Интегрированный урок (литературное чтение + музыка) на тему "Письмо с фронта". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Класс: 3


Цель урока: изучение новых страниц истории Великой Отечественной войны, показывающих величие победы народа над фашизмом.

Задачи урока:

УУД:

  • Познавательные:  анализировать услышанные и прочитанные письма, обобщать услышанное,   классифицировать предложенный материал, сравнивать содержание прочитанных писем, формирование навыка работы с текстом.
  • Регулятивные:  определять цель работы,  планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою работу в конце урока, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.
  • Коммуникативные: развитие культуры связной речи, грамотное и точное выражение своей мысли в устной и письменной речи, развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • Личностные: пользоваться правилами поведения на уроке, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Оборудование:

Этапы

Ход урока

Приложение

I. Орг.момент

– Ребята! Проверьте готовность к уроку.

 

II. Самоопределение к деятельности

– Сегодня у нас необычный урок.
– Какими мы должны быть на уроке, чтобы преодолеть трудности, которые встретятся нам в работе? (На уроке мы должны быть внимательными, сообразительными, активными.)
– Я желаю вам успешной работы.

 

 III. Работа с письмами военных лет.

– Ребята! Отгадайте загадку:

Куда мне угодно,
Туда полечу,
Там и заговорю.

– Правильно, это письмо.
– Посмотрите внимательно. Что я держу в руке?
– Это солдатские  письма.

(слайд 1)
– Что вы знаете о письмах с фронта?
– Эти письма писали между боями, в окопах.
– Давайте перенесёмся в те далёкие годы и вслушаемся в солдатские письма.
 (Ребята смотрят видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=ZERfCQrEBsY и http://www.youtube.com/watch?v=hvlONVzb4a0&list=PLj331SOTqSog_t-b-vy9WYoRPB38T3X8H).
(слайд 2)
– Ребята! Как вы думаете, о чем думали солдаты, когда,  писали письма?
– Солдаты   делились своими радостями и горестями, бедами и победами, рассказывали о своем житье.
(слайд 3)
– Мне хочется прочитать письмо моего дедушки, который служил в танковых войсках рядовым, был ранен во время боя и его комиссовали, так как получил очень серьёзное ранение ноги. «Дорогая моя жена Мария и сынок Сашенька! Как вы там живёте без меня?; Как здоровье? Сейчас у нас небольшое затишье, вот и пишу вам, мои дорогие, письмо. Не беспокойтесь за меня, у меня все хорошо. Сашенька, слушайся маму. Не  скучайте! Крепко вас обнимаю. Ваш папа и муж Гаврилов Константин Александрович» (слайд 4)

– К сожалению,  в живых участников Великой Отечественной войны  становится все меньше и меньше, но память о них  остается в сердцах их родных. Содержание этого письма я помню ещё с детства, мне его читала бабушка, но, к большому сожалению, другие письма  с фронта не сохранились.
– Ребята, как вы думаете, почему письма  с фронта были сложены треугольником?
– На войне не было почты, конвертов и обратного адреса, но были почтальоны, был номер полевой почты. Письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмо  дойдёт до родных.

(слайд 5)

– Ребята, как вы думаете письмо с фронта  это  радость или горе?
– Получить письмо с фронта сложенное треугольником было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись.
– Кто вы думаете, почему?
– В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.
– Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. 
– Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было  страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.
– Письма военных лет они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент – ЖИЗНЬ!
(слайд 6)

IV. Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

– Перед вами  картина Александра Лактионова «Письмо с фронта».  Картина была написана уже после окончания войны, хотя её задумки появились у Лактионова еще в далеком 1943 году – на самом пике войны.
– Как вы думаете, почему художник назвал свою картину  «Письмо с фронта»?
– На картине изображена семья, которая получила письмо с фронта.
– Что  изображено на этой картине?
–  На пороге дома собралась группа людей. В центре картины изображен мальчик,  который читает письмо, пришедшее с фронта.
– Как вы думаете, какое содержание письма?
– На лице у детей и женщины присутствует улыбка, значит, новости с фронта положительные.  
– Какие цвета использовал художник?
– Картина наполнена светом. Художник использовал яркие цвета.
– Какое настроение вызывает у вас данная картина?
– Картина Лактионова «Письмо с фронта» вызывает   радостные настроение. Эта картина заставляет верить только в самое хорошее!

(слайд 7)

V.Физминутка

Зарядка для глаз

 

(слайд 8)

 VI. Работа с песней «Солнечный круг, небо вокруг»

– Сейчас мы с вами живем в мире. Я предлагаю послушать песню «Солнечный круг, небо вокруг»
– Какая по характеру музыка?
– С каким настроением исполняли эту песню?
– Какие картины предстали перед вами при прослушивании песни?
– Если вас попросят нарисовать иллюстрацию к этой песни, какие краски вы будете использовать?

(слайд 9)

VII. Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения)

– Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами.br> – Как вы думаете, каково значение писем военных лет?
– Фронтовые письма – это частичка нашей истории.

(слайд 10)

 

VIII. Домашнее задание

– Дома я предлагаю вам написать дома письмо. Это может быть:

– письмо с фронта;
– письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны.

– А чтобы ваше письмо напоминало письмо с фронта, предлагаю вам сейчас сложить такой же треугольник
– Мы, люди живущие в 21 веке, будем помнить о  тех, кто подарил нам мир на земле!
– Наш урок окончен. Спасибо за работу на уроке!

 

(слайд 11)

 

(слайд 12)