Тип урока: урок открытия новых знаний (длительность 40 минут).
Форма организации урока: командная.
Методы обучения: демонстрация, наблюдение, практическая работа, применение технических средств обучения.
Оборудование: альбом, фломастеры, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы;
Зрительный ряд: презентация, памятки.
Цели и задачи:
Образовательные:
- Узнать о древних образах в народном искусстве, о символах цвета и формы. Формировать интерес к предмету ИЗО и искусству русского народа через групповую форму работы;
Развивающие:
- Способствовать развитию устойчивых и прочных знаний по ИЗО;
- Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную речь учащихся;
- Способствовать выявлению знаний и умений учащихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования;
Воспитательные:
- Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное, бережное отношение к культурному наследию.
- Воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Ход урока
I. Организационный момент.
Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.
II. Введение в тему урока.
Учитель. Ребята, знаете ли вы, что открытие красителей стало важной вехой в развитии человеческой культуры. Так, открытие красного красителя древними греками привело к запрету красного цвета. Он стал привилегией только царей, таким образом, носить одежду, окрашенную в красный цвет, могли только лица царского рода. Эта традиция надолго укрепилась в различных культурах (слайд 2).
Любимые цвета восточных славян - белый и красный (слайд 3). Красный цвет - это любимый цвет древнерусских князей.
Слово “красный” в русском языке означало - “светлый, яркий, хороший, красивый, ценный” (слайд 4).
Красный воспринимался как прекрасный, веселый, радостный цвет, как цвет молодости (слайд 5). Поэтому и название первого праздника воскресшей весны - Красная горка - связано с этим цветом (слайд 6).
Слово “красный” приобрело значение цвета крови с XV-XVI веков. Оно было унаследовано от древнерусского слова “червленый”, так как красную краску на Руси добывали из насекомых червецов (червленый цвет) (слайд 7).
Красный - символ жизни, радости, праздника в Древней Руси. В иконописи он имеет различное значение: например, красный плащ Георгия Победоносца - как знак царской власти и одновременно - символ мученичества, плащ архангела Михаила - как символ “огня и меча” (слайд 8).
В работах А. Рублева красный ромб символизировал Землю (слайд 9).
Сообщения учеников:
- Белый цвет несет как положительное, так и отрицательное значение. Слово “белый” в древнерусском языке означало “светлый, ясный, прозрачный, непорочный” (слайд 10).
Отрицательное значение белый цвет приобретает после Французской революции, которое было перенесено в Россию. Развитие отрицательного значения этого слова произошло в период Октябрьской революции (деление на “белых” - чужих и “красных” - своих). Появляются выражения в быту к неумело сделанному - шито белыми нитками (слайд 11).
- Желтый - воспринимался как радостный, солнечный, весенний цвет. Свадебный наряд состоял из желтого летника и красного сарафана (слайд 12).
Начиная с XVIII века у желтого цвета формируется отрицательная символика, которая связана с эпидемией лихорадки и вызываемыми ею желтыми галлюцинациями. Цвет становится цветом лжи, обмана. Поэтому дарить желтые цветы любимым стало считаться плохой приметой (к разлуке), что сохранилось и до наших дней (слайд 13).
- Черный - цвет траура, печали. В XIV - ХV веках он выступает в качестве скорби в одежде (слайд 14).
- Голубой - в Древней Руси воспринимался как небесный, Божественный. Купола церквей окрашивались в голубой или синий с золотыми звездами цвета.
Голубой цвет - это “мужской цвет”, поэтому для новорожденных мальчиков одежда должна быть голубого цвета (слайд 15).
- Розовый - на Руси связывался с зарей и стал символом чего-то приятного. Розовый цвет - для новорожденных девочек (слайд 16).
- Зеленый - символизировал на Руси юность и цветение. Купола церквей окрашивались в зеленый цвет. Иногда в иконописи являлся символом неба.
В быту “зеленый человек” означает моральную незрелость, то есть сохраняет свое значение “молодой”.
