Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:
- Конкуренция между фирмами является важным признаком рыночной экономики, и подрастающему поколению надо знать особенности рыночной структуры.
- Указанная тема изучается концентрически: в 8 и 10 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала.
- В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы.
- Информация, содержащаяся в презентации, способствует успешному выполнению тестов и решению экономических проблем.
Новизна работы:
- Расширение возможностей презентации Microsoft PowerPoint за счёт применения некоторых интерактивных элементов и приёмов программы Smart.
- Целенаправленное использование разнообразной анимации, Animated Gif в презентации Microsoft PP.
Деловая игра “Открытый тендер”, полностью разработанная автором статьи.
Задания, составленные автором статьи: задания с интерактивными элементами, вопросы, тесты.
Разработаны критерии оценок за разнообразные конкурсные задания.
Работа соответствует требованиям ФГОС создавать и организовывать “условия, инициирующие действие” учащихся.
Цель урока: Формирование предметных, коммуникативных, личностных компетентностей учащихся в процессе изучения рыночных конкурентных структур.
Задачи:
- Закрепить знание изученных ранее понятий и формировать предметные компетентности.
- Усвоить новые понятия: совершенная и монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, тип продукции, входные барьеры, влияние на цены.
- Научиться различать стандартную и дифференцированную продукцию; выявлять рыночные структуры, выбирать признаки рыночных структур.
- Применять знания на практике в процессе решения проблем, поиска ответов на вопросы, выполнения тестов и заданий с интерактивными элементами. Совершенствовать УУД.
- Развивать коммуникативные компетентности, умение работать в группе.
- Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь.
- Реализовывать системно-деятельностный подход в процессе деловой игры.
Форма урока: урок проводится в форме деловой игры “Открытый тендер”.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Педагогические технологии: технология развивающего обучения, ИК-технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах.
Методы обучения: проблемное изложение нового материала, интерактивный метод обучения в процессе деловой игры.
Средства обучения:
- мультимедиапроектор, ноутбук, экран или интерактивная доска.
- учебник: “Экономика: Рабочая тетрадь. 8 класс”, Н-Н, НИРО, НГЦ, 2013.
- комплекты раздаточного материала для деловой игры: карточки с условиями конкурса, с заданиями и критериями оценок, ведомости для оценок, бейджики для названия команд, листы бумаги.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Подготовительный этап.
- Обучающиеся создают команды по 4-6 человек, выбирают спикеров, придумывают название команд и определяют состав жюри из 3-х человек.
- На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:
- Повторить тему: “Организационно-правовые формы предприятий”.
- Командам-фирмам разработать мини-проект для участия в тендере на получение гранта:
- Выбрать организационно-правовую форму малого предпринимательства
- Придумать название фирмы и производимую продукцию
- Объяснить взаимосвязь между видом продукции, формой бизнеса и названием фирмы
- Нарисовать изделие, которое планируют производить, и пояснить его назначение
- Изготовить бумажные бейджики.
Оформление кабинета
:- Парты стоят парами, учащиеся сидят группами по 4-6 человек.
- На партах лежат карточки (Приложение 1) с условиями конкурса, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок, бейджики для названия команд, листы бумаги; списки учащихся, в которых помечена фамилия спикера.
СТРУКТУРА УРОКА
Продолжительность урока 45 мин.
1. Организационный момент ---------------------------1 мин.
2. Проверка домашнего задания --------------------- 5 мин.
Проверка домашнего задания проходит в форме презентации командами-фирмами своих миниатюрных бизнес-проектов. Жюри оценивает работу по десятибалльной системе:
- выбор организационно-правовой формы предпринимательства(1 балл)
- оригинальность названия фирмы (1 балл);
- рисунок изделия: целесообразность, наглядность, дизайн (3 балла)
- лаконичность выступления, владение научными терминами (4 балла)
- дизайн бейджика (1 балл).
Время выступления каждой команды: не более 1 минуты.
3. Мотивация учебной деятельности ----------------1 мин
Сообщение учителем темы и цели урока. Устанавливается взаимосвязь между содержанием презентаций учащихся и новой темой: “Вы успешно участвовали в конкуренции. Сегодня расширим границы ваших знаний в процессе деловой игры “Открытый тендер”, условия которой представлены на слайдах №2 и №3 и на карточках с заданиями. Команда, получившая наибольшее количество баллов, выигрывает грант в сумме 300000 руб. на развитие своего бизнеса”.
4. Деловая игра “Открытый тендер”
4.1. Повторение и объяснение новой темы ------------------10 мин.
Урок сопровождается компьютерной ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. С целью развития познавательного интереса в презентации многократно используются разнообразные интерактивные элементы и анимация. На слайдах 4, 16, 17, 18 задания с передвижением интерактивных элементов, которые возвращаются в исходное положение учителем вручную. Задания на повторение содержатся на слайдах: 4 -7. В дальнейшем используется проблемное изложение нового материала на слайдах: 8-14.
Каждый устный ответ обучающихся на вопросы и задания, содержащиеся на слайдах, оценивается членами жюри по пятибалльной системе: логика (2 балла), владение экономической терминологией (2 балла), лаконичность (1 балл).
4.2. Закрепление полученных знаний ------------------------10 мин
На слайдах 15-19 содержатся задания для закрепления полученных знаний.
Практическая работа с ИКТ оценивается членами жюри по пятибалльной системе: оперативность (2 балла), правильность (3 балла).
4.3. Выполнение тестов -----------------------------------------5 мин
Текст содержится на слайдах: 21-26 и в виде раздаточного материала. На пять вопросов можно успеть ответить за 5 минут, с учётом того, что эти вопросы были в раздаточном материале с начала урока. Команды выполняют тесты и сдают результаты на проверку жюри.
Критерии оценок:
- 100 % верных ответов – 5 баллов.
- 70 - 50 % верных ответов – 3 балла.
- 90 - 80 % верных ответов – 4 балла.
- Менее 50 % верных ответов – 0 баллов.
5. Контроль и коррекция знаний --------------------5 мин
Пока жюри подводит итоги, обсуждаются с классом выполненные тесты.
Ответы содержатся на слайде 27.
6. Подведение итогов урока ---------------------------7 мин.
Сопоставление цели урока с достигнутыми результатами.
Ученики высказывают и аргументируют своё мнение, участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Спикеры обосновывают предварительные итоги работы своих команд и предоставляют учителю списки особо активных участников деловой игры.
6.1. Подведение итогов деловой игры.
Жюри сообщает общие результаты презентации команд-фирм, устных ответов и заданий.
6.2. Награждение победителей и участников деловой игры.
Все активные участники деловой игры получают оценку “отлично”.
Команда, получившая наибольшее количество баллов, выигрывает грант (Приложение 3)
7. Домашнее задание ---------------------------------------1 мин.
“Экономика: Рабочая тетрадь. 8 класс” стр. 157-159 учить
с. 159 “Практикум” упражнение №1