Проектная деятельность в начальной школе на уроках технологии

Разделы: Технология, Начальная школа


«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, формирование у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

«Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Необходимо было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого нужна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести»[1]. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный результат. Вся работа над проблемой приобретает контуры проектной деятельности. «Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания»[1].

Со временем идея метода проектов претерпела изменения. В настоящее время она становится интегрированным компонентом  разработанной и структурированной системы образования. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В наше время слово «проект» приходиться слышать очень часто: новые проекты в медицине, на телевидении, в деятельности музеев. Что касается школы и образования, то понятие проектной деятельности внедряется с конца 90-х годов XX века в научно-практический обиход образовательной области «Технология»[2]. Наталья Михайловна Конышева выделяет следующие значения слова «проект»:

  1. Технические документы – чертежи, расчеты, макеты зданий, сооружений, машин, приборов;
  2. Предварительный текст какого-либо документа;
  3. План, замысел.

«Применительно к учебному предмету «Технология» имеет смысл говорить не о любых проектных заданиях, а о тех, что непосредственно связаны с его содержанием»[2]. К таким заданиям относятся конструкторские, художественно-конструкторские и практико-технологические вопросы.
Темы проектов для младших школьников должны быть связаны с предметным содержанием, проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Какие же виды проектных заданий следует предлагать школьникам, чтобы они учились изобретательской, творческой деятельности?

«В существующей научно-методической литературе определено несколько разновидностей конструкторских задач, доступных учащимся младшего школьного возраста, которые, по сути, и являются проектными: это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственное конструирование»3.

Доконструирование связано с доведением до конца начатой кем-то работой или внесением дополнений в готовое изделие в соответствие с поставленной целью. Эти задания носят рационализаторский характер, а ученики должны проявить смекалку и изобретательские способности.

Переконструирование изделий связано с внесением изменений в устройство или внешний вид изделия для того, чтобы изменить внешний вид или принцип действия в соответствии с новыми условиями. При этом можно менять не только формы, размер и количество деталей, а также и способы их соединения.

Конструирование предусматривает самостоятельную разработку изделия либо в соответствии с определенными требованиями, либо в соответствии с областью его функционирования.
Проекты, предусмотренные программой УМК «Гармония»,  способствуют формированию положительного отношения и интереса к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности, адекватной самооценке в достижении поставленной цели, самоконтроля выполняемых практических действий. В ходе организации проектной работы по технологии учащиеся будут понимать особенности проектной деятельности, научатся выдвигать проектную идею в соответствии с поставленной целью, осуществлять свой замысел в ходе практических действий и аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Проекты, предлагаемые УМК «Гармония»:

2 класс: Чашка для сказочного героя.

Украшение для сказочного героя или реального человека определённого возраста и социального положения.
Дом для сказочного героя.

3 класс: Конструирование макета детской площадки «Здоровье и красота»

Конструирование дизайнерского сервиза.

4 класс: Город, в котором удобно жить.

Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней. Изготовление изделий на основе традиционных ремёсел народной культуры.

При выполнении проектной работы Наталья Михайловна Конышева предлагает использовать модель, получившая название «чёрный ящик». В начале проектной работы ребятам предлагаются определенные технические, художественно-эстетические условия или требования к проектируемому предмету и строго определённый результат, а в «чёрном ящике» скрыто решение, т. е конкретное устройство предмета, принцип его действия, материалы и способы его изготовления и обработки. Поиск решения и составляет, по мнению Н. М. Конышевой, суть проектной деятельности. «Главными компонентами проектной деятельности в начальной школе должны быть не формальные описания, а интеллектуальный поиск».

При выполнении проекта по технологии можно выделить три этапа:

  1. Стадия мысленного решения задачи (формирование проектного замысла, появление идеи, гипотезы, мысленное представление данного предмета). При этом ребёнок отвечает на вопросы: Какая должна быть, например, чашка для данного героя? Как будет выглядеть? Понравится ли она герою?
  2. Исполнительский этап (проверка мысленных  представлений, создание эскизов, чертежей, ход выполнения задуманного).
  3. Защита проекта, главной целью которого является аргументированное объяснение полученного результата и доказательство соответствия поставленной цели. Проектант раскрывает свой замысел, доказывает целесообразность использования материалов, форм, размера, цветового решения, что позволило получить каждому ученику собственную модель.

В ходе проектной деятельности и ученик, и учитель оказываются вовлечёнными в деятельностный процесс, становятся равноправными звеньями системы творчества. Проектный метод позволяет ориентироваться на самостоятельную работу школьников в сочетании с групповой и индивидуальной организацией деятельности, что способствует формированию коммуникативных навыков и умений, развитию мышления, речи и творческих способностей учащихся.

 

 

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. a – М., 2000
  2. Н. М. Конышева. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. – Смоленкс: Ассоциация XXIвек, 2006
  3. Н. М. Конышева. Технология. Наш рукотворный мир. /Методические рекомендации к учебнику./Пособие для учителя. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013.