В системе дорожных знаков - свободный путь (слайд 17).
Учитель. Давайте рассмотрим зооморфные символы.
В символической модели мироздания зооморфные символы занимают третью ступень, после растительного и минерального царства (слайд 18).
Мы с вами, ребята, рассмотрим только несколько символов.
Орел - широко распространен в искусстве, геральдике. Как птица, орел относится к стихиям воздуха и огня, поэтому является посредником между человеком и богами (слайд 19).
За его силу, стремительность полета и бесстрашие эта птица стала ассоциироваться с богами войны. Позднее орел становится символом верховной власти (слайд 20).
Черный двуглавый орел на золотом фоне был эмблемой Византии, где он символизировал власть императора (слайд 21). Такой же вариант был принят в России Иваном Грозным в качестве эмблемы Московского государства, поскольку, восприняв византийскую культуру и религию, оно посчитало себя ее духовным наследником (слайд 22).
В настоящее время гербом России является двуглавый орел (слайд 23).
Голубь - белый голубь в христианстве являлся эмблемой Святого Духа, двенадцать голубей - ассоциировались с апостолами (слайд 24), голубь и лилия - означали Благовещение (слайд 25).
В свадебном обряде голуби означали любовную пару. В XVIII -XIX веках в русской народной вышивке было распространено изображение голубков (слайд 26).
Образ коня широко распространен в мифологиях многих культур. Это один из древнейших и наиболее популярных символов в истории человечества (слайд 27).
Образ красного коня, созданный К. С. Петровым-Водкиным (“Купание красного коня”), стал символом революции (слайд 28).
В русской геральдике изображение коня присутствовало главным образом на царских или дворянских гербах (слайд 29).
На белом коне изображался Георгий Победоносец, являвшийся воином-мучеником. Этот святой пользовался особой популярностью в русской иконописи XV-ХVI веков. Его изображение становится эмблемой Москвы в XIV веке, а позднее входит в герб Российской империи (слайд 30).
Всадник на коне означает наличие животного начала в человеке, где конь является символом контроля, победы духовного мира над низшим, импульсивным, бессознательным (слайд 31).
Тигр — в дальневосточной традиции олицетворяет царя зверей, хозяина леса. Это символ жизненной силы и плодородия (слайд 32).
Практически все образные сравнения с медведем, принятые в Европе и Сибири, дублируются тигром в Юго-Восточной Азии (слайды 33- 34).
Учитель. Вы, наверное, обратили внимание на то, что символика обладает динамикой, то есть изменяется в зависимости от смены приоритетных целей и видов деятельности.
Учитель. А теперь сформулируйте тему нашего урока.
III. Практическая часть.
1). Учитель. Давайте рассмотрим, как использовались зооморфные символы и цвет в геральдике государств.
Работа в группах. Раздаются памятки по теме урока и гербы русских городов. Детям необходимо сделать их анализ, используя памятки, литературу и средства Интернета (слайды 35 - 42). Каждая группа после поиска информации дает краткую характеристику городам (Нижний Новгород, Красноярск, Пермь, Самара, Томск, Иркутск, Москва, Суздаль).
Динамическая пауза: гимнастика для глаз.
2). Учитель. А теперь, после того, как вы узнали значения цвета в символике и некоторых зооморфных символов, давайте нарисуем свой эскиз символа вашего класса. Можно сделать аппликацию (слайд 43).
IV. Итоговая часть.
1). Подведение итогов урока. Более удачные эскизы рассматриваются в классе и анализируются (слайды 44-45).
2). Учитель. Давайте с вами вспомним, что вы узнали по теме четверти “Искусство моего народа”. Ответьте на следующие вопросы:
- Что нового узнали на уроке, что запомнилось?
- Какой цвет был любимым у русских князей?
- Как появился двуглавый орел на эмблеме нашего государства?
Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы.
3). Рефлексия (слайд 46).
V. Домашнее задание: придумать свой символ школы или семьи.