Урок-путешествие по информатике "Поиск клада". 2-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цели: систематизация УУД:

  • определять и называть виды информации, получаемые с помощью органов чувств;
  • определять и называть источник и приемник информации;
  • выполнять действия с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторение и закрепление умений решать практические задачи, использовать в речи основные понятия и термины.
  • Развивающие:
    • развивать способности самостоятельно ставить задачу, проектировать пути реализации, контролировать и оценивать свои достижения;
    • развивать умение выполнять логические операции в процессе решения информационных задач;
    • развивать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
  • Воспитательные:
    • формировать у учащихся адекватную оценку своих знаний и умений;
    • прививать учащимся навыки информационной культуры;
    • формировать умение сотрудничать при совместной работе.

Обеспечение урока: конверты с заданиями, поощрительные карточки, подарки для команд, карточки самооценки. Для проведения урока с компьютерной поддержкой нужен компьютер, проектор, презентация или интерактивная доска.

Литература:

  • Матвеева В.Н., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. «Информатика» методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса Ч. 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для 2 класса: Ч. 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Тетрадь для контрольных работ для 2 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня мы вместе с фиксиками отправимся в увлекательное путешествие на поиски клада. А кто-нибудь знает, кто такие фиксики? Фиксики – это маленькие человечки, которые живут в машинах и приборах. Эти человечки ухаживают за ними, чинят, продлевают им жизнь. А для того, чтобы оправиться на поиски клада, нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда должна придумать себе название и выбрать капитана.
2. Постановка цели урока

По пути у вас будут остановки, где вы будете пополнять запасы энергии для фиксиков, выполняя задания. Задания разной степени сложности. Выбирать задания первой будет команда, которая наберет больше баллов на предыдущей остановке. А другой команде нужно выполнить оставшееся задание. Если команда дает неверный ответ, то у другой команды есть возможность выполнить это задание и получить дополнительные баллы. Победит в этом путешествии команда, которая наберет больше баллов и лучше пополнит запасы энергии для фиксиков.
3. Развитие учебно-информационных умений/ применение предметных умений

- Готовы? Отправляемся в путешествие! Но нам нужно определить, кто первый будет искать запас энергии для фиксиков. Симка приготовила для вас задачи. За каждый правильный и быстрый ответ команда получит дополнительный заряд энергии и дополнительные 2 балла.

Разминка.

Задача 1.

В шкафу стояло двадцать чашек.
Три из них взяла Наташа.
Теперь же сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам. (17 чашек)

Задача 2.

Как-то двадцать малышей
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (18 детей)

Задача 3.

Два мальчика играли в прятки 3 часа. Сколько часов играл каждый из мальчиков? (3 часа)
Подведем итоги разминки. Определяем команду-победителя. Начинаем движение.

Первая остановка «Человек и информация». Нам нужно помочь Нолику

Мы живем в мире информации. Информация бывает разных видов. Какие виды информации по способу восприятия вы знаете?
Подсказка от Нолика. Вам нужно вспомнить, как человек воспринимает информацию, выполнить задание и получить дополнительную энергию для фиксиков.

Задание 1 (10 баллов).

Дополни таблицу.

ухо

глаз

кожа

язык

нос

 

цвет

холод

 

 

 Ответ:

ухо

глаз

кожа

язык

нос

звук

цвет

холод

вкус

запах

Задание 2 (5 баллов)

Отметь нужное.
Мы получаем зрительную информацию, когда:

  • Нюхаем
  • Пьем или едим
  • Трогаем
  • Слушаем
  • Смотрим

Ответ: смотрим.

Подводим итоги. Мы помогли Нолику получить дополнительный заряд энергии. Определяем победителя. Продолжаем путешествие.

Следующая остановка «Источники и приемники информации». Теперь нам нужно помочь Масе.Чтобы выполнить задание, Мася дает вам подсказку.
Мы постоянно обмениваемся информацией. Как называется тот, кто передает информацию и тот, кто информацию получает? Помогите фиксикам получить дополнительную энергию для путешествия, ответив на вопрос.

Задание 1 (10 баллов).

Заполни таблицу.

Событие

Источник информации

Приемник информации

Наташа читает книгу.

 

 

Ответ:

Событие

Источник информации

Приемник информации

Наташа читает книгу.

книга

Наташа

Задание 2 (5баллов).

Кто может быть приемником обонятельной информации:
Человек, пароход, кошка, лист бумаги, автомобиль.
Ответ: человек, кошка.

Подводим итоги. Для Маси вы заработали дополнительный заряд энергии. Определяем победителя. Продолжаем путешествие.

Следующая остановка «Компьютер и его части». Теперь в помощи нуждается Папус. Послушайте от него подсказку.
Иногда человеку при работе с информацией помогает машина. Как она называется? (компьютер). Компьютер состоит из связанных между собой частей – устройств. Помогите фиксикам разобраться с устройствами компьютера и получите дополнительный заряд энергии.

Задание 1 (10 баллов).

Перед вами устройства компьютера. Что лишнее и почему?
Монитор, клавиатура, мышь. (Монитор – устройство вывода информации).
Клавиатура, монитор, принтер. (Клавиатура  – устройство ввода информации).

Задание 2 (5 баллов).

Собери компьютер. Какие устройства обязательно нужны, чтобы можно было работать?
Монитор, лазерный диск, мышь, микрофон, системный блок, клавиатура.
Ответ: Монитор, мышь, системный блок, клавиатура.

Подводим итоги. Мы помогли Папусу. Определяем победителя. Продолжаем путешествие.

4. Динамическая пауза. Физминутка. Упражнения для глаз.

Следующая остановка: «Кодирование информации». Нам нужно помочь Дедусу.

Люди и фиксики важную информацию хранят и передают. Что нужно сделать с информацией, чтобы её удобно было хранить и передавать? (Закодировать.)
Помогите фиксикам получить дополнительную энергию, выполнив задание.

Задание 1 (10 баллов).

Представьте количество предметов словом и числом.

Изображение предметов

Слово (текст)

Число

 

 

 

 

Ответ:

Изображение предметов

Слово (текст)

Число

семь

7

пять

5

Задание 2 (5 баллов).

Дополни таблицу.

Текстовые данные

Числовые данные

Пятнадцать

 

сто шесть

 

 

85

Ответ:

Текстовые данные

Числовые данные

Пятнадцать

15

сто шесть

106

восемьдесят пять

85

Подводим итоги. Дедусу мы тоже помогли. Определяем победителя. Продолжаем путешествие.
У нас с вами осталась последняя остановка «Декодирование информации».
Посмотрите, какое странное сообщение мы с вами получили. Как нам его прочитать? Декодировать с помощью кодировочной таблицы.

12  13  01  05    03     12  16  18  16  02  12  06

(клад в коробке)

Наше путешествие подходит к концу. Клад мы нашли. Вы все очень старались добыть дополнительную энергию для фиксиков. Давайте подсчитаем, сколько баллов набрала каждая команда. Первой награду получает команда-победитель. Другая команда получает поощрительные призы.

5. Компьютерный практикум

Каждый путешественник, возвращаясь домой, делится своими впечатлениями с друзьями и родными. Попробуйте написать 2-3 предложения о том, что вам понравилось, какие события вам больше всего запомнились. Занимаем свои места за компьютером, открываем программу текстового редактора.

6. Подведение итогов

Вот заканчивается наше путешествие. Расскажите о своих достижениях и успехах. Какие задания у вас вызвали затруднения? Какие задания были самыми интересными? Какие задания оказались легкими? Оцените свою работу.