Логотренинг "Путешествие в Страну правильной речи"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • повышение интереса  у детей к логопедическим занятиям;
  • подготовка артикуляционного аппарата и мелкой моторики к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).

Образовательные задачи:

  • продолжать знакомить детей с органами артикуляции;
  • активизировать знания детей по лексическим темам «Транспорт», «Дикие животные».

Развивающие задачи:

  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • работать над развитием речевого дыхания, развитием чувства ритма, голосового диапазона;
  • развивать высшие психические функции: внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей трудолюбие, самоконтроль за речью, взаимоуважение друг к другу.

Оборудование: электронная презентация (Приложение), индивидуальные зеркала, карандаши, скорлупа от грецких орехов, шарики су-джок.

ХОД РАБОТЫ

Логопед. (Слайд 1) Дорогие друзья! Приглашаю сегодня вас в веселое путешествие в Страну Правильной Речи. А как вы думаете, что нам помогает красиво и правильно говорить? (Ротик, язычок, зубы, губы). Замечательно! А  правильно и красиво говорить нашему язычку помогают – пальчики!

Чтоб красиво говорить,
Надо с пальцами дружить!

Давайте отправимся в путешествие вместе с язычком и пальчиками! Итак, отправляемся в путь на машине. (Слайд 2)

1. Логоритмическое упражнение «Машина»

Слова

Движения

Би-би-би –
Гудит машина.

Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Тук-тук-тук –
Мотор стучит.

Ритмично хлопают руками.

– Едем, едем, едем, едем,
– Он так громко говорит.

Ритмично потопывают ногами.

Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу  – они шуршат.

Потирают ладони.

Быстро крутятся колеса.
Та-та-та – вперед спешат.

Делают ритмичную «вертушку» руками.

Логопед. Друзья, мы приехали в город Звукоречье (Слайд 3). Здесь в своем домике живет Язычок, берите зеркала и пойдемте к нему в гости.

2. Артикуляционная гимнастика «Кто в домике живет?»

Тук-тук, кто там в домике живет?
Тук-тук, кто нам песенки поет?

Слайд 4

Слегка постучать пальчиком по губам

Там не заинька живет,
Не пушистый рыжий кот,
Не овечка,
Не бычок,

Слайд 4.1
Слайд 4.2
Слайд 4.3
Слайд 4.4

Качать пальчиком в отрицающем жесте

А веселый язычок!

Слайд 5

Вытянуть вперед острый язычок

Вот наш язычок проснулся,
Кверху, книзу потянулся…

Слайд 6.1

Упражнение «Качели»

На крылечке посидел,

Слайд 6.2

Упражнение «Блинчик»

Влево, вправо поглядел…

Слайд 6.3

Упражнение «Часики»

Любит чай с печеньем,
С малиновым вареньем.
Он наелся и напился,
Облизнулся и умылся. Вот так!

Слайд 6.4

Упражнение «Вкусное варенье»

Поскакал он на лошадке,
Цок да цок по тропке гладкой!

Слайд 6.5

Упражнение «Лошадка»

Он с друзьями поболтал,

Слайд 6.6

Упражнение «Индюк»

И обратно поскакал.

Слайд 6.7

Упражнение «Лошадка»

А потом издалека
Лай услышал он щенка: «Ав! Ав!»

Слайд 6.8

На  А широко открывать рот. На В закусывать нижнюю губу и активно «выдергивать» ее

Убежал к себе во двор,
Спрятался за забор. Вот так!

Слайд 6.9

Упражнение «Забор»

Логопед. Как весело мы поиграли с нашим язычком! Дальше мы поплывем на пароходе! (Слайд 7)

3. Пальчиковая  игра  «Пароходик – Пых!»

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка:
«Пых-пых-пых!»

Сложить ладошки лодочкой, большие пальцы поднять вверх – это «парус».

