Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель: Сформировать представление учащихся о роли семьи в жизни человека и общества.

Задачи:

Дидактические:

  • дать определение понятиям семья, брак;
  • сформировать представление о типах и функциях семьи, условиях заключения брака.

Воспитательные:

  • осознание ценности семьи как важнейшего социального института и одного из основных факторов социализации личности;
  • формирование у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье;
  • формирование нравственной и правовой культуры учащихся.

Развивающие:

  • формирование умения работать в группе, выступать, излагать свою точку зрения;
  • формирование умения систематизировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.

Основные понятия: семья, брак, условия заключения брака, типы и функции семьи.

Оборудования: учебник, раздаточный материал, компьютер, медиапроектор, презентация.

Используемые технологии: ИКТ, интерактивная технология.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на три группы.

II. Изучение новой темы.

Учитель:

- Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я хотела бы зачитать вам одну мудрую притчу:

- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, и он ни с кем не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? – спросил старик.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Посмотри! – сказал старик. Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим. Вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив. А произошло это потому, что у него появилась ... (СЕМЬЯ).

Учитель:

- Ребята, наверное, вы догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о семье и ее роли в нашей жизни.

- Что такое семья? Назовите слова-ассоциации, связанные с семьей.

Ответы учащихся: “родители”, “дети”, “дом”, “ родство” ...

Задание для всех учащихся:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо поставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже и их больше, чем требуется для заполнения пробелов.

Семья - это основанная на ..... и (или) кровном ..... малая ..... члены которой объединены совместным ..... и ведением ....., эмоциональной связью, взаимными ..... по отношению друг к другу.

А. Дети

Б. Родители

B. Брак

Г. Домашнее хозяйство

Д. Обязанности

Е. Родство

Ж.Отношения

3. Группа

И. Любовь

К. Уважение

Л. Проживание

Учитель:

- Таким образом, семья является важнейшим элементом социальной структуры общества, исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, и как социальный институт.

- С чего начинается семья? Когда она образуется?

Ответы учащихся:

- С момента заключения брака.

Учитель:

- Если взглянуть на данную проблему глубже, то становится очевидным, что семья берет свое начало с первого знакомства, первого свидания, первых нежных чувств, которые перерождаются в любовь. А достаточно ли одних чувств для того, чтобы создать семью? При соблюдении каких условий можно заключить брак в соответствии с современным законодательством?

Задание для всех учащихся:

Изучите ст.ст. 12-14 Семейного кодекса РФ и назовите условия заключения брака. (Приложение 2.)

Презентация

Ответы учащихся:

- Достижение совершеннолетия;

- Обоюдное согласие вступающих в брак;

- Отсутствие других браков;

- Отсутствие близких родственных связей;

- Дееспособность вступающих в брак

Учитель:

- Заключение брака порождает новый тип правоотношений, а также взаимные права и обязанности для супругов. Чтобы разобраться в них, предлагаю рассмотреть следующие ситуации и ответить на вопросы.

Задание для 1 группы учащихся:

Сразу после свадьбы перед молодоженами встал насущный вопрос: “Где им жить?” Молодой супруг настаивал, что они должны жить вместе с его родителями в одном доме, обосновывая это тем, что так велят вековые традиции. Однако супруга была против этого, т.к. ей, во-первых, хотелось жить отдельно от родителей, со своей семьей, и, во-вторых, ей было неудобно добираться до работы, в районный дом культуры. Супруги никак не могли прийти к единому мнению. Дело дошло до того, что муж стал требовать, чтобы его вторая половина уволилась с работы, т.к. сцена не место для замужней женщины.

Вопрос: Кто прав в этой ситуации?

Задание для 2 группы учащихся:

Парень с девушкой дружат со школьной скамьи. Все называют их идеальной парой. Однако всех удивляет то, что молодые не спешат зарегистрировать свои отношения. С течением времени выяснилось, что у парня смешная фамилия и девушка не желает присваивать ее после замужества.

Вопрос: Что вы посоветуете им?

