Разработка урока открытия новых знаний по математике по теме "Сложение и вычитание с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек)". 2-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 2


Тип урока:открытия новых знаний.

Цель: cконструировать общий способ выполнения действия сложении на одной числовой прямой.

Задачи:

  • актуализировать знания обучающихся о способах сложения при помощи 2-х линеек для постановки учебно-познавательной задачи урока;
  • создать условия для формирования понятия о числе;
  • способствовать развитию умения обозначать количество мерок натуральным числом;
  • организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Ожидаемый результат:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

– умение обозначать  количество  мерок натуральным числом;

 

 

– мотивировать обучающихся на постановку учебно-познавательной задачи урока;
– учить применять на практике новое знание;

– продолжить обучение общению детей при работе в паре (группе);
– учить аргументировать и доказывать собственные высказывания;

– развивать умения работать с моделями (готовыми и самостоятельно-созданными);
– учить составлять алгоритм и работать по нему;
– развивать умственные действия обучающихся

– уметь переводить тему урока в учебно-познавательную задачу;
– планировать собственные учебные действия на уроке;
– обучать действиям самоконтроля и самооценки по коллективно предложенным критериям

Оборудование: учебник Математика. 2 класс. Александрова Э.И., рабочая тетрадь «Математика. 2 класс» Александрова Э.И., 2 линеечки, карточки с примерами: 7 – 3, 6 + 2, 5 + 4, 11 – 5, 18 – 7, 8 + 6, 9 + 3, 14 – 6, 3 контрольных листа для каждой группы, Рабочий лист урока, карточки с заданиями для Д\з (3 уровня сложности) – по 10 шт.

Презентация

Технологическая карта урока

Этап урока, задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация учебной деятельности

Включение в учебную деятельность учащихся на личностно-значительном уровне (через пословицу) Эмоциональный настрой

 

Мы начинаем наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу и возьмите с собой ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ВЫРУЧКУ, СМЕКАЛКУ, СОТРУДНИЧЕСТВО. Итак, мы начинаем.

Ответы детей

 

 

 

Коммуникативные

 

 

II. Актуализация опорных знаний
Повторить ранее изученный материал

– Чему мы научились на прошлом уроке?
– Достаточно ли нам  этих умений?
– Вы умеете работать с частями и целым? Что вы должны знать, чтобы найти целое?
– Итак, перед вами карточки с примерами. Решите только те из них, в которых неизвестно целое.
7 – 3, 6 + 2, 5 + 4, 11 – 5, 18 – 7, 8 + 6, 9 + 3, 14 – 6.
– Что вам помогло выбрать нужные примеры?
– А как ещё можно назвать результат сложения?
– Проверим, какие суммы у вас получились?

 

– Вы сделали не только быстро, но и правильно. Вам было сложно складывать числа?
– Почему?
– Давайте это так и запишем!

1. По памяти.
– Все ли результаты вы помнили?
– Тогда как вы нашли суммы?
– Запишем этот вариант.
Запись на доске принимает такой вид:

1. По памяти.
2. Линейка.

– Кто чувствует себя уверенно, выполняя такое задание? Поднимите руку.

– Расскажите гостям, как надо складывать числа с помощью двух линеечек?

– Складывать и вычитать числа при помощи 2-х линеек.
– Да.
– Нужно знать части.

Рабочий лист (Приложение 1)

– Мы смотрели на знак. Если это «+», значит нужно искать целое.
– Суммой.
(Один ребёнок называет получившиеся результаты: 8, 9, 14, 12)
– Нет.
– Давно их умеем складывать.

 

– Нет.
– Пользовались линейками.

 

 

Ответы детей

(Под документ камерой)
– Кладу линейки так, чтобы цифра 0 второй линеечки была под первым слагаемым первой линейки и смотрю на второй линейке второе слагаемое, потом поднимаюсь наверх и нахожу результат.

Познавательные
Общеучебные
Коммуникативные

III. Целеполагание

– уметь переводить тему урока в учебно-познавательную задачу и планировать свою деятельность

 

 

 

– Тогда, без сомнения, вы сможете найти сумму таких чисел: 3 + 1 + 4 + 2 =
Догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Какую задачу поставим на уроке?
– Ребята, а как мы должны будем научиться считать длинные примеры?
Фиксация задачи на доске, с помощью знака:

!!!

