«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, формирование у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
«Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Необходимо было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого нужна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести»[1]. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный результат. Вся работа над проблемой приобретает контуры проектной деятельности. «Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания»[1].
Со временем идея метода проектов претерпела изменения. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В наше время слово «проект» приходиться слышать очень часто: новые проекты в медицине, на телевидении, в деятельности музеев. Что касается школы и образования, то понятие проектной деятельности внедряется с конца 90-х годов XX века в научно-практический обиход образовательной области «Технология»[2]. Наталья Михайловна Конышева выделяет следующие значения слова «проект»:
- Технические документы – чертежи, расчеты, макеты зданий, сооружений, машин, приборов;
- Предварительный текст какого-либо документа;
- План, замысел.
«Применительно к учебному предмету «Технология» имеет смысл говорить не о любых проектных заданиях, а о тех, что непосредственно связаны с его содержанием»[2]. К таким заданиям относятся конструкторские, художественно-конструкторские и практико-технологические вопросы.
Темы проектов для младших школьников должны быть связаны с предметным содержанием, проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Какие же виды проектных заданий следует предлагать школьникам, чтобы они учились изобретательской, творческой деятельности?
«В существующей научно-методической литературе определено несколько разновидностей конструкторских задач, доступных учащимся младшего школьного возраста, которые, по сути, и являются проектными: это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственное конструирование»3.
Доконструирование связано с доведением до конца начатой кем-то работой или внесением дополнений в готовое изделие в соответствие с поставленной целью. Эти задания носят рационализаторский характер, а ученики должны проявить смекалку и изобретательские способности.
Переконструирование изделий связано с внесением изменений в устройство или внешний вид изделия для того, чтобы изменить внешний вид или принцип действия в соответствии с новыми условиями. При этом можно менять не только формы, размер и количество деталей, а также и способы их соединения.
Конструирование предусматривает самостоятельную разработку изделия либо в соответствии с определенными требованиями, либо в соответствии с областью его функционирования.
Проекты, предусмотренные программой УМК «Гармония», способствуют формированию положительного отношения и интереса к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности, адекватной самооценке в достижении поставленной цели, самоконтроля выполняемых практических действий. В ходе организации проектной работы по технологии учащиеся будут понимать особенности проектной деятельности, научатся выдвигать проектную идею в соответствии с поставленной целью, осуществлять свой замысел в ходе практических действий и аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Проекты, предлагаемые УМК «Гармония»:
2 класс: Чашка для сказочного героя.
Украшение для сказочного героя или реального человека определённого возраста и социального положения.
Дом для сказочного героя.
3 класс: Конструирование макета детской площадки «Здоровье и красота»
Конструирование дизайнерского сервиза.
4 класс: Город, в котором удобно жить.
Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней. Изготовление изделий на основе традиционных ремёсел народной культуры.
При выполнении проектной работы Наталья Михайловна Конышева предлагает использовать модель, получившая название «чёрный ящик». В начале проектной работы ребятам предлагаются определенные технические, художественно-эстетические условия или требования к проектируемому предмету и строго определённый результат, а в «чёрном ящике» скрыто решение, т. е конкретное устройство предмета, принцип его действия, материалы и способы его изготовления и обработки. Поиск решения и составляет, по мнению Н. М. Конышевой, суть проектной деятельности. «Главными компонентами проектной деятельности в начальной школе должны быть не формальные описания, а интеллектуальный поиск».
При выполнении проекта по технологии можно выделить три этапа:
- Стадия мысленного решения задачи (формирование проектного замысла, появление идеи, гипотезы, мысленное представление данного предмета). При этом ребёнок отвечает на вопросы: Какая должна быть, например, чашка для данного героя? Как будет выглядеть? Понравится ли она герою?
- Исполнительский этап (проверка мысленных представлений, создание эскизов, чертежей, ход выполнения задуманного).
- Защита проекта, главной целью которого является аргументированное объяснение полученного результата и доказательство соответствия поставленной цели. Проектант раскрывает свой замысел, доказывает целесообразность использования материалов, форм, размера, цветового решения, что позволило получить каждому ученику собственную модель.
В ходе проектной деятельности и ученик, и учитель оказываются вовлечёнными в деятельностный процесс, становятся равноправными звеньями системы творчества. Проектный метод позволяет ориентироваться на самостоятельную работу школьников в сочетании с групповой и индивидуальной организацией деятельности, что способствует формированию коммуникативных навыков и умений, развитию мышления, речи и творческих способностей учащихся.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. a – М., 2000
- Н. М. Конышева. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. – Смоленкс: Ассоциация XXIвек, 2006
- Н. М. Конышева. Технология. Наш рукотворный мир. /Методические рекомендации к учебнику./Пособие для учителя. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013.