Цель: Сформировать представление учащихся о роли семьи в жизни человека и общества.
Задачи:
Дидактические:
- дать определение понятиям семья, брак;
- сформировать представление о типах и функциях семьи, условиях заключения брака.
Воспитательные:
осознание ценности семьи как важнейшего
социального института и одного из основных
факторов социализации личности;
Развивающие:
- формирование умения работать в группе, выступать, излагать свою точку зрения;
- формирование умения систематизировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Основные понятия: семья, брак, условия заключения брака, типы и функции семьи.
Оборудования: учебник, раздаточный материал, компьютер, медиапроектор, презентация.
Используемые технологии: ИКТ, интерактивная технология.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся делятся на три группы.
II. Изучение новой темы.
Учитель:
- Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я хотела бы зачитать вам одну мудрую притчу:
- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, и он ни с кем не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? – спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Посмотри! – сказал старик. Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим. Вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив. А произошло это потому, что у него появилась ... (СЕМЬЯ).
Учитель:
- Ребята, наверное, вы догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о семье и ее роли в нашей жизни.
- Что такое семья? Назовите слова-ассоциации, связанные с семьей.
Ответы учащихся: “родители”, “дети”, “дом”, “ родство” ...
Задание для всех учащихся:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо поставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже и их больше, чем требуется для заполнения пробелов.
Семья - это основанная на ..... и (или) кровном ..... малая ..... члены которой объединены совместным ..... и ведением ....., эмоциональной связью, взаимными ..... по отношению друг к другу.
А. Дети
Б. Родители
B. Брак
Г. Домашнее хозяйство
Д. Обязанности
Е. Родство
Ж.Отношения
3. Группа
И. Любовь
К. Уважение
Л. Проживание
Учитель:
- Таким образом, семья является важнейшим элементом социальной структуры общества, исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, и как социальный институт.
- С чего начинается семья? Когда она образуется?
Ответы учащихся:
- С момента заключения брака.
Учитель:
- Если взглянуть на данную проблему глубже, то становится очевидным, что семья берет свое начало с первого знакомства, первого свидания, первых нежных чувств, которые перерождаются в любовь. А достаточно ли одних чувств для того, чтобы создать семью? При соблюдении каких условий можно заключить брак в соответствии с современным законодательством?
Задание для всех учащихся:
Изучите ст.ст. 12-14 Семейного кодекса РФ и назовите условия заключения брака. (Приложение 2.)
Ответы учащихся:
- Достижение совершеннолетия;
- Обоюдное согласие вступающих в брак;
- Отсутствие других браков;
- Отсутствие близких родственных связей;
- Дееспособность вступающих в брак
Учитель:
- Заключение брака порождает новый тип правоотношений, а также взаимные права и обязанности для супругов. Чтобы разобраться в них, предлагаю рассмотреть следующие ситуации и ответить на вопросы.
Задание для 1 группы учащихся:
Сразу после свадьбы перед молодоженами встал насущный вопрос: “Где им жить?” Молодой супруг настаивал, что они должны жить вместе с его родителями в одном доме, обосновывая это тем, что так велят вековые традиции. Однако супруга была против этого, т.к. ей, во-первых, хотелось жить отдельно от родителей, со своей семьей, и, во-вторых, ей было неудобно добираться до работы, в районный дом культуры. Супруги никак не могли прийти к единому мнению. Дело дошло до того, что муж стал требовать, чтобы его вторая половина уволилась с работы, т.к. сцена не место для замужней женщины.
Вопрос: Кто прав в этой ситуации?
Задание для 2 группы учащихся:
Парень с девушкой дружат со школьной скамьи. Все называют их идеальной парой. Однако всех удивляет то, что молодые не спешат зарегистрировать свои отношения. С течением времени выяснилось, что у парня смешная фамилия и девушка не желает присваивать ее после замужества.
Вопрос: Что вы посоветуете им?
