Урок русского языка "Сочинительные и подчинительные союзы". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: закрепить знания о союзе, разрядах союзов по значению.

Задачи: формировать умение разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, определять стилистическую роль союзов; формировать навык правильного употребления союзов в речи, конструировать предложения с союзами, продолжить формирование пунктуационного навыка; воспитывать бережное отношение к русскому языку, интерес к нему, воспитывать культуру общения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание и мотивация. Учитель: исходя из темы урока, сформулируйте тему урока. Над чем мы будем работать?

III. Актуализация знаний.

Прежде, чем повторить то, что вы уже знаете о союзе, послушайте репортаж с выставки языковых моделей. Слово экскурсоводу:

Мы находимся на выставке языковых моделей. Перед нами экспонаты – союзы (показывает схемы). Вот это соединительный союз, который связывает однородные члены предложений [- = и =]. Поскольку они равноправны, то крепятся к с союзу одинаково. А вот модель сложносочинённого предложения [ - = ], и [ - = ]. Части его равноправны, соединяются сочинительным союзом. Наконец вы видите модель сложноподчинённого предложения [ - = ], ( что - = ). Обратите на знаки препинания в сложном предложении. Вы совершили экскурсию небольшой экскурс в область знаний о союзе. И сейчас проведём интеллектуальную разминку.

1. Что вы знаете о союзе как части речи?

2. Какова роль союзов? Для чего они служат?

3. На какие разряды делятся союзы? (сочинительные и подчинительные)

4. На какие группы делятся сочинительные союзы?

5. На какие группы по значению делятся подчинительные союзы?

6. Какие союзы служат для связи однородных членов предложения?

7. Какие союзы служат только для связи сложноподчинённых предложений?

IV. Работа с текстом. Понаблюдаем за союзами в тексте (Тексты на столах)

Задание: прочитайте текст выразительно. Определите стиль текста, тип речи, тему текста

Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. С крыш(?) уже ст..кали последние капли, и в палисаднике на деревьях надувались поч(?)ки. Наступил особенный период весны, когда сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть (в) воздухе и (нежно) голубое небо. (Л.Н.Толстой)

Задание: списать, раскрыть скобки, вставить буквы, расставить знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы, найти союзы.

Дополнительно для 2 группы: создать схему к последнему предложению.

В: какова роль союзов в тексте?

V. Рассмотрим роль союзов, выполняя другие задания (устно)

Задание 2: В предложении вместо пропуска поочерёдно вставьте союзы И, А,ИЛИ.

По пути нам попадались пышные ели ... стройные сосны.

Вывод: сочинительные союзы употребляются между однородными членами и выражают разные смысловые отношения или значения.

Задание 3: Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. Вставьте поочерёдно союзы вместо пропуска, определяя их значения.

Лес загадочно шумел, ... мы любовались его таинственной красотой.

В: какой можно сделать вывод? Для чего служат союзы в этих предложениях, какие смысловые отношения выражают?

VI. Рассмотрим употребление союзов в речи. Сравним стиль научный и художественный.

1. Проверяем домашнее задание. Вами была проведена исследовательская работа.

По вашим учебникам (физике, географии, литературе) частотность употребления союзов.

В: каких союзов употребляется больше? Чем вы это можете объяснить?

Вывод: в научном стиле используется больше подчинительных союзов, указывающих на причинно-следственные связи. В художественном стиле используется больше сочинительных союзов для выразительности, эмоциональности.

2. Послушайте лирическую миниатюру Пришвина.

“Туман сгущается, и капли оседают на жёлтых листьях. Скатится капелька на другой листик – там две, упадут, и листик не выдержит, падает вместе с каплями... И ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке... И так-то бывает грустно, и так хорошо... (использование такой стилистической фигуры, как многосоюзие как бы замедляет движение, и без того уже изменённое туманом)

В: какова роль союза в этом тексте?

(Частотность употребления союза и делает картину, описанную автором, более полной, ощутимой, чувственной. Повторение союза придаёт тексту необычную музыкальность, ритмичность, выразительность)

3. Наблюдение за выразительностью союза в поэтической речи.

Стихи Рубцова (читает ученица)

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистый берёз,
И первый снег под небом серым среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры гонимых к югу журавлей.

(Повторяющийся союз используется для логического и интонационного подчёркивания, для усиления выразительности. Это стилистическая фигура – многосоюзие)

VII. Практическая работа.

1. Задание: продолжите предложения дважды, чтобы получилось простое предложение и сложное.

А) Пришла весна и ...

Б) Солнце всё ярче светит и ...

В) Деревья вновь зазеленели и...

В: в каком случае ставится запятая?

2. Работа в парах (на столах схемы)

В: что может рассказать схема предложения?

3. Игра “Найди своё предложение”

(учитель читает предложение, поднимает схему та парта, предложение подходит к схеме)

1) Редеет мгла ненастной ночи, и близкий день уж настаёт.

2) Туча висела совсем низк о, но гроза не начиналась.

3) Дверь тихо скрипнула и отворилась.

4) Мы не слышали, что он сказал детям.

5) Дерево сломалось, потому что в него ударила молния

6) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли

VIII. Проверочная работа.

  • 1 группа – тест.
  • 2 группа – сочинение-миниатюра “Звуки весны”

IX. Информация о домашнем задании

  • 1 группа упр.325 или 326
  • 2 группа рассказ о союзе (письменно)

X. Рефлексия.