Цель урока: познакомиться с царством Грибы, особенностями их строения и жизнедеятельности; получить представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.
Задачи:
- Образовательная: сформировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
- Развивающая: развивать речь, анализировать материал, выделять главное; формировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.
- Воспитательная: воспитывать уважение к мнению товарищей; способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса.
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Учащиеся научатся определять принадлежность биологических объектов к грибам; устанавливать черты сходства и различия у представителей царства Грибы; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки грибов; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царства грибов в природе и жизни человека. |
Развитие умений: работать с источниками биологической информации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии; сравнивать разные точки зрения. |
Формирование: ответственного отношения к обучению; интеллектуальных умений; |
Решаемые учебные проблемы: |
развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
|
Предмет изучения |
признаки грибов, деление грибов на группы: съедобные, ядовитые, плесневые, симбионты, паразиты. |
|
Тип урока: |
усвоение новых знаний. |
|
Технологии: |
ТРКМЧП |
|
Методические приемы: |
«кластер» («гроздья»), «ЗХУ», «перепутанные логические цепочки». |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ: |
мультимедиа. |
|
Оборудование: |
персональный компьютер, проектор, экран. |
|
Литература: |
учебник: Биология. Введение в биологию.5 класс, Дрофа, М: 2014, Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. |
План урока:
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к полученной новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) – 13 мин.
III. Стадия осмысления (получение новой информации) – 15 мин.
IV. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация полученной информации) –9 мин.
V. Подведение итогов, задание на дом. (2 мин.)
Приложение 1. Презентация.
Приложение 2. Тест по теме «Бактерии»
ХОД УРОКА
II. Стадия вызова
1. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.
Работа с рисунком «Строение бактериальной клетки» (Приложение 1. Слайд №2, 3 )
2. Фронтальный опрос.
– Укажите части бактериальной клетки
– В какой среде обитают бактерии?
– Какие размеры имеют бактериальные клетки?
– Как размножаются бактерии?
– Для чего бактериям необходимы споры?
– Какова роль бактерий в природе, в жизни человека?
3. Контроль знаний, проверочный тест по теме «Бактерии».
(Слайды № 4,5,6; раздаточный материал –Приложение 2)
4. Взаимопроверка и оценивание работы. (Слайды № 7-8)
5. Мотивация к изучению нового материала.. Формулирование темы и целей урока.
– Давайте вспомним, на какие царства можно разделить все обитающие на нашей планете организмы. (Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные)
– С представителями, какого царства мы уже познакомились? (Бактерии)
– Отгадайте загадки, которые я вам предлагаю, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке.
У кого шапка без головы,
А нога без сапога?
Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
(Загадки разгаданы, учитель достает из лукошка муляжи шляпочных грибов)
Формулируют тему урока и цель. (Слайд №9)
– Ребята вспомните, как называется наука, изучающая грибы? (Микология)
– А что еще вы знаете о грибах?
Давайте заполним табличку (Слайд №10)
Знаю |
Хочу узнать |
|
|
– Итак, что же мы уже знаем о грибах? (ребята перечисляют, что они уже знают).
– А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (ребята зачитывают)
III. Стадия осмысления
1. Работа с учебником по группам (Слайд №11)
Работа в группах:
1 группа – стр.64.
Какое строение имеют грибы?
2 группа – стр. 64 – 65.
Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями?
3 группа – стр. 65.
Как размножаются грибы?
4 группа – стр. 65-66.
На какие группы можно разделить все грибы? (составить схему)
5 группа – стр. 65.
На каких продуктах вам приходилось видеть плесень. Какие организмы ее образуют? Чем различаются мукор и пеницилл?
6 группа – стр. 65-66.
Почему не стоит употреблять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог?
2. Представление результатов работы по каждой группе
1 группа
Какое строение имеют грибы? (Слайд №12)
Ответ: Грибом называют ту часть, которая возвышается над почвой. На самом деле это лишь его плодовое тело. Основная же часть гриба – грибница, состоящая из множества ветвящихся нитей, находится под землей.
