На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. Позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Воспитанник теперь не является своеобразным преемником информации. Он становится строителем собственного знания, которое образуется в ходе самостоятельного поиска, столкновения возникших противоречий. Таким образом, время требует от классного руководителя новых подходов к воспитанию. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Использование технологии педагогических мастерских очень эффективно. Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом классном часе. Рекомендуемая частота занятий – раз в месяц. Данная технология помогает реализовать задачи системно-деятельностного подхода. Занятия проходят в системе, где деятельность учащегося выступает на первом месте. Ученику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь знание в более широком формате. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы.
Помимо всего, для себя я отметила, что проводить классные часы в системе, то есть, используя одну технологию, облегчает подготовку к ним. Учащиеся уже знают, в какой форме будет проходить классный час, они готовы к определенной работе, а тему в любой момент можно заменить или заранее подготовить.
В последние годы метод педагогических мастерских (французских мастерских) используется во многих странах мира, поскольку его идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.
Данная технология отличается своей обращенностью к “Я” ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:
1. Личность с новым менталитетом - это личность “самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая”, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Все способны: каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на “погружение” участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:
- “Индукция” (“наведение”) — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
- “Самоинструкция” — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
- “Социоконструкция” — построение этих элементов группой.
- “Социализация” — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, “подано” всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
- “Афиширование” — вывешивание “произведений” — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
- “Разрыв” — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
- “Рефлексия” — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Существует несколько разновидностей творческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и другие.
Данную технологию я использую в форме студии, с которой познакомилась на районном семинаре. Технология проведения занятия в форме студии меня захватила тем, что больше половины времени уделено собственно работе. В студии создаются этюды или пробы, то есть то, что ребенок никогда не делал. Возникает понимание того, какое место занимает проба в собственном опыте. Далее проходит дискуссия, затем рефлексия того, что с каждым происходило во время работы. Студия в результате дает возможность раскрыться каждому ребенку, быть самим собой. Это немаловажно для моих одиннадцатиклассников, которым обычный нравоучительный классный час давно не интересен. Чтобы добиться желаемого, учащиеся должны быть вовлечены в какую-либо деятельность, чтобы им не было скучно. В результате работы студии - позитивная активность школьников не только зрительская, но и деятельностная, у ребят создается средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивный коммуникативный опыт, опыт общения.
Еще хочется отметить, что уникальность данной технологии в том, что каждый классный руководитель может варьировать систему занятий, ориентируясь на особенности и возможности своего класса.
Что такое судия? Студия имеет корень “студ” - студент, учащийся. Можно предположить, что это слово происходит от слова студень – схваченность. Чем же охвачена студия? Общим желанием.
Цели студии:
- создание условий для развития творческих способностей школьников. Научить передавать собственные чувства, развить умение понимать чувства других людей;
- расширить знания участников о чувствах и эмоциях;
- создать условия для развития способности безоценочного принятия другого человека.
Программа студии рассчитана на семь занятий. Вводная и заключительная части обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия, основное же время уходит на подготовку учащимися своих проб.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников. Например: “Как вы себя чувствуете?”, “Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?”, “Что запомнилось из предыдущего занятия?” и т.п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот. Включиться в ситуацию “здесь и сейчас”.
Успех студии в большей степени определяется соблюдением специфических принципов работы, а именно:
- принцип активности участников: члены студии постоянно вовлекаются в различные действия – игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют свои чувства и чувства других участников;
- принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а преподаватель лишь побуждает их к поиску ответов на поставленные вопросы;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в студии строится с учетом интересов всех участников, признания ценности каждого из них, равенство позиции, принятие друг друга;
- принцип “здесь и сейчас”: члены студии фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту.
Средством решения задач студии служат групповые дискуссии. В ходе дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии. Игровой характер ситуации освобождает участников от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, что дает простор для творчества. Нормы и правила совместного поведения, стиль общения становится достоянием каждого участника и с успехом в реальную жизнь. Работа студии направлена на формирование комфортной групповой атмосферы, на тренировку различных коммуникативных качеств, в первую очередь на повышение чувствительности ребенка в воспитании окружающего мира.
Поскольку мои одиннадцатиклассники – почти выпускники школы, они стоят на пороге во взрослую жизнь, мне хотелось бы помочь им осознать значимость тех взаимоотношений, которые сложились между ними; способствовать эмоциональному сближению учащихся, поддержанию оптимистических настроений в классе, тем более в преддверии ЕГЭ; продолжить формирование представления о ценности межличностного общения; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В связи с этим при разработке тематики классных часов в форме студии я прежде всего опиралась на такую нравственную ценность как ЧЕЛОВЕК.
Тематика классных часов в форме студии:
Занятие 1. Я в коллективе. Составление коллажа.
(ориентирован на социальную солидарность – доверие к людям, уметь работать сообща в различных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, созидать и творить, взаимодействовать в группе; участники создают коллаж на свободную тему, тем и ценно первое занятие. Рефлексия - синквейн)
Занятие 2. Что значит моё Я в слове семьЯ.