Задание для 3 группы учащихся:

Одной из гражданских жён художника Пабло Пикассо была Франсуаза Жило. Они познакомились в 1943 году: она - начинающий живописец, он- всемирно известный мастер. К тому же на 40 лет старше её. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей - сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Однако ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.

Вопрос: Почему?

Задание для всех учащихся:

Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция – это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов – семьи. Для выявления социологических и социально–психологических последствий демографической революции нужно составить две формы семьи: традиционную, патриархальную, существующую многие тысячи лет...и современную, нуклеарную.

Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была её многодетность...патриархальная семья характеризовалась жёсткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшим – младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое повиновение, на минимум профессиональной автономии и инициативы...

Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на её место воздвигнула новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению...

Не менее важным оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами самоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости: демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

Так начала формироваться малодетная семья...патриархальная семья давала количественный рост населения,... нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения. (А.Лазебникова)

На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи и их характерные черты.

Какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного к другому типу семьи?

Учитель:

- Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом, выполняет ряд основных функций в обществе. Предлагаю изучить ситуации и определить основные функции семьи, комментируя их.

Задание для 1 группы учащихся:

№1. В зимние выходные дни семья Петровых выходит на лыжные прогулки. И младшей семилетней дочери приобрели детские лыжи, и стали брать ее с собой. Так родители приучают ребенка к здоровому образу жизни. От таких вылазок на природу семья получает массу удовольствия и впечатлений.

№2.Сидоровы очень дружная и крепкая семья. Все дела в доме делаются сообща, совместными усилиями. При этом у каждого члена семьи свой круг обязанностей, связанный с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. Некоторые посильные обязанности выполняют дети.

Задание для 2 группы учащихся:

№3. Супруги Ивановы не первый год состоят в браке. Долгое время у них не было детей. На днях супруга узнала, что она на втором месяце беременности. Их счастью не было предела, т.к. они не представляют свою жизнь без детей и считают, что без них жизнь теряет свой смысл.

№4. Никита учится в пятом классе. Учеба дается ему нелегко. Хотя учителя говорят, что он способный мальчик и может учиться на “хорошо”. Большую часть времени он проводит за компьютерными играми, что создает большую помеху в учебе. Родители неоднократно делали ему замечание по этому поводу. Однако он их игнорировал. В один прекрасный день, чтобы проучить сына, мать перестала готовить для семьи горячую еду, объяснив это тем, что у нее хватает на это времени. Ребенок был очень удивлен странному поведению матери. И лишь потом догадался, что это из-за него. Он осознал свою вину и понял, что, увлекшись компьютерными играми, позабыл о своей главной обязанности – учебе. Родители были рады тому, что этот случай послужил для него хорошим уроком.

Задание для 3 группы учащихся:

№5. Таня и Сергей дружат со школьной скамьи. Все знакомые и друзья утверждали, что они хорошая пара и называли их, шутя, женихом и невестой. После окончания института молодые люди подали заявление в ЗАГС, чтобы зарегистрировать брак. Отныне они станут мужем и женой.

№6. Петя учится в 11 классе. В конце учебного года ему предстоит сдать ЕГЭ. Он мечтает поступить ВУЗ и стать хорошим программистом. Юноша очень сильно переживает за свое будущее, т.к. экзамены вызывают у него чувство страха. Он боится признаться в этом своим учителям и товарищам. Лишь поддержка родителей, родных и близких людей, успокаивает его и вселяет в него уверенность в свои собственные силы.

Функции семьи:

- репродуктивная;

- воспитательная;

- духовно-эмоциональная;

- досуговая;

- хозяйственно-экономическая;

- социализации;

- статусная

Задание для учащихся:

Каждая группа учащихся получает конверт с разрезанными высказываниями о семье.

Необходимо, работая в группе, составить высказывание о семье, зачитать и объяснить его смысл.

1. “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему” (Л.Н. Толстой)

2. “Жить для себя – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить”

3. “Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком только в семье”

III. Подведение итогов урока.

В завершении урока учитель зачитывает стихотворение о семье:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле?

Домашнее задание: Написать синквейн о семье.