).
  • социально-коммуникативной (ребёнок общается и с героями сказки и с другими детьми)
  • познавательной (в игровой форме ребёнок познаёт что-то новое).

Эти сказки могут представлять собой непосредственно-образовательную деятельность детей и взрослого или дидактическую игру, использоваться в течение всего дня.

Сказки должны быть выучены.

Не следует их перегружать звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться сказка. Надо проверить звучание музыкальных инструментов, чтобы найти необходимый звуковой эффект (инструмент брать в руки только для игры и затем откладывать).

Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку, чтобы сказка и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Использовать звуки (колокольчики, баночки с разными предметами внутри, бубны, трещётки, переливание воды из стакана в стакан, шуршание бумагой и т. д.). Одни дети издают шум, а другие слушают, закрыв глаза. Потом делятся впечатлениями. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Мимикой, жестами или условленным сигналом можно подсказать вступление, скорость игры.

В данной работе использую следующие методы и приёмы социо-игровой технологии:

Позиция воспитателя. Я для детей равноправный партнёр, умею интересно рассказать, обыграть и придумать сказку.

Смена обстановки, дети разыгрывают сказку в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке. Деление на группы, распределение ролей по карточкам (есть сказки, в которых все дети хотят исполнить главную роль и никто не хочет брать на себя роль отрицательного героя), с помощью карточек, по схемам: нарисованы фигуры круг, квадрат, параллельные линии, дети разделились, потом даю право выбора «Кто-то герой сказки, а кто-то шумовой оркестр». Следующий приём: «Найди предмет, которым можно озвучить, как бежит заяц и т. д.» Кто угадывает первым или подаёт сигнал подходит к герою. По загадкам о героях сказок, кто отгадал выполняет роль. Работа в микрогруппах (одна группа действует куклам: дать детям поработать голосом поэкспериментировать с шумовыми предметами, какой подходит для данного героя. С помощью схем самостоятельно изготовить шумовой инструмент).

Подача сигнала о законченной работе (хлопки, звонок в колокольчик, поднятая рука). Таким образом, использование сказок-шумелок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса, но и помогают слышать и слушать друг друга и взрослого, умение действовать организованно, самостоятельно, развивать коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Журнал «Воспитатель» №2/2014, «Игровые методы в работе со сказками» Л.О. Хлупина. стр.53.