(ориентирован на семью - любовь и верность, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода и др.;
Группы по очереди презентуют подготовленные работы на тему. В центре плаката (слайда) располагается название: “Моя семья для меня...”. Вокруг него размещены слова-ассоциации, предложения, рисунки и т.п., выражающие значение семьи. Рефлексия: Продолжите, пожалуйста предложение-обращение к будущим своим детям: “Дорогие мои, чтобы вырасти здоровыми, успешными и счастливыми, нужно...”)
Занятие 3. Калейдоскоп профессий. Я в мире профессий.
(ориентирован на гражданственность, на социальную солидарность, знание - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость; гражданская активность, знания о принадлежности к данной социальной общности; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; ценность знания, стремление к истине, научная картина мира, уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость. Рефлексия – синквейн).
Занятие 4. Мастерская ценностных ориентаций. Терпимость и жестокость.
(ориентирован на социальную солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; знание - духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, этическое развитие. Рефлексия: составьте ряд собственных правил, которые ведут к взаимопониманию).
Занятие 5. Какие мы и чего мы хотим.
(ориентировано на знание, социальную солидарность - ценность знания, стремление к истине, творчество и созидание, красота, духовный мир человека, эстетическое развитие, этическое развитие; посвящено развитию интуиции, способности чувствовать другого человека. Записать или напечатать текст о ком-либо из учащихся. Запрещено писать гадости, вспоминать пакости и т.д., зато можно писать все интересное. Особенные случаи и поступки, свое отношение к избранному объекту и свои советы, как ему стать лучше. Затем все это зачитывается вслух, и каждый может узнать себя.. А если вдруг окажется, что кто-то не узнает себя и о нем никто ничего не напишет, то, может быть, это потому что он ко всем безразличен и никак себя не выражает, вот и общество отказало ему в интересе).
Занятие 6. И тот, кто с песней по жизни шагает...
(ориентировано на патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; семья - любовь и верность, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, многообразие культур и народов, родная земля и др. Каждой группе дается задание: передать какое-нибудь чувство через песню (чувства: тоска, оптимизм, грусть, творческое свершение, энтузиазм, любовь). Затем группы по очереди исполняют песни. Участники студии стараются почувствовать, какое чувство выражают их товарищи, насколько точно их ощущение. Рекомендуется привлечь группу родителей. Рефлексия – общая песня или конкурс песен, посвященных родине).
Занятие 7. “Я слову русскому служил...”. Поэзия и картины Г.И.Замаратского и А.Д.Кузнецова.
(ориентировано на патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; семья; творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни мир во всём мире, многообразие культур и народов, родная земля, заповедная природа. На столах репродукции и стихи Г.И.Замаратского и А.Д.Кузнецова. Всем участникам студии предлагается выбрать стихотворение, которое ему понравилось. Затем к этому стихотворению каждый подбирает репродукцию, которая на его взгляд, созвучна с этим произведением. Создается новое сочетание, выражается свое чувство свое ощущение).
Разработка классного часа в форме студии.
Занятие 1. Я в коллективе. Составление коллажа.
Цели занятия: способствовать снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.
Оборудование: презентация “Студия. Занятие 1 “Составление коллажей”; для работы групп – ватман, глянцевые журналы, газеты, ножницы, клей.
Участники студии: учащиеся 11 класса, разделившиеся на 3 группы по своему желанию.
Ход занятия
1. Ситуация вызова.
- Как вы себя чувствуете?
- Как настроение?
- Что нового, хорошего, необычного случилось за это время?
2. Знакомство участников с целями и правилами студии (сопровождается презентацией): что такое студия; цели студии; определение коллажа по Ожегову.
3. Инструкция ведущего:
Нам предстоит большая совместная работа. У каждой группы участников (4-5 человек) на столах художественные журналы, клей, ножницы, листы ватмана. Вам предстоит составить коллаж, который передавал бы ваши чувства на данный момент. С помощью его было бы понять, что объединяет вашу группу, какие ощущения вы испытываете при совместной работе. На выполнение данного задания отводится 15-20 минут. Затем каждая группа выставляет на обсуждение свой коллаж. Все остальные участники делятся теми ощущениями, которые они испытывают, рассматривая представленную работу. Когда все высказывания закончены, слово предоставляется авторам. Важно, насколько совпали ощущения участников студии. Затем выступает следующая группа и т.д.
4. Составление коллажей группами.
5. Защита коллажей.
6. Рефлексия. Составление синквейнов:
1. 1 существительное, раскрывающее тему.
2. 2 прилагательных, раскрывающих признаки этого существительного.
3. 3 глагола-действия к этому существительному.
4. Предложение-фраза, раскрывающее суть сказанного выше.
5. 1 существительное-вывод, выражающее общее впечатление от занятия.
7. Синквейн-итог классного руководителя:
- Одиннадцатиклассники.
- Креативные, творческие.
- Взаимодействовали, творили, развивались.
- Стремились к самооценке, самообразованию.
- Открытие.