Задание для 3 группы учащихся:
Одной из гражданских жён художника Пабло Пикассо была Франсуаза Жило. Они познакомились в 1943 году: она - начинающий живописец, он- всемирно известный мастер. К тому же на 40 лет старше её. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей - сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Однако ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.
Вопрос: Почему?
Задание для всех учащихся:
Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция – это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов – семьи. Для выявления социологических и социально–психологических последствий демографической революции нужно составить две формы семьи: традиционную, патриархальную, существующую многие тысячи лет...и современную, нуклеарную.
Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была её многодетность...патриархальная семья характеризовалась жёсткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшим – младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое повиновение, на минимум профессиональной автономии и инициативы...
Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на её место воздвигнула новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению...
Не менее важным оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами самоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости: демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.
Так начала формироваться малодетная семья...патриархальная семья давала количественный рост населения,... нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения. (А.Лазебникова)
На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи и их характерные черты.
Какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного к другому типу семьи?
Учитель:
- Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом, выполняет ряд основных функций в обществе. Предлагаю изучить ситуации и определить основные функции семьи, комментируя их.
Задание для 1 группы учащихся:
№1. В зимние выходные дни семья Петровых выходит на лыжные прогулки. И младшей семилетней дочери приобрели детские лыжи, и стали брать ее с собой. Так родители приучают ребенка к здоровому образу жизни. От таких вылазок на природу семья получает массу удовольствия и впечатлений.
№2.Сидоровы очень дружная и крепкая семья. Все дела в доме делаются сообща, совместными усилиями. При этом у каждого члена семьи свой круг обязанностей, связанный с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. Некоторые посильные обязанности выполняют дети.
Задание для 2 группы учащихся:
№3. Супруги Ивановы не первый год состоят в браке. Долгое время у них не было детей. На днях супруга узнала, что она на втором месяце беременности. Их счастью не было предела, т.к. они не представляют свою жизнь без детей и считают, что без них жизнь теряет свой смысл.
№4. Никита учится в пятом классе. Учеба дается ему нелегко. Хотя учителя говорят, что он способный мальчик и может учиться на “хорошо”. Большую часть времени он проводит за компьютерными играми, что создает большую помеху в учебе. Родители неоднократно делали ему замечание по этому поводу. Однако он их игнорировал. В один прекрасный день, чтобы проучить сына, мать перестала готовить для семьи горячую еду, объяснив это тем, что у нее хватает на это времени. Ребенок был очень удивлен странному поведению матери. И лишь потом догадался, что это из-за него. Он осознал свою вину и понял, что, увлекшись компьютерными играми, позабыл о своей главной обязанности – учебе. Родители были рады тому, что этот случай послужил для него хорошим уроком.
Задание для 3 группы учащихся:
№5. Таня и Сергей дружат со школьной скамьи. Все знакомые и друзья утверждали, что они хорошая пара и называли их, шутя, женихом и невестой. После окончания института молодые люди подали заявление в ЗАГС, чтобы зарегистрировать брак. Отныне они станут мужем и женой.
№6. Петя учится в 11 классе. В конце учебного года ему предстоит сдать ЕГЭ. Он мечтает поступить ВУЗ и стать хорошим программистом. Юноша очень сильно переживает за свое будущее, т.к. экзамены вызывают у него чувство страха. Он боится признаться в этом своим учителям и товарищам. Лишь поддержка родителей, родных и близких людей, успокаивает его и вселяет в него уверенность в свои собственные силы.
Функции семьи:
- репродуктивная;
- воспитательная;
- духовно-эмоциональная;
- досуговая;
- хозяйственно-экономическая;
- социализации;
- статусная
Задание для учащихся:
Каждая группа учащихся получает конверт с разрезанными высказываниями о семье.
Необходимо, работая в группе, составить высказывание о семье, зачитать и объяснить его смысл.
1. “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему” (Л.Н. Толстой)
2. “Жить для себя – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить”
3. “Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком только в семье”
III. Подведение итогов урока.
В завершении урока учитель зачитывает стихотворение о семье:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле?
Домашнее задание: Написать синквейн о семье.