Цель урока: изучение новых страниц истории Великой Отечественной войны, показывающих величие победы народа над фашизмом.
Задачи урока:
УУД:
- Познавательные: анализировать услышанные и прочитанные письма, обобщать услышанное, классифицировать предложенный материал, сравнивать содержание прочитанных писем, формирование навыка работы с текстом.
- Регулятивные: определять цель работы, планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою работу в конце урока, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.
- Коммуникативные: развитие культуры связной речи, грамотное и точное выражение своей мысли в устной и письменной речи, развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Личностные: пользоваться правилами поведения на уроке, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Оборудование:
- Экран
- Проектор
- Компьютер
- Презентация
Этапы |
Ход урока |
|
I. Орг.момент |
– Ребята! Проверьте готовность к уроку. |
|
II. Самоопределение к деятельности |
– Сегодня у нас необычный урок. |
|
III. Работа с письмами военных лет. |
– Ребята! Отгадайте загадку: Куда мне угодно, – Правильно, это письмо. |
(слайд 1) |
– Что вы знаете о письмах с фронта? – Эти письма писали между боями, в окопах. – Давайте перенесёмся в те далёкие годы и вслушаемся в солдатские письма. (Ребята смотрят видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=ZERfCQrEBsY и http://www.youtube.com/watch?v=hvlONVzb4a0&list=PLj331SOTqSog_t-b-vy9WYoRPB38T3X8H). |
(слайд 2) | |
– Ребята! Как вы думаете, о чем думали солдаты, когда, писали письма? – Солдаты делились своими радостями и горестями, бедами и победами, рассказывали о своем житье. |
(слайд 3) | |
– Мне хочется прочитать письмо моего дедушки, который служил в танковых войсках рядовым, был ранен во время боя и его комиссовали, так как получил очень серьёзное ранение ноги. «Дорогая моя жена Мария и сынок Сашенька! Как вы там живёте без меня?; Как здоровье? Сейчас у нас небольшое затишье, вот и пишу вам, мои дорогие, письмо. Не беспокойтесь за меня, у меня все хорошо. Сашенька, слушайся маму. Не скучайте! Крепко вас обнимаю. Ваш папа и муж Гаврилов Константин Александрович» | (слайд 4) | |
– К сожалению, в живых участников Великой Отечественной войны становится все меньше и меньше, но память о них остается в сердцах их родных. Содержание этого письма я помню ещё с детства, мне его читала бабушка, но, к большому сожалению, другие письма с фронта не сохранились. |
(слайд 5) |
|
– Ребята, как вы думаете письмо с фронта это радость или горе? – Получить письмо с фронта сложенное треугольником было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. – Кто вы думаете, почему? – В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести. – Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. – Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит. – Письма военных лет они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент – ЖИЗНЬ! |
(слайд 6) | |
IV. Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» |
– Перед вами картина Александра Лактионова «Письмо с фронта». Картина была написана уже после окончания войны, хотя её задумки появились у Лактионова еще в далеком 1943 году – на самом пике войны. |
(слайд 7) |
V.Физминутка |
Зарядка для глаз
|
(слайд 8) |
VI. Работа с песней «Солнечный круг, небо вокруг» |
– Сейчас мы с вами живем в мире. Я предлагаю послушать песню «Солнечный круг, небо вокруг» |
(слайд 9) |
VII. Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения) |
– Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами.br>
– Как вы думаете, каково значение писем военных лет? |
(слайд 10)
|
VIII. Домашнее задание |
– Дома я предлагаю вам написать дома письмо. Это может быть:
– А чтобы ваше письмо напоминало письмо с фронта, предлагаю вам сейчас сложить такой же треугольник |
(слайд 11)
(слайд 12) |