– Значит, уточню нашу задачу, этот знак будет что означать?
План
– Что мы уже для этого сделали?
– Что будем делать?
– А чтобы складывать быстро, для этого нужно?
1. Повторить
2. Научиться
3. Закрепить

 

– Да.
– Мы будем складывать длинные примеры.
– Научиться складывать длинные примеры.
– Тот, кто будет делать это быстро и правильно.

 

 

 

– Научиться складывать длинные примеры быстро!

– Повторили
– Учиться складывать быстро
– Закрепить.

Регулятивные целеполагания
Регулятивные планирования
Коммуникативные

IV. Открытие новых знаний
– уметь работать с моделями (извлекать и представлять информацию)
– учиться составлять алгоритм сложения
– наблюдать, сравнивать,  делать выводы
– учиться вырабатывать критерии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление применения и использования полученных знаний

Формировать первичные умения, анализировать, предугадывать ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Практикум по применению и использованию полученных знаний.

Формировать первичные умения на основе самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Рефлексия

Формировать умения оценивать себя

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Домашняя работа

Развивать познавательную активность

– Итак, предлагаю найти результат примера в парах с помощью ваших линеек.
– У кого результат будет готов, поднимет руку.
– Сколько получилось?
– Покажите, как можно посчитать этот пример с помощью ваших линеек?

Показать под документкамерой!
Ребята, что мы сейчас сделали?
– А как мне быть, если я окажусь в другом классе, и у меня не окажется столько линеек. Как мне выйти из этой ситуации?
(Подвести к тому, что это можно сделать при помощи числовых прямых или лучей).
– Что вы будете делать?
– Можно посоветоваться в парах.
– Можно, это показать на доске как мне нужно будет действовать?
Документкамера

– Хорошо. Вы меня научили. Скажите, используя линейки одному человеку, действовать удобно?
– А использование изображения числовых прямых или лучей для того, чтобы найти результат?
– Так как же быть? Ведь нашей задачей было научиться быстро и правильно складывать длинные примеры? ...

Фиксация на доске, с помощью знака:

???

– О чем рассказывает этот вопрос?
– Да! Одна голова хорошо, а две или три еще лучше! Итак, нам нужен способ быстрого сложения. Может нам попытаться как-то его свернуть! Хорошо бы это сделать на одной только прямой!
– Ребята, я предлагаю вам попробовать сконструировать этот способ в группе. Время ограничено – 2 минуты!

– Итак, время закончилось. Давайте посмотрим, что у вас получилось?
– Ничего не пойму! Примеры были разные, а ответ один и тот же! Странно!
– Как называется этот закон в математике?
– Как он звучит?
– Объясните, как же вы вычислили?

– Мы будем с вами отсчитывать мерки (наши шаги). Когда мы прибавляем и считаем шаги, мы идем (вправо) и все время что делаем?
– Как вы думаете, каким словом в математике, называется этот способ?
– Расскажите, как выполнили сложение?
– Хорошо. Когда мы складываем, мы присчитываем мерки и шагаем вправо. А если вдруг мне нужно будет выполнить вычитание?
– А как вы думаете, как в математике называют этот способ?
– Итак, мы нашли новый способ более быстрого сложения!
– Взгляните на доску. Что вы сейчас будете делать?
6 + 5 + 2 + 3 =
– Что для этого нужно сделать, раз мы теперь знаем способ сложения на одной числовой прямой!
– У вас на листах имеется пошаговый план действий, только он рассыпался! Его нужно собрать в правильном порядке.

Фиксация на доске плана:

  1. Прямая или луч
  2. Мерка, направление, начало.
  3. Число 6
  4. Присчитаем 5
  5. Присчитаем 2
  6. Присчитываем 3
  7. Найдем результат.

– Как называется последовательное действие, что мы с вами записали?
– Те, ребята, кто может самостоятельно выполнить, работают сами, а те, кому трудно, могут поработать в паре.
– Какой ответ у вас получился?
– Как в математике называется результат сложения?
– Сколько получилось?
– Как вы считаете, сможете ли вы сами решить несколько примеров?
 Самостоятельная работа обучающихся

– Меня все-таки не очень устраивает постоянно чертить числовую прямую. А можно ли, вычислить результат, без числовой прямой или луча? Какой школьный инструмент может меня выручить?
– Идем дальше! На листах у вас имеется задача. Давайте мы её прочитаем вслух.

