Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Цели: систематизация УУД:
- определять и называть виды информации, получаемые с помощью органов чувств;
- определять и называть источник и приемник информации;
- выполнять действия с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.
Задачи:
- Образовательные:
- повторение и закрепление умений решать практические задачи, использовать в речи основные понятия и термины.
- Развивающие:
- развивать способности самостоятельно ставить задачу, проектировать пути реализации, контролировать и оценивать свои достижения;
- развивать умение выполнять логические операции в процессе решения информационных задач;
- развивать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
- Воспитательные:
- формировать у учащихся адекватную оценку своих знаний и умений;
- прививать учащимся навыки информационной культуры;
- формировать умение сотрудничать при совместной работе.
Обеспечение урока: конверты с заданиями, поощрительные карточки, подарки для команд, карточки самооценки. Для проведения урока с компьютерной поддержкой нужен компьютер, проектор, презентация или интерактивная доска.
Литература:
- Матвеева В.Н., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. «Информатика» методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса Ч. 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для 2 класса: Ч. 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Тетрадь для контрольных работ для 2 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня мы вместе с фиксиками отправимся в увлекательное путешествие на поиски клада. А кто-нибудь знает, кто такие фиксики? Фиксики – это маленькие человечки, которые живут в машинах и приборах. Эти человечки ухаживают за ними, чинят, продлевают им жизнь. А для того, чтобы оправиться на поиски клада, нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда должна придумать себе название и выбрать капитана.
2. Постановка цели урока
По пути у вас будут остановки, где вы будете пополнять запасы энергии для фиксиков, выполняя задания. Задания разной степени сложности. Выбирать задания первой будет команда, которая наберет больше баллов на предыдущей остановке. А другой команде нужно выполнить оставшееся задание. Если команда дает неверный ответ, то у другой команды есть возможность выполнить это задание и получить дополнительные баллы. Победит в этом путешествии команда, которая наберет больше баллов и лучше пополнит запасы энергии для фиксиков.
3. Развитие учебно-информационных умений/ применение предметных умений
- Готовы? Отправляемся в путешествие! Но нам нужно определить, кто первый будет искать запас энергии для фиксиков. Симка приготовила для вас задачи. За каждый правильный и быстрый ответ команда получит дополнительный заряд энергии и дополнительные 2 балла.
Разминка.
Задача 1.
В шкафу стояло двадцать чашек.
Три из них взяла Наташа.
Теперь же сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам. (17 чашек)
Задача 2.
Как-то двадцать малышей
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (18 детей)
Задача 3.
Два мальчика играли в прятки 3 часа. Сколько часов играл каждый из мальчиков? (3 часа)
Подведем итоги разминки. Определяем команду-победителя. Начинаем движение.
Первая остановка «Человек и информация». Нам нужно помочь Нолику
Мы живем в мире информации. Информация бывает разных видов. Какие виды информации по способу восприятия вы знаете?
Подсказка от Нолика. Вам нужно вспомнить, как человек воспринимает информацию, выполнить задание и получить дополнительную энергию для фиксиков.
Задание 1 (10 баллов).
Дополни таблицу.
ухо |
глаз |
кожа |
язык |
нос |
|
цвет |
холод |
|
|
Ответ:
ухо |
глаз |
кожа |
язык |
нос |
звук |
цвет |
холод |
вкус |
запах |
Задание 2 (5 баллов)
Отметь нужное.
Мы получаем зрительную информацию, когда:
- Нюхаем
- Пьем или едим
- Трогаем
- Слушаем
- Смотрим
Ответ: смотрим.
Подводим итоги. Мы помогли Нолику получить дополнительный заряд энергии. Определяем победителя. Продолжаем путешествие.
Следующая остановка «Источники и приемники информации». Теперь нам нужно помочь Масе.Чтобы выполнить задание, Мася дает вам подсказку.
Мы постоянно обмениваемся информацией. Как называется тот, кто передает информацию и тот, кто информацию получает? Помогите фиксикам получить дополнительную энергию для путешествия, ответив на вопрос.
Задание 1 (10 баллов).
Заполни таблицу.
Событие | Источник информации |
Приемник информации |
Наташа читает книгу. |
|
|
Ответ:
Событие | Источник информации |
Приемник информации |
Наташа читает книгу. |
книга |
Наташа |
Задание 2 (5баллов).
Кто может быть приемником обонятельной информации:
Человек, пароход, кошка, лист бумаги, автомобиль.
Ответ: человек, кошка.
Подводим итоги. Для Маси вы заработали дополнительный заряд энергии. Определяем победителя. Продолжаем путешествие.
Следующая остановка «Компьютер и его части». Теперь в помощи нуждается Папус. Послушайте от него подсказку.
Иногда человеку при работе с информацией помогает машина. Как она называется? (компьютер). Компьютер состоит из связанных между собой частей – устройств. Помогите фиксикам разобраться с устройствами компьютера и получите дополнительный заряд энергии.
Задание 1 (10 баллов).
Перед вами устройства компьютера. Что лишнее и почему?
Монитор, клавиатура, мышь. (Монитор – устройство вывода информации).
Клавиатура, монитор, принтер. (Клавиатура – устройство ввода информации).
Задание 2 (5 баллов).
Собери компьютер. Какие устройства обязательно нужны, чтобы можно было работать?
Монитор, лазерный диск, мышь, микрофон, системный блок, клавиатура.
Ответ: Монитор, мышь, системный блок, клавиатура.
Подводим итоги. Мы помогли Папусу. Определяем победителя. Продолжаем путешествие.
4. Динамическая пауза. Физминутка. Упражнения для глаз.
Следующая остановка: «Кодирование информации». Нам нужно помочь Дедусу.
Люди и фиксики важную информацию хранят и передают. Что нужно сделать с информацией, чтобы её удобно было хранить и передавать? (Закодировать.)
Помогите фиксикам получить дополнительную энергию, выполнив задание.
Задание 1 (10 баллов).
Представьте количество предметов словом и числом.
Изображение предметов | Слово (текст) |
Число |
|
|
|
|
|
Ответ:
Изображение предметов |
Слово (текст) |
Число |
семь |
7 |
|
пять |
5 |
Задание 2 (5 баллов).
Дополни таблицу.
Текстовые данные | Числовые данные |
Пятнадцать |
|
сто шесть |
|
|
85 |
Ответ:
Текстовые данные | Числовые данные |
Пятнадцать |
15 |
сто шесть |
106 |
восемьдесят пять |
85 |
Подводим итоги. Дедусу мы тоже помогли. Определяем победителя. Продолжаем путешествие.
У нас с вами осталась последняя остановка «Декодирование информации».
Посмотрите, какое странное сообщение мы с вами получили. Как нам его прочитать? Декодировать с помощью кодировочной таблицы.
12 13 01 05 03 12 16 18 16 02 12 06
(клад в коробке)
Наше путешествие подходит к концу. Клад мы нашли. Вы все очень старались добыть дополнительную энергию для фиксиков. Давайте подсчитаем, сколько баллов набрала каждая команда. Первой награду получает команда-победитель. Другая команда получает поощрительные призы.
5. Компьютерный практикум
Каждый путешественник, возвращаясь домой, делится своими впечатлениями с друзьями и родными. Попробуйте написать 2-3 предложения о том, что вам понравилось, какие события вам больше всего запомнились. Занимаем свои места за компьютером, открываем программу текстового редактора.
6. Подведение итогов
Вот заканчивается наше путешествие. Расскажите о своих достижениях и успехах. Какие задания у вас вызвали затруднения? Какие задания были самыми интересными? Какие задания оказались легкими? Оцените свою работу.