Цели:
- повышение интереса у детей к логопедическим занятиям;
- подготовка артикуляционного аппарата и мелкой моторики к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с органами артикуляции;
- активизировать знания детей по лексическим темам «Транспорт», «Дикие животные».
Развивающие задачи:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- работать над развитием речевого дыхания, развитием чувства ритма, голосового диапазона;
- развивать высшие психические функции: внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей трудолюбие, самоконтроль за речью, взаимоуважение друг к другу.
Оборудование: электронная презентация (Приложение), индивидуальные зеркала, карандаши, скорлупа от грецких орехов, шарики су-джок.
ХОД РАБОТЫ
Логопед. (Слайд 1) Дорогие друзья! Приглашаю сегодня вас в веселое путешествие в Страну Правильной Речи. А как вы думаете, что нам помогает красиво и правильно говорить? (Ротик, язычок, зубы, губы). Замечательно! А правильно и красиво говорить нашему язычку помогают – пальчики!
Чтоб красиво говорить,
Надо с пальцами дружить!
Давайте отправимся в путешествие вместе с язычком и пальчиками! Итак, отправляемся в путь на машине. (Слайд 2)
1. Логоритмическое упражнение «Машина»
Слова | Движения |
Би-би-би – |
Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой. |
Тук-тук-тук – |
Ритмично хлопают руками. |
– Едем, едем, едем, едем, |
Ритмично потопывают ногами. |
Шины трутся о дорогу. |
Потирают ладони. |
Быстро крутятся колеса. |
Делают ритмичную «вертушку» руками. |
Логопед. Друзья, мы приехали в город Звукоречье (Слайд 3). Здесь в своем домике живет Язычок, берите зеркала и пойдемте к нему в гости.
2. Артикуляционная гимнастика «Кто в домике живет?»
Тук-тук, кто там в домике живет? Тук-тук, кто нам песенки поет? |
Слайд 4 |
Слегка постучать пальчиком по губам |
Там не заинька живет, |
Слайд 4.1 |
Качать пальчиком в отрицающем жесте |
А веселый язычок! |
Слайд 5 |
Вытянуть вперед острый язычок |
Вот наш язычок проснулся, |
Слайд 6.1 |
Упражнение «Качели» |
На крылечке посидел, |
Слайд 6.2 |
Упражнение «Блинчик» |
Влево, вправо поглядел… |
Слайд 6.3 |
Упражнение «Часики» |
Любит чай с печеньем, |
Слайд 6.4 |
Упражнение «Вкусное варенье» |
Поскакал он на лошадке, |
Слайд 6.5 |
Упражнение «Лошадка» |
Он с друзьями поболтал, |
Слайд 6.6 |
Упражнение «Индюк» |
И обратно поскакал. |
Слайд 6.7 |
Упражнение «Лошадка» |
А потом издалека |
Слайд 6.8 |
На А широко открывать рот. На В закусывать нижнюю губу и активно «выдергивать» ее |
Убежал к себе во двор, |
Слайд 6.9 |
Упражнение «Забор» |
Логопед. Как весело мы поиграли с нашим язычком! Дальше мы поплывем на пароходе! (Слайд 7)
3. Пальчиковая игра «Пароходик – Пых!»
Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка: «Пых-пых-пых!» |
Сложить ладошки лодочкой, большие пальцы поднять вверх – это «парус». |
Логопед. Следующая остановка – тропический остров (Слайд 8) , на нем живут разные звери и растут деревья.
Видите – Пальма (Слайд 9) (и.п. – Ноги вместе, руки подняты вверх), а вокруг нее животные. Это Слон (Слайд 9.1) (и.п. – левая рука держится за левое ухо, правая рука держится за нос), это – Бык (Слайд 9.2) (и.п. – к голове приставить «рожки» из пальцев, правой ногой – «копать землю»), это – Обезьяна (Слайд 9.3) (и.п. – имитация движений – обезьянка ест банан и одновременно чешет себе затылок), а вот и Скунс (Слайд 9.4) (и.п. – дети морщат нос и сзади виляют рукой, как хвостиком).
Дети повторяют движения за логопедом и запоминают их.
4. Игра на внимание. А сейчас играем в игру «Кто самый внимательный?» Я называю животное – а вы его изображаете, постарайтесь не ошибиться!
Логопед. Теперь продолжим наше путешествие на вертолете. (Слайд 10)
5. Самомассаж пальцев рук с применением карандаша «Вертолет»
Отправляется в полет Наш красавец – вертолет! |
Вращение карандаша между большим указательным и средним пальцем |
Логопед. Мы прилетели в Сказочный Город. (Слайд 11). Посмотрите, кто здесь живет! (Слайд 12)
6. Мимическая гимнастика
Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.
Здесь живет Хмурилка, | Слайд 12.1 |
Хмурятся, указательные пальцы возле сведенных бровей. |
Здесь живет Дразнилка, |
Слайд 12.2 |
Упражнение «Буратино», показывают язык. |
Здесь живет Смешилка, |
Слайд 13.1 |
Указательные пальчики на щеках, улыбаются. |
Здесь живет Страшилка. |
Слайд 13.2 |
Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт. |
Это носик Бибка! |
|
Указательные пальцы сведены на кончике носа. |
А где ваша улыбка? |
|
Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога. |
Логопед. Наше путешествие продолжается на поезде. (Слайд 14)
7. Самомассаж кистей рук. «Загудел паровозик»
Загудел паровоз И вагончики повез: «Чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!» |
Дети катают шарики су-джок между ладонями вперед-назад, |
Логопед. Посмотрите, мы приехали в лес! А здесь нас поджидает Белочка-умелочка (Слайд 15). Белочка-умелочка умеет петь песенки и подыгрывает себе на ореховых скорлупках. Давайте и мы споем с ней песенки.
8. Работа над ритмом. Игра «Белочка»
Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:
По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти – та-та
Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти – та-та
Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та
Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та
Логопед. Вот и подходит к концу наше путешествие. Возвращаемся домой на машине грузовой! (Слайд16)
9. Самомассаж кистей рук «Путь домой»
Едем, едем мы домой На машине грузовой. Ворота отворяй И гостей принимай! |
Дети катают шарик су-джок между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой. |
Логопед. После долгой дороги, пред расставанием, давайте выпьем чая с калачами. (Слайд 17)
10. Игра на развитие речевого дыхания «Чаепитие»
Дети выполняют имитационные движения.
Вечер. Пыхтит самовар на столе, | Пых, пых, пых – все 3 раза произносим на плавном выдохе, слово должно протягиваться. |
Чаю налью я себе и тебе. |
Вдохнуть, закрыв глаза, на выдохе произнести «Ах!» |
Но слишком горяч, |
Плавно дуем 2 раза |
Глоток за глотком – наша чашка пуста. |
На выдохе протяжно произносим: «Уф!» |
11. Ритуал прощания
Логопед. Пришла пора расставаться. Понравилось вам путешествовать? А теперь давайте выполним наш ритуал прощания. (Слайд 18)
Слова | Движения |
Спасибо нашим пальчикам, |
Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак. |
Красиво, четко, правильно |
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим. |
Использованная литература
1. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 96 с.
3. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М. : Гном и Д, 2008. – 126 с.
4. Логопедические игры для детей дошкольного возраста./ Сост. Майорова, Ю. А. – М.: Доброе слово, 2014. – 38с.
5. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005. – 10 с.