На одном дереве сидело 3 воробья и столько же ворон, а на другом 4 вороны и 2 воробья. Сколько всего птиц сидело на двух деревьях?

– О чём говорится в этой задаче?
– Что они делали?
– Каким образом?
– Сколько сидело на первом дереве?
– Как вы понимаете слова столько же?
Что сказано про второе дерево?
– Что спрашивается в задаче?
– Какая схема подходит к решению этой задачи. Выберите из предложенных

– Дополните схему.
– Какая формула у нас получилась?
– Скажите, что нам осталось в работе над задачей сделать?
– Подставить числа, решить и записать ответ.
– Запишите решение и ответ в тетради самостоятельно.

– Как вы найдете результат сложения, что вам поможет? (Как называется этот инструмент)
– На какой вопрос мы сегодня отвечали?
– Какую задачу ставили на уроке?
– Выполнили её полностью?
– Над чем предстоит работать на последующих уроках?
– Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

  • знаю;
  • могу складывать сам;
  • могу научить другого.

– Кто чувствует, что он вырос за урок?
– Чем вы думаете, будем заниматься на следующих уроках?
– Выберите карточку того уровня, с каким вы справитесь:

Облегченный:

12 + 5 + 2
8 + 6 + 3
9 + 3 + 4
6 + 9 + 3
4 + 7 + 4

Усложненный:

4 + 8 + 5 + 2
3 + 9 + 6 + 3
6 + 9 + 4 + 1
7 + 8 + 2 + 3
14 + 3 + 3 + 2

Повышенный:

3 + 5 + 4 + 6 + 2
7 + 2 + 1 + 4 + 3
4 + 5 +9 + 2 + 3
8 + 6 + 2 + 3 + 1
6 + 2 + 4 + 6 + 3

 

 

 

Ответы детей: (14)

(Под документ камерой)
– Кладу линейки так, чтобы цифра 0 второй линеечки была под первым слагаемым первой линейки и смотрю на второй линейки второе слагаемое, потом третью линейку кладу цифрой 0 под второе слагаемое, а четвертую линейку цифрой 0 под третье слагаемое, поднимаюсь наверх и нахожу результат.
Мы сейчас сконструировали способ действия сложения длинных примеров.
Варианты ответов.

 

 

 

 

Разные дети чертят схему для высчитывания примера.

 

 

 

 

 

– Нет. Громоздко.

– Большая трата времени.

– Нужен другой способ действия!

 

– О том, что нужен другой, быстрый способ! Нам нужно его придумать!

 

 

 

Работа в группе (Приложение 2)

Вывешиваются работы!

 

– Здесь поменялись местами числа!
– Переместительный.
– От перестановки слагаемых, сумма не меняется!
(объяснение)

– Присчитываем.
– Присчитывание.

– Мы будем шагать влево.

– Отсчитывание.

 

 

 

– Находить сумму. (Целое)

 

 

– Начертить луч или прямую.
– Задать шаг (мерку), направление, начало отсчета.
– Найдем первое слагаемое 6, присчитаем 5, потом 2, затем 3 и найдем результат!

 

 

– Алгоритм.

Работа в паре: обсуждение и высчитывание.

– Целым или суммой.
– 16!

 

Работа в нетбуках (Приложение 3)

 

 

 

– При помощи линейки.

Чтение задачи.

– О воронах и воробьях.
– Сидели на деревьях.
– На двух деревьях.
– 3 воробья и столько же ворон.
– Значит  3 воробья  и 3 вороны.
– Что на нем сидело 4 вороны и 2 воробья.
– Сколько всего птиц сидело на двух деревьях.

–  3)

 

 

 

В1212

3 + 3 + 4 + 2 = 12(пт.)
Ответ: 12 птиц всего сидело на двух деревьях.

– Линейка.

– Какой есть быстрый способ сложения длинных примеров!

– Научиться решать длинные примеры быстро.
– Над вычитанием

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные контроля
(самоконтроля)
Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные самооценивание
Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные