Цель: познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений.
Предметные результаты: познакомить с этапами путешествия письма, познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, научить оформлять почтовое отправление (письмо).
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Развитие умения учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
- формирование умений анализировать, сравнивать полученную информацию, выделять самую необходимую информацию;
- учить делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
- Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- планировать и организовывать свою деятельность на уроке;
- учить оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД
- Формирование умения строить устные речевые высказывания ;
- слушать и слышать учителя, другого ученика;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно оценивать работу в группе.
Личностные УУД
- Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
- Ознакомление с миром профессий.
Виды деятельности: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Актуализация знаний.
Сегодня на урок я принесла хорошо знакомый вам предмет. О чем идет речь вы узнаете, отгадав мою загадку.
Сбоку марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь –
За море умчится.
– Узнали, что это? (Письмо)
Показываю конверт с письмом от Деда Мороза.
Совсем недавно вы тоже получили такие письма с поздравлениями от Дедушки Мороза.
Но мое письмо отличалось от ваших. Когда мы с вами были в гостях у Дедушки в его московской усадьбе, то рассказали ему о нашем классе, о том, что вы любознательные и хотите многому научиться. Так вот Дедушка Мороз прислал мне для вас интересное задание- разгадать новогодний кроссворд- филворд. А он будет ждать ответа. Вот лист с заданиями, на уроке русского языка мы их выполним, останется только отправить этот листок Дедушке Морозу.
– А кто знает, как мы можем это сделать?
– Когда наш листок сможет путешествовать? (Когда станет письмом)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО
– Что же такое письмо? ( Это написанный текст, посылаемый для сообщений кому-либо)
Постановка учебной проблемы.
– Что нужно, чтобы письмо могло путешествовать? (Нужен конверт)
Работа по теме урока.
– А что такое конверт?
Конверт – пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливают конверты из разных материалов.
Посмотрите, какие разные бывают конверты.
Если мы их внимательно рассмотрим, то прочитаем ГЛАВНЫЕ СЛОВА: ОТПРАВИТЕЛЬ ПОЛУЧАТЕЛЬ.
– Кто может объяснить значения этих слов?
Человек, который отправляет письмо, называется отправителем. Его адрес пишется в верхнем левом углу.
Адресат – это получатель и на строчках с надписью «Кому» пишем фамилию и имя того, кто должен получить письмо. А на строчках « Куда» пишется адрес этого человека. (показываю на большом конверте)
Есть на конверте и специальные окошки. Здесь записывают почтовый индекс.
Слово «ИНДЕКС» означает "указатель". "Индекс" – это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры – это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что писем на почте очень много, а чтобы мы побыстрее смогли получить их, человеку помогает машина. Индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
НАПИСАНИЕ ИНДЕКСА
Я предлагаю вам попробовать написать эти особые цифры. У вас есть карточки с образцами написания этих почтовых цифр и в отведенном месте мы запишем почтовый индекс нашей школы.
Упражнение в написании индекса на карточках-заготовках.
Письма- это маленькие путешественники. Как и любому путешественнику, письмам нужны проездные билеты.
Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Есть марки большие, есть маленькие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, поэтому многие люди их коллекционируют – это филателисты.
Итак, письмо написано, конверт заполнен: указали адресата, отправителя, наклеили марку. Какой путь надо пройти письму, чтобы попасть к адресату?
РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ МАРШРУТА ПИСЬМА
(плакат)
1-я загадка
Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне.
(Почтовый ящик)
На стене на видном месте висит синий ящик. В щелку ящика люди опускают письма.
2-я загадка
Все вести
Собрались вместе.
(Мешок с письмами)
Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком – письма так и посыплются в мешок.
3-я загадка
На столе на видном месте
Собирают вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы.
(Письма на столе)
Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления.
4-я загадка
Что за птица
Песен не поет
Гнезда не вьет
Людей и груз везет?
(Самолет)
5-я загадка
Полотно, а не дорожка
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползет
Весь обоз один везет.
(Поезд)
Потом отправляют письма в самолётах, в почтовых вагонах, на кораблях к месту назначения. Дальше письма развозят по почтовым отделениям.
6-я загадка
Кто она –
Полным полна,
С почтальоном путь дорогу
Делит вместе:
Носит вести
И худеет понемногу?
(сумка почтальона)
7-я загадка
Дома из жести,
А жильцы в них – вести.
(Почтовые ящики)
Письма разносятся и развозятся по адресам, и почтальоны раскладывают их по почтовым ящикам.
Знакомство с видами почтовых отправлений.
– Как вы думаете, а только письма можно отправлять по почте ?
Вы правы, есть и другие почтовые отправления.
Я предлагаю вам среди записанных на карточках слов найти те слова, которые обозначают почтовые отправления. Подчеркните эти слова простым карандашом.
- Письмо
- свитер
- посылка
- бандероль
- почтальон
- открытка
- фотография
- конструктор
Письмо – сообщение, предназначенное для обмена информацией между людьми. Его помещают в конверт.
Открытка – особый вид почтовой карточки для открытого письма.
Бандероль – небольшое почтовое отправление (книги, журналы, газеты) в бумажной обертке или пластиковом пакете. Вес должен быть до 1 кг.
Посылка – почтовое отправление для пересылки крупных и мелких предметов в специальной упаковке.
Специально для вас я приготовила образцы таких отправлений.
(показ образцов)
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Вернемся к карточкам со словами.
Не подчеркнутыми у нас остались слова, обозначающие различные предметы.Как вы думаете, если мы будем отправлять их по почте, какими почтовыми отправлениями можем воспользоваться?
- Конструктор — посылка
- фотография – письмо
- много фотографий — бандероль
- свитер — посылка
- почтальон – ?
Молодцы, справились с заданием.
Повторим – Какой же путь проделает письмо? Возьмите файл и расположите картинки на схеме в нужном порядке.
Составление схемы «Путешествие письма».
Индивидуальная работа: каждый учащийся заполняет полученную схему, приклеивая картинки по этапам путешествия письма
Проверка выполненных работ (Общая схема на доске)
– ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПИСЬМО НАШЛО СВОЕГО АДРЕСАТА?
Оформление конверта.
(Работа в группах: каждая группа получает набор материалов и оформляет конверт (Чистый конверт, карточки с индексом, адресами отправителя и адресата, марка, клей)
Проверка выполненных работ
ВОПРОСЫ БЛИЦ-ОПРОСА
- Человек, который разносит почту. (Почтальон)
- Последовательность цифр, облегчающих сортировку писем. (Индекс)
- Упакованная вещь, пересланная по почте. (Посылка)
- Эта организация занимается рассылкой писем, посылок. (Почта)
- Написанный текст, посылаемый для сообщений. (Письмо)
- Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке. (Бандероль)
Рефлексия деятельности на уроке.
- Что узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Где сможете применить свои знания?
- А что было сложным?
- Что показалось самым интересным?
– Вы сегодня были очень активны, любознательны! МОЛОДЦЫ!!!