С целью формирования и развития способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации на уроках физики использую современные электронные средства обучения.
В связи с этим мною были поставлены и решались в процессе педагогической деятельности следующие задачи:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении материала курса физики;
- Увеличить долю самостоятельности учащихся при решении всех типов задач (текстовых, графических, экспериментальных, задач с неполными данными и др.);
- Формировать навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Основными этапами в подготовке повторительно-обобщающих уроков по физике являлись:
- разработка структуры урока;
- подбор дидактического материала;
- определение форм работы учащихся;
- определение места и роли ИКТ на уроке.
Основными структурными элементами урока являются:
- организация повторения материала изученной темы с использованием компьютерной презентации учителя (Приложение 1);
- обобщение знаний и отработка навыков решения задач разных типов. Организация фронтальной и групповой работы учащихся (карточки с заданиями в печатном виде (Приложение 3), презентация учителя (Приложение 1);
- фронтальная проверка выполнения индивидуальных заданий (с помощью подготовленных учителем слайдов презентации, интерактивных моделей ЭОИ «Открытая физика 1.1» ООО «Физикон», 2002г.)
- подведение итогов урока (формулирование выводов на основе, рассмотренных в начале урока графиков различных видов движения тел при изучении темы «Основы кинематики» (Приложение 1, слайды 2 и 3).
Целесообразность использования ИКТ на различных этапах урока определяется возможностями интенсификации учебного процесса. Например, при проведении повторительно-обобщающего урока по теме «Основы кинематики» использование информационных технологий позволяет по сравнению с традиционной формой проведения урока:
- наглядно представить механизм движения тел (интерактивные модели);
- моделировать характер движения тела, ее траекторию в зависимости от начальных условий;
- сократить время для проверки заданий и использовать его для отработки навыков решения задач;
- использовать предложенные материалы неоднократно. Слайд №2 (Приложение 1) используется дважды: в начале урока для создания проблемной ситуации и в конце при подведении итогов урока.
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств ИКТ и ОЭР
Предмет, класс |
Физика, 10 класс |
|||
Тема урока |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основы кинематики» |
|||
Актуальность использования средств ИКТ |
Визуализация материала, структурирование материала, практическая деятельность в группах с различными источниками (ЦОР) |
|||
Цели урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
|
Обобщение знаний по теме «Основы кинематики» |
Развитие познавательной активности, исследовательских умений. |
Формирование коммуникативных компетентностей. |
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет) |
Раздел «Механика» |
|||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
|
|||
Организационная структура урока |
||||
Этап 1. Организационный. Объявление темы урока, постановка цели урока, организация рабочего места. 2 мин. |
||||
Этап 2. Разминка. Проверка усвоения изученного материала (фронтальный устный опрос учащихся). |
||||
Задачи |
|
|||
Длительность этапа |
5 мин |
|||
Форма организации деятельности учащихся |
Ответы учащихся на вопросы разминки (Приложение 2) |
|||
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Фронтальная устная проверка знаний учащихся по данной теме |
|||
Промежуточный контроль |
Анализ уровня знаний по данной теме |
|||
Этап 3. Отработка навыков решения задач по алгоритму и нестандартных творческих заданий. Обобщение и повторение темы «Основы кинематики». Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам с заданиями ведется параллельно индивидуальной и фронтальной работе со всем классом. |
||||
Группа 1. Выполнение индивидуальных заданий учащихся по карточкам. |
||||
Задачи |
Актуализация и систематизация ранее усвоенных знаний по теме; совершенствование и применение знаний |
|||
Длительность этапа |
30 минут |
|||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Проверка творческих заданий по чтению графиков и выведение закономерностей физических величин с помощью компьютерной программы «Открытая физика. Часть 1.1. Механика. Равноускоренное движение» |
|||
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальная работа учащихся по карточкам с дифференцированными заданиями у доски (Приложение 3) |
|||
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Организует работу учащихся. |
|||
Промежуточный контроль |
Оформление решений заданий на доске. Проверка индивидуальной работы учащихся с помощью компьютерной модели из компьютерной программы «Открытая физика. Часть 1.1. Механика. Равноускоренное движение» |
