Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Соединения химических элементов”, уметь применять их при выполнении заданий практического характера.
Задачи:
- Образовательные: организовать обобщение знаний и обеспечить понимание обучающимися основных понятий темы.
- Развивающие: продолжить формирование учебно – познавательных компетенций: выделять главное, логически мыслить, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать навыки самостоятельной работы, проведения эксперимента, соблюдая правила ТБ.
- Воспитательные: создавать условия для увлеченного учения, формирования способов эффективного взаимодействия обучающихся; воспитывать чувство ответственности и гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Методы и методические приемы: фронтальный опрос, беседа, наглядные методы, рассказ с использованием опорной схемы, ИКТ, метод сотрудничества, демонстрация средств наглядности, лабораторный эксперимент, самостоятельная работа.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование и реактивы: рисунок “Корабль знаний”, карточки с формулами веществ разных классов, “Волшебный цветок”, тренажеры; карточки “Этапы урока”, растворы кислот, щелочей, индикаторов; презентация “В мире веществ”; коллекция минералов: гранит, горный хрусталь, апатит, магнитный железняк, мрамор.
“Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”.
Гете.
Этапы урока:
1. Химическая разминка.
2. Эстафета формул.
3. В мире веществ.
4. Формулы солей. Решение задач.
5. В царстве минералов.
6. Загадки о веществах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами проведем необычный урок - путешествие на волшебном “Корабле Знаний”.
Сообщение целей и задач урока.
2. Актуализация знаний.
1 этап “Химическая разминка”
1. Что изучает химия?
2. На какие группы можно разделить вещества по составу? (простые и сложные)
3. Перечислите основные признаки веществ каждого класса.
4. Определи классы веществ (по карточкам).
5. Назовите самый распространенный и необходимый оксид на нашей планете? (вода)
6. Эта кислота содержится в желудке человека (соляная кислота).
7. Как называются вещества, изменяющие окраску под действием кислот и щелочей? (индикаторы).
8. Твердый углекислый газ называют “сухой лед” и применяют для хранения мороженого? (да).
9. Нерастворимые основания называют щелочами? (нет).
10. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становиться малиновым? (да).
11. Соли угольной кислоты называют силикатами? (нет).
12. При разбавлении кислоты нужно кислоту лить в воду (да).
2 этап “Эстафета формул”
Задания по рядам:
1 ряд – “Эстафета формул” (устно).
По химическому тренажеру “Формулы неорганических соединений” каждый учащийся читает одну формулу, называет вещество и указывает класс данного вещества. Выполнив задание, переходят к следующему этапу.
3 этап “В мире веществ”
2 и 3 ряд по вариантам выполняют задание – “В мире веществ” (10 мин.)
По химическому тренажеру учащиеся по формуле пишут название веществ, определяют класс; для одного из них находят относительную молекулярную массу.
Выполнив задание, переходят к этапу “Эстафета формул”.
4 этап “Формулы солей. Решение задач”.
1. Упражнение “Волшебный цветок”.
На лепестках цветка написаны названия солей. Учащиеся выходят к доске и пишут формулы солей.
2. Самостоятельная работа.
По химическому тренажеру “Формулы солей” учащиеся пишут формулы солей, решают задачи. (1 и 2 варианты).
1 вариант.
1.Составьте формулы солей: хлорида бария, нитрата алюминия, карбоната натрия, сульфата меди (I), фосфата кальция, нитрита магния, силиката натрия, сульфида железа (III).
2. Сколько молекул содержится в 36 граммах воды?
2 вариант.
1.Составьте формулы солей: фосфата калия, нитрита железа (III), сульфата натрия, карбоната кальция, силиката меди (I), хлорида магния, сульфида лития, нитрата цинка.
2. Найдите массу и число молекул при н. у. для 33,6 л азота.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
1.Эстафета формул. | 1.В мире веществ. | 1.В мире веществ. |
2.В мире веществ. | 2.Эстафета формул. | 2.Формулы солей. |
2.Формулы солей. | 3. Формулы солей. | Решение задач. |
Решение задач. | Решение задач. | 3.В мире веществ. |
5 этап - “В царстве минералов”.
Выступление учащихся, демонстрация минералов.
Гранит. Камень – великан, ставший подножием знаменитому на весь мир памятнику Петру Первому, каменотесы называли “Гром - камень”, т. е. громадный, огромный. С этим камнем связана целая история. Когда создатель памятника решил поставить фигуру всадника на настоящую скалу, был дан приказ найти подходящий камень. И недалеко от берега Финского залива один финский дровосек нашел такой камень – великан. В лесу построили жилище для 400 мастеровых людей, и они много месяцев подряд вырубали этот камень из скалы. Чтобы его привезти, построили огромный плот, который привязали к двум боевым кораблям – фрегатам. Они – то и привезли по воде камень к нужному месту на берегу реки Невы.
Гранит – так называется этот могучий строительный камень. В названии камня слышится твердость и сила. А название свое он получил от слова “зерно”. Если всмотреться в него, то можно увидеть, что он весь словно составлен каменных зерен, разных по цвету. Гранит состоит из трех разных камней – сверкающего кварца (SiO2), темной слюды, цветастого полевого шпата.