Логопед. Следующая остановка – тропический остров (Слайд 8) , на нем живут разные звери и растут деревья.
Видите – Пальма (Слайд 9) (и.п. – Ноги вместе, руки подняты вверх), а вокруг нее животные. Это Слон (Слайд 9.1) (и.п. – левая рука держится за левое ухо, правая рука держится за нос), это – Бык (Слайд 9.2) (и.п. – к голове приставить «рожки» из пальцев, правой ногой – «копать землю»), это – Обезьяна (Слайд 9.3) (и.п. – имитация движений – обезьянка ест банан и одновременно чешет себе затылок), а вот и Скунс (Слайд 9.4) (и.п. – дети морщат нос и сзади виляют рукой, как хвостиком).

Дети повторяют движения за логопедом и запоминают их.

4. Игра на внимание. А сейчас играем в игру «Кто самый внимательный?» Я называю животное  – а вы его изображаете, постарайтесь не ошибиться!

Логопед. Теперь продолжим наше путешествие на вертолете. (Слайд 10)

5. Самомассаж пальцев рук с применением карандаша «Вертолет»

Отправляется в полет
Наш красавец – вертолет!

Вращение карандаша между большим указательным и средним пальцем

Логопед. Мы прилетели в Сказочный Город. (Слайд 11). Посмотрите, кто здесь живет! (Слайд 12)

6. Мимическая гимнастика

Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.

Здесь живет Хмурилка,

Слайд 12.1

Хмурятся, указательные пальцы возле сведенных бровей.

Здесь живет Дразнилка,

Слайд 12.2
Слайд 13

Упражнение «Буратино», показывают язык.

Здесь живет Смешилка,

Слайд 13.1

Указательные пальчики на щеках,  улыбаются.

Здесь живет Страшилка.

Слайд 13.2

Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт.

Это носик Бибка!

 

Указательные пальцы сведены на кончике носа.

А где ваша улыбка?

 

Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога.

Логопед. Наше путешествие продолжается на поезде. (Слайд 14)

7. Самомассаж кистей рук. «Загудел паровозик»

Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу-чу-чу!
Далеко я укачу!»

Дети катают шарики су-джок между ладонями вперед-назад,
руки держат перед собой.

Логопед. Посмотрите, мы приехали в лес! А здесь нас поджидает Белочка-умелочка (Слайд 15). Белочка-умелочка умеет петь песенки и подыгрывает себе на ореховых скорлупках. Давайте и мы споем с ней песенки.

8. Работа над ритмом. Игра «Белочка»

Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти – та-та
Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти – та-та
Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та
Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та

Логопед. Вот и подходит к концу наше путешествие. Возвращаемся домой на машине грузовой! (Слайд16)

9. Самомассаж кистей рук «Путь домой»

Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй
И гостей принимай!

Дети катают шарик су-джок  между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Логопед. После долгой дороги, пред расставанием, давайте выпьем чая с калачами. (Слайд 17)

10. Игра на развитие речевого дыхания «Чаепитие»

Дети выполняют имитационные движения.

Вечер. Пыхтит самовар на столе,

Пых, пых, пых – все 3 раза произносим на плавном выдохе, слово должно протягиваться.

Чаю налью я себе и тебе.
Чай ароматный

Вдохнуть, закрыв глаза, на выдохе произнести «Ах!»

Но слишком горяч,
Выберем к чаю пока мы калач.
Чашечку чая к губам поднесем,
Тихонько подуем
И отопьем.

 

 

Плавно дуем 2 раза

Глоток за глотком – наша чашка пуста.
Пить чай вечерком с калачом – красота!

На выдохе протяжно произносим: «Уф!»

11. Ритуал прощания

Логопед. Пришла пора расставаться. Понравилось вам  путешествовать? А теперь давайте выполним наш ритуал прощания. (Слайд 18)

Слова

Движения

Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу.

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Использованная литература

1. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием не­стандартного оборудования. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 96 с.
3. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М. : Гном и Д, 2008. – 126 с.
4. Логопедические игры для детей дошкольного возраста./ Сост. Майорова, Ю. А. – М.: Доброе слово, 2014.38с.
5. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005. – 10 с.