Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа, Логопедия


«Для изучения букв есть много способов и все они хороши, если ученик не скучает»

Л. Н. Толстой

С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

В связи с этим учитель обращается за помощью к логопеду, который ежегодно проводит логопедическое обследование первоклассников, в результате чего выявляются те или иные нарушения речевого аппарата. В школе, где работает автор статьи (МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс Верхнекамского района Кировской области), 60-70% (в различные годы в период 2000-2015) первоклассников по результатам этого обследования имеют речевые нарушения. 

К сожалению, такие статистические оценки справедливы и для других образовательных учреждений. Так, в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI вв проявилась децелерация – замедленный темп физического и интеллектуального развития. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. В современном мире речевая среда, окружающая наших детей крайне малокультурна, это и может являться одним из источников децелерации.

Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Рост количества детей с нарушениями речевого развития требует охвата логопедической службой большого количества учащихся, а это обуславливает необходимость создания новых моделей, поиска новых форм и технологий коррекционно-обучающей и социальной работы. Поэтому стало необходимым организовать совместную работу педагога и логопеда и начать проведение серии интегрированных уроков, в соответствии с программой по обучению грамоте в школе МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс. На этих уроках формируются новые знания о звуках, осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов с изучаемой буквой, развиваются фонематический слух детей и личностные качества самоконтроля и самооценки). В данной статье и в приложениях приводится описание и примеры таких интегрированных уроков, успешных, по мнению автора.

На уроках логопед проводит артикуляционную гимнастику, показывает элементы самомассажа, постановку звуков, а также проводит работу по автоматизации и дифференциации изучающих звуков. Учитель же знакомит с начертанием букв, их воспроизведением, а также учит работать с азбукой (Приложение 1, Приложение 2).

Цель такого цикла уроков —   создание условий для формирования речевых умений младших школьников. Поставленная цель реализуется путём решения следующих задач:

– Активизация работы органов артикуляции и дыхания учащихся.
– Постановка, автоматизация и дифференциация изучаемых на занятии звуков.
– Развитие фонематического слуха учащихся.
– Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению.
– Обогащение словарного запаса детей, нравственного опыта младших школьников.
– Развитие художественно-творческих и познавательных способностей учащихся.
– Развитие мелкой моторики руки.

Данный цикл уроков формирует у учеников следующие универсальные учебные действия, важные в дальнейшей жизни:

  • коммуникативные:
    • планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками;
    • постановка вопросов для поиска и сбора информации:
    • умение точно и полно выражать свои мысли, выслушивать одноклассников:
  • познавательные:
    • развитие общеучебных умений: анализ, синтез, классификация, обобщение;
    • моделирование звукового состава слова;
    • классифицирование звуков, слов по заданному основанию;
    • анализ звуков, слов, предложений, текста;
    • осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
  • личностные:
    • использование приобретённых знаний в обучении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;
  • регулятивные;
    • целеполагание (постановка учебной задачи);
    • планирование хода рассуждений;
    • пошаговый контроль правильности составления слова, предложения;
    • коррекция звукопроизношений, смысловых и грамматических ошибок.

Представленные навыки учебных действий могут быть получены посредством различных занятий, особенностью же данного курса является использование интегрированного (предполагающего совместную   деятельность учителя начальных классов и учителя логопеда) подхода по формированию и отработке речевых умений в период, когда они закладываются и идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Серия данных уроков должна быть проведена без чрезмерных перегрузок у младших школьников. В целях снятия утомляемости, переключения внимания детей необходимо дополнительное использование разнообразных видов деятельности и дидактических упражнений:

1. Упражнения для развития речевого аппарата: дыхательная гимнастика «Ароматный цветок», «Спущенная шина», «Воздушный шарик»; артикуляционная разминка «Губы», «Маятник», «Сластёна», «Трубочка»; работа над дикцией:
         – произношение скороговорок,
         – чтение слогов и слов,
         – чистоговорки.
2. Чтение слогов с правильным произношением звуков.
3. Нахождение места данного звука в слове.
4. Слоговой и фонематический анализ слов.
5. Игры со словами «Шифровальщики», «Угадайка», «Внимание, на старт!», «Игра в кубик», «Цепочка слов».
6. Ребусы, кроссворды.
7. Слуховые диктанты.

В целом, и формы проведения занятий должны быть разнообразными и интересными для поддержания интереса младших школьников и могут включать:

– урок-путешествие,
– урок-сказка, урок-игра,
– урок-соревнование,
– заочная экскурсия,
– урок-праздник.

Для большей эффективности занятия строятся так, чтобы были задействованы слуховой, зрительный и тактильный аппараты учащихся. Для этого целесообразно применение презентаций, предметов (бантики, фантики и др.  см. Приложение 1, Приложение 2), дидактического материала; расширяется разнообразие приемов работы:

– фонетические зарядки,
– упражнения на дыхание,
– проговаривание слогов, слов, предложений на изучаемый звук,
– повторение скороговорок, стихов, чистоговорок, считалок,
– упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления (загадки, шарады, ребусы, кроссворды),
– речевые игры,
– пальчиковый игротренинг,
– игры с предметами, имеющими рельефную поверхность, с массажными мячиками,
– отстукивании мячом слогового и ритмического рисунка слов и выражений,
– наглядное моделирование (работа со звуковыми схемами, занимательные модели).

По окончанию букварного периода учитель-логопед проводит итоговое обследование по следующим критериям: состояние фонематического слуха, звукопроизношение, лексический запас слов, грамматический строй речи, связная речь.

Успех работы учителя начальных классов во многом зависит от тесного контакта с учителем-логопедом. Проведение интегрированных уроков, именно в период обучения грамоте, чрезвычайно важно для формирования грамотного письма и чтения. По окончании пробного курса уроков (состоящего из 17 интегрированных уроков), было отмечено лучшее формирование у учащихся:

–  представления о правильной артикуляции и постановке свистящих, шипящих, сонорных звуков
–  умения правильно произносить звуки (исключение – дети с патологией артикуляционного аппарата)
–  умения различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге,
–  способности определения количество букв и звуков в слове,
–  элементарного умения владеть силой и гибкостью голоса
–  умения произносить слова со сложной слоговой структурой и использовать их в разговорной речи
–  умения правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух не менее 25-30 слов в минуту.

Вполне возможно, что в предложенном цикле уроков, как и в целом во всей практической педагогике абсолютно новых идей не так много. Главное искусство состоит в том, чтобы разрешать извечные и новые проблемы, применяя оригинально и своевременно «старые идеи» в каждой конкретной проблемной ситуации.

За разработку соответствующей программы работы педагогов «Златоусты» для учащихся 1-го класса в марте 2014 был получен диплом общероссийского конкурса «Педагогическое мастерство» 1 степени Федотовой Н. Е (учитель начальных классов) и Сидоровой О.П. (учитель-логопед) МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс.

Список использованных источников:

  1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Библиотека логопеда. – Москва. АСТ.     Астрель – Транзиткнига, 2005.
  2. Жиренко О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. М «ВАКО», 2008.  367с.
  3. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте – Киров, 2001. 158с.
  4. Примерная программа «Концепции и программы для начальных классов «Школа России» в 2-х частях, М. «Просвещение», 2009. 
  5. Авторская учебная программа В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина «Обучение грамоте»
  6. Инструктивно-методическое письмо «Организация работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (от 14.12.2000).
  7. www.logoped-sfera.ru