Магнитный железняк, магнетит (Fe3О4) – содержит более 72 % железа. Самое интересное в нем – природный магнетизм, свойство, по которому и был открыт этот минерал.
Магнетит был назван в честь греческого пастуха Магнеса. Магнес пас свое стадо возле холма над рекой. Вдруг посох с железным наконечником и его подбитые гвоздями сандалии притянула к себе гора. Гора, сложенная сплошным серым камнем.
Минерал магнетит дал название магниту, магнитному полю и всему загадочному явлению магнетизма, которое со времен Аристотеля изучается и по сей день.
Мрамор – один из важнейших строительных материалов. Он достаточно тверд, но его можно пилить, шлифовать, полировать. Древние греки высекали из него статуи, строили храмы. В итальянском городе Милане есть собор. Он построен из чистейшего белого мрамора. Две тысячи фигур, высеченных из белого мрамора. А внутри множество мраморных колонн, тонкая резьба, выполненная по камню лучшими мастерами.
Многие станции метро облицованы мрамором, в Сургуте – здание вокзала, стена транспортной развязки автомобильной дороги.
На Урале есть железнодорожная станция – Мраморная. Неподалеку от нее долгие годы велась добыча мрамора. В состав мрамора входит карбонат кальция СаСО3.
Горный хрусталь.
“Хрусталь” – по - гречески – лед. Камень действительно похож на лед. Даже в самый жаркий день горный хрусталь остается прохладным. Богатые римляне заказывали мастерам большие хрустальные шары, чтобы охлаждать о них руки.
В минеральном музее в Москве хранятся камни весом в тонну. Их привезли с Полярного Урала. В Оружейной палате в Москве есть самовар, вырезанный из одного кристалла горного хрусталя. В наше время горный хрусталь применяется для изготовления украшений, получения высокочувствительных приборов.
Горный хрусталь – разновидность кварца, оксида кремния - SiO2.
Апатит.
По-гречески “апатао” значит “обманывать”. Оказывается среди камней есть и такие. Его называют камень - обманщик потому, что он по внешнему виду очень похож на другие камни. То вдруг прикинется лунным камнем, то зеленым бериллом, то кварцем. Найдут геологи такой камень и обрадуются. Берилл - родственник ценного изумруда. А проверят – оказывается вовсе не он. Вот и назвали камень обманщиком. Но напрасно геологи сердились на апатит. Он содержит фосфат кальция. Недаром его называют “камень плодородия”. Фосфорные соли нужны растениям для питания. Без них невозможны высокие урожаи. Попадая в организм человека, фосфор помогает работе мозга, улучшает память. Благодаря ему мы быстрее можем решать задачи, сочинять стихи, запоминать выученное. Вот какую тайну хранил апатит.
6 этап. ЗАГАДКИ О ВЕЩЕСТВАХ.
Мы часто ее за столом встречаем,
Названье ее мы сейчас угадаем,
Рассыпать ее говорят, к несчастью,
к обеду иметь, наверное, счастье! (Соль)
В морях и реках обитает,
но часто по небу летает,
а как наскучит ей летать,
на Землю падает опять. (Вода)
Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен… (Иод)
Хотя я соль, но под водой
Вас удивлю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).Есть у меня сестра. Она
Изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я - … (Сода)
Вы со мной уже встречались –
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель,
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду. (Водород)
Рефлексия.
- А я и не знал, что….?
- Мне понравилось…
- Я хотел бы…
Учитель благодарит учащихся за совместную работу.
Приложение №1
Химический тренажер
Формулы неорганических соединений
№ п/п | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
1. | CaO | HNO3 | NaCl |
2. | Fe(OH)3 | Na2O | Mg(OH)2 |
3. | Zn(NO3)2 | Cr(OH)3 | BaO |
4. | H2SO3 | H2S | Fe(OH)2 |
5. | PbO | LiOH | H3PO4 |
6. | Ag3PO4 | P2O5 | KOH |
7. | NaOH | ZnO | HBr |
8. | CO2 | BaCl2 | SO2 |
9. | HCl | H2SiO3 | CuO |
10. | K2SO4 | CuSO4 | AgBr |
Приложение №2
Химический тренажер
Назови формулы веществ
№ п/п | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
1. | Хлороводородная кислота | Оксид натрия | Гидроксид калия |
2. | Нитрат алюминия | Угольная кислота | Поваренная соль |
3. | Бромид натрия | Нитрат железа (II) | Иодид натрия |
4. | Гидроксид алюминия | Гидроксид меди (II) | Оксид магния |
5. | Оксид калия | Сульфат железа (II) | Карбонат калия |
6. | Азотная кислота | Ортофосфорная кислота | Сульфат железа (III) |
7. | Фосфат натрия | Фосфат алюминия | Сернистая кислота |
8. | Гидроксид магния | Гидроксид цинка | Нитрат натрия |
9. | Фосфат кальция | Фосфат натрия | Оксид железа (II) |
10. | Оксид серы (IV) | Оксид железа (III) | Гидроксид кальция |