Урок самопознания "Выбор пути"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Ценность: истина.

Качества:  вера в себя, поиск истины и единство мысли, слова и дела.

Класс: 9.

Количество учащихся: 17.

Техническое оснащение: интерактивная доска.

Ресурсы: аудиозапись песни в исполнении В.Брежневой «Реальная жизнь». Автор:. муз. и  сл. А. Фицич, материалы для творческого задания, презентация для учащихся.

Цель урока: раскрытие представления учащихся о выборе своего жизненного пути через общечеловеческую ценность – истину.

Задачи урока:

  • расширить знания о важности познания себя при выборе жизненного пути;
  • способствовать развитию потребности к раскрытию  своего истинного предназначения  становлении личности;
  • создавать условия для воспитания целеустремленности и настойчивости  в достижении поставленной цели.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы урока, ценность, качества, цель и задачи урока.

Позитивный настрой. Упражнение «Назови свое имя».

«Встаньте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на пер­вую букву имени, по кругу».

Об­суждение: что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Проверка домашнего задания. Выборочно спросить письменное задание в тетради: «Чего вы хотите достичь». Инструкция: «Запишите все, что вы хотели бы достичь. Запишите все, что вам для этого необходимо. Закончив список, включите в него то, что у вас уже есть и что вы хотели бы сохранить. Разделите все желания на 3 категории: А — очень-очень важные; В — очень важные; С — важные. Если желание недостаточно важное, даже для категории С, вычеркните его».

Вопросы: Что вы чувствовали,  когда писали желания? Что вы думаете о своих желаниях? Представьте, что это все стало вашим. Что вы ощущали бы?

2. Позитивное высказывание (цитата).

Весь уклад нашей нынешней жизни свидетельствует, что выбор у человечества невелик: либо светлый путь духовно-нравственного самосовершенствования, либо мрак культурной и моральной деградации. Али Апшерони.

Вопросы: Как вы понимаете смысл высказывания?  Как вы думаете, почему у человечества только 2 выбора?

3. Подарок от учителя. Рассказ учителем притчи «О кофе и жизненных приоритетах».

«Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными – и простыми, и дорогими, и изысканными.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:  "Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было, кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки… А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!»

Вопросы:  В чём смысл притчи? Как вы думаете, почему профессор сравнил кофе с жизнью?

Выводы:  Притча наглядно и просто  демонстрирует, что у каждого из нас свой путь, индивидуальная дорога, предназначение. Не может быть одного лучшего направления для всех. Лучшее направление – мое, сверенное с внутренним миром и ценностями. Тот, кто находит и выбирает свой путь, становится истинно счастливым человеком, успех является его постоянным спутником. Главное для нас – найти свой верный путь, свою цель.

4. Творческая деятельность.  Мини-проект «Планирование будущего».

Класс делится на 3 группы. Каждая группа имеет свою сферу – семейная, профессиональная и досуговая. Предлагается группам написать  приблизительный план своего будущего.  Каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более реальные цели и спрогнозировать реальные события.  Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты.
 
Вопросы: Легко ли было вам  планировать? Какова значимость планирования будущего? Нужно ли планировать свое будущее, а если нужно, то зачем? Можно  ли жить одним днем? Можно ли стать успешным без планирования будущего?

Выводы: Выбирать для своих планов интересные проекты, смелые решения, яркие пути.  Закладывать в план мощные цели, вдохновляющие результаты. Если  не планировать свою жизнь, значит,  у вас нет своего пути — значит, вы стоите на чужом пути. И Чужой с удовольствием будет использовать вас — всё, чем вы обладаете — для своих собственных планов: вашу энергию, ваши нервы, ваш интеллект и эмоции, ваши таланты, вашу волю, в конце концов.  Чтобы жить лучше, необходимо планировать свое будущее и строить свой личный путь.

5. Групповое пение. Песня  «Реальная жизнь». 

6. Домашнее задание.  Напишите  эссе на тему: «Я через 10 лет».

7. Заключительная минута тишины.

«Сядьте удобно, если хотите, можете закрыть глаза. Проверьте, чтобы спина была выпрямлена, а голова находилась в вертикальном положении. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь, делая выдох. Еще раз  глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Прислушайтесь к себе. Почувствуйте внутри себя тишину, мир, покой. Еще раз мысленно вернитесь к тем человеческим качествам, о которых шел разговор на уроке, ощутите их присутствие в своей душе. Храните их в себе, дарите их другим. Сделайте правильный выбор своего жизненного пути. А теперь откройте глаза. Спасибо за урок»

Приложение 1 (Презентация)

Методическая литература:

  1. Методическое пособие для учителя самопознания. 9 класс И.В. Калачева. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек» – 2013 г.
  2. Справочник практического психолога «Возрастные кризисы» И.Г. Малкина – Пых. Москва – 2002 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Притча «О кофе и жизненных приоритетах» www.cytata.ru
  2. Афоризмы, цитаты, изречения. www.mobiw.ru
  3. Песня «Реальная жизнь» в исполнении В. Брежневой. www.mp3-pesnja.com
  4. Упражнения  из тренинга «Пойми себя». http://www.azps.ru