Урок английского языка с позиции здоровьесбережения учащихся

Разделы: Иностранные языки


Одной из важнейших социальных задач общества является охрана здоровья детей и подростков. Состояние здоровья образ жизни и уровень гигиенической культуры сегодняшних мальчиков и девочек предопределяет будущее нашей нации – ее социокультурный уровень, репродуктивные возможности, обороноспособность, трудовой и интеллектуальный потенциал страны. В современных условиях здоровьесбережение становится все более важным атрибутом функционирования любого образовательного учреждения. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо следить за учебной, психологической и физической нагрузкой учащихся ,а также создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Данной цели можно достичь за счет использования эффективных методов обучения, реальной разгрузки содержания общего образования, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и подростков.

Здоровьесберегающая технология – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые ,дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса т.д. – имеет непосредственное отношение к проблемам здоровья учащихся.

Для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей поддержания мотивации обучаемых, нами используются некоторые элементы здоровьесберегающих технологий.

Прежде всего, мы стараемся учитывать физические и психологические особенности детей, и находить такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Например, в этих целях мы включаем в урок зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут урока. Релаксация – это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель ее – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При ее проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения.
Вот некоторые элементы релаксации, которые мы применяем на начальном этапе обучения:

Зарядка с использованием движения, песен, танца

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействует на чувства и сознание ребят. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движения, общая моторная неловкость. Вот некоторые примеры такой зарядки:

1. Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down
Hands to the sides,

Bend left, bend right
One, two, three, hop,
One, two, three, stop.
Stand still.

2. Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together.

Игра. Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, и вызывающая положительные эмоции, легкость и удовольствие. Игра является наилучшим отдыхом, приводящим к быстрому восстановлению работоспособности, она наиболее согласуется с детской психикой и обеспечивает условия для самовыражения и реализации заложенной в индивидууме свободы. Такая форма разрядки предупреждает переутомление детей.

Игра-пантомима.

а) При изучении алфавита изобразить букву – нарисовать букву в воздухе движением руки. Ученик выполняет это задание, а учащиеся отгадывают букву;

б) при изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами;

в) при изучении темы «My day» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Хорошим примером релаксации является песня. Пение на иностранном языке снижает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несет огромный эмоциональный заряд, способствует поднятию настроения. Исполнение песен может сопровождаться различными движениями, а ученики младших классов делают это и без подсказки – как только звучит музыка, они сами начинают импровизировать. Можно исполнять их и сидя, положив руки на плечи друг другу и слегка покачиваясь то в одну, то в другую сторону. Однако, петь нужно лучше всего стоя, так как при этом не сдавливаются органы грудной клетки и брюшной полости.

Песня не только предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и способствует формированию фонетических, лексических и грамматических навыков.

Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха, релаксации выбирать песни задорные, веселые, шуточные, так как они снижают утомляемость за счет эмоционального настроя.

Новизна и нетрадиционность учебного материала

Ожидание необычного особая заинтересованность также служат целям релаксации учащихся так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес может вызвать знакомство с новыми журналами, рассказами о каком-либо городе англо-язычных стран, а также большой интерес и возбуждение вызывают мультфильмы на английском языке.
Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения и начинающийся словами: «Сейчас я вам расскажу что-то интересное» – не носит учебного характера, а строится на понятном для учеников языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова и обороты переводятся самим учителем. Такое сообщение длится 2-3 мин.

Особенно сложными являются проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации, интереса к получению образования. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знанием в середине и в конце учебного дня, когда многие из них еще не успевают отдохнуть от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима и психологическая поддержка. В таких ситуациях очень уместны аутогенные тренировки.

Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функцией организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхание. Основной задачей аутогенной тренировки является овладение собственными эмоциями. Достаточно в течение 3-5 минут провести такую тренировку в средних и старших классах в середине или в конце урока – и эти затраты времени урока полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности. Перед проведением тренировки можно слегка уменьшить освещенность, включить тихую музыку (на английском языке). Затем предложить ребятам принять удобную для них позу, расслабиться, закрыть глаза.

Пример комплексной релаксации.

– Sit comfortable, close your eyes. Breathe in. Breathe out. Imagine that now it’s summer. You are lying on the sand at the seaside. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. No serious problems. You are sure in yourself.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задачи обучения иностранному языку.

И в заключение, хотелось бы отметить, что для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым, дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Список использованной литературы:

1. Докторский Я.Р. Аутогенная тренировка.Ставрополь, 1988
2. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. СПб: Издательство КАРО, 2003.
3. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка.М.: АСТ Астрель, 2004.
4. Образование в современной школе. №6, 2007, с .52.
5. English. №13, 2008, с. 19.