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, скажите, какие две главные части мы можем назвать у шляпочных грибов? (Надземная – плодовое тело и подземная – грибница или мицелий)
Учитель: Давайте еще раз уточним, из чего состоит плодовое тело? (Из шляпки и ножки)
2 группа
Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями? (Слайд №13)
Ответ: Между грибницей грибов и корнями деревьев устанавливается взаимосвязь. Корни дерева оплетаются грибницей и снабжают ее необходимыми органическими веществами. Грибница, в свою очередь, обеспечивает дерево водой и минеральными веществами.
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, вы видите корни дерева, оплетенные грибницей, такое образование носит название микориза. Скажите, а почему отношения гриба и дерева в учебнике называют «Дружба» (Потому, что они приносят друг другу пользу)
Учитель уточняет: Такие взаимополезные отношения называют симбиоз.
3 группа
Как размножаются грибы?
Ответ: Размножаются грибы в основном спорами, образующимися в специальных органах. Попав в почву, споры прорастают. Из них развивается грибница, на которой со временем вырастает гриб. Помимо этого грибы могут размножаться частями грибницы.
4 группа
На какие группы можно разделить все грибы? (Слайд №14,15, 16, 17)
– Ребята представляют свою схему (прием «Кластер»), сравнивают ее со схемой представленной учителем на слайде.
5 группа
На каких продуктах вам приходилось видеть плесень. Какие организмы ее образуют? Чем различаются мукор и пеницилл? (Слайд №18)
Ответ: На испортившихся продуктах питания можно увидеть белую плесень. Это гриб мукор. Его тело – это одна сильно разросшаяся клетка. К плесневым грибам относится и пеницилл, который используют для получения лекарств.
Учитель дополняет: Грибница мукора – это одна разросшаяся и разветвленная клетка со множеством ядер. На концах нитей грибницы развиваются круглые головки со спорами (спорангии). Созревшие спорангии, лопаясь, разбрасывают огромное количество черных спор. Попав в благоприятные условия споры прорастают и образуют новые грибницы мукора.
Грибница пеницилла, в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. Поэтому и гриб по-русски назван кистевиком (пенициллом).
Помимо пенициллина из грибов были выделены многие другие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины
Дрожжи – микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской.
Грибы – паразиты. (Слайд №19)
6 группа
Почему не стоит употреблять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог?
Не стоит употреблять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог, такими грибами можно отравиться.
Учитель дополняет:
У грибов так же как у растений нет специальной выделительной системы. Поэтому они обладают свойством аккумулировать (накапливать) в себе как полезные, так и вредные вещества. Грибы, собранные вдоль автомобильных дорог накапливают свинец из выхлопных газов автомобилей. Впитывая вредный элемент, грибы концентрируют его в своей клетчатке. Употребление таких грибов, даже если они прошли термическую обработку, приводит к накоплению в организме (прежде всего в почках) свинца, который является сильнейшим ядом. Опасность возрастает, поскольку из организма вывести это вещество чрезвычайно трудно. Свинец особенно вреден для детей, пожилых и ослабленных людей, так как его высокая концентрация может привести к инвалидности.
IV. Стадия рефлексии
1. Установление соответствия
Обратите внимание на слайд, распределите грибы, указанные на картинках по группам. (Слайд № 20)
2. «Перепутанные логические цепочки» – работа в группах.
Игра «Правила сбора грибов» (Слайд № 21)
– Перефразируйте неправильные правила сбора грибов в правильные.
Запишите их на листах А-3, обоснуйте.
3. Афиширование
– Разместите свои памятки на доске, сравните их со слайдом, чтобы вы хотели добавить к своим памяткам?
( При недостатке времени каждая группа может зачитать одно исправленное правило)
4. «Кластер»
– Ребята, мы сегодня с вами на протяжении всего урока говорили о грибах, давайте подведем итог и составим «кластер» на тему «Грибы», укажем, какую роль грибы играют в природе и жизни человека.
V. Подведение итогов, задание на дом
1. Домашнее задание: § 12, стр. 67 ВИЗ.
2. Закончите любое из предложений
- Сегодня я узнал…
- Сегодня я понял…
- Сегодня я задумался…
- Самым интересным сегодня было…
- Самым сложным для меня сегодня было…