|||
Группа 2. Обобщение и повторение темы «Основы кинематики». |
||||
Задачи |
Краткое описание прямолинейного равномерного, прямолинейного равнопеременного движений тел с применением выводов математических закономерностей параметров движения от времени. Для повторения усвоения учащимися различных методов описания характера движений использовать задачи разных типов |
|||
Длительность этапа |
30 минут |
|||
Основной вид |
Демонстрация компьютерной презентации учителя (Приложение 1) |
|||
Форма организации |
Индивидуальная работа учащихся у доски; фронтальный устный опрос. Оформление задачи в тетради. |
|||
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Контролирует, систематизирует и обобщает знания по теме, учит применять на практике |
|||
Промежуточный контроль |
Учет знаний учащихся при фронтальной устной проверке |
|||
Этап 4. Подведение итогов |
||||
Задачи |
Формулирование выводов по взаимосвязи параметров движения тела от заданных начальных условий |
|||
Длительность этапа |
8 мин |
|||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Компьютерная презентация учителя (Приложение 1) |
|||
Форма организации деятельности учащихся |
Формулирование выводов совместно с учителем. |
|||
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Организует деятельность учащихся по подведению итогов |
|||
Промежуточный контроль |
Проверка умения учащимися формулировать выводы |
|||
Итоговый контроль, подведение итогов |
Контроль сформированности навыков по решению задач |
Конспект повторительно – обобщающего урока
Тема урока: Основы кинематики
Цели урока:
- продолжение работы по формированию навыков самостоятельного поиска необходимого материала и решения задач;
- развитие познавательной активности, исследовательских умений;
- формирование коммуникативной компетентности
Задачи урока:
- актуализировать и систематизировать ранее усвоенные знания по теме “Основы кинематики”;
- совершенствовать полученные знания в практической деятельности;
- отработка навыков по решению задач.
Применяемые технологии: ИКТ, элементы развивающего обучения
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CД, ресурсы Интернет):
- презентация учителя к уроку (Приложение 1);
- компьютер, проектор;
- СД-диск “Открытая физика. Часть 1.1” ООО “Физикон”, 2002. Раздел “Механика”. Тема “Равноускоренное движение”, интерактивная модель.
Применяемые формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Разминка (5 мин.)
- Отработка навыков решения задач, повторение и обобщение темы “Основы кинематики” (30 мин.)
- Подведение итогов. Объяснение домашнего задания. (8 мин.)
Ход урока:
Пункт плана №1. Организационный момент |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Объявление темы урока, постановка цели урока, проверка готовности рабочего места учащихся |
Организация рабочего места |
Пункт плана №2. Разминка |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Функция учителя организующая, контрольно-оценочная. Учитель задает вопросы всему классу (Приложение 2). Вопросы для обдумывания не требуют длительного времени и предполагают короткий ответ по существу вопроса. |
Учащиеся отвечают на вопросы с места |
Подготовка опросника (Приложение 2). |
|
Пункт плана № 3. Отработка навыков решения задач по алгоритму и нестандартных творческих заданий. Обобщение и повторение темы «Основы кинематики». |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Организует работу учащихся в группах. |
Группа 1. Выполнение индивидуальных заданий учащихся по карточкам. |
В качестве создания проблемной ситуации предложить учащимся задачу на соответствие графиков прямолинейного движения для трёх тел (Приложение 1, слайд №2). При обсуждении решения задачи учащиеся дают кинематические характеристики этих движений (прямолинейного равномерного, прямолинейного равноускоренного, прямолинейного равнозамедленного). Формулы записываются на доске. Проверка данной задачи осуществляется при помощи слайда №3 (Приложение 1). |
Группа 2. Индивидуальная работа учащихся у доски; фронтальный устный опрос. Оформление задачи в тетради. |
Пункт плана № 4. Подведение итогов |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Вернувшись к слайду №2 (Приложение 1), учитель организует деятельность учащихся по подведению итогов. Учащиеся совместно с учителемприходят к выводу о том, что на характер движения тел, его траектории влияет выбор системы отсчёта, фиксации начальных условий и изображение их на чертеже. |
Формулирование выводов урока совместно с учителем |
Проверка умения учащимися формулировать выводы |
|
Контроль сформированности навыков по решению задач |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Необходимо обосновать отбор содержания домашнего задания и его объем |
Запись домашнего задания в дневник |