Урок алгебры по теме "Решение задач на движение" в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ

Разделы: Математика


Тип урока: практикум по решению задач

Цель: способствовать укреплению навыка решения задач на движение по кругу и движение протяженных тел в рамках подготовки к ЕГЭ;  умения анализировать условие задачи, составлять план решения и решать текстовые задачи алгебраическим способом.

Формирование УУД:

Коммуникативных:

  • формирование умения работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать при решении задач;
  • развитие математической речи, умения работать с информацией

Регулятивные:

  • формирование умений планировать пути достижения целей

Познавательные:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы при решении задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные:

  • формирование умения вести диалог  на основе равноправных отношений  и взаимного уважения
  • формирование познавательного интереса к учебной деятельности

Оборудование: карточки с заданиями, карточки с подсказками, карточки с решениями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Притча «Скорость жизни»

Существует формула: время, умноженное на скорость, равно расстоянию. Будучи распространена на жизненный путь человека, эта формула означает: с чем большей скоростью «идет» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Можно прожить короткую жизнь, но за отведенное время пройти в своем развитии громадное расстояние. Пушкин прожил всего 37 лет, но сделал за свою жизнь столько, сколько другой человек не сделал бы за несколько жизней. Конечно, много зависит от врожденных способностей, но немало зависит и от самого человека. Так давайте будем двигаться по жизни с оптимальной скоростью.

II. Актуализация знаний

Учитель: Я не зря начала урок с упоминания о формуле вычисления длины пути. Предлагаю вам сегодня разобрать несколько задач на движение, а если быть точнее, то три задачи в рамках подготовки к ЕГЭ. Но для начала, скажите мне, какие виды задач на движение вы знаете?

Обучающийся: движение навстречу друг другу; движение, когда один догоняет другого; движение по реке.

Учитель: На столах у вас лежат карточки с задачами, жирно выделена задача, которую вам надо будет разобрать в группе. Скажите, какие виды задач нам предстоит сегодня разобрать?

Обучающийся: На сегодняшнем уроке нам предстоит рассмотреть задачи на движение по кругу и задачи на движение протяженных тел.

III. Решение задач в группах

Как будем работать:

1-ый урок:

1. Первые 10 минут – вы начинаете решать задачу в группе, советуясь между собой (Приложение 1)
2. Если по истечении этого времени вам не удалось «нащупать» способ решения, то вы обращаетесь ко мне, и я даю вам подсказку. В следующие 5 минут – вы решаете задачу уже с помощью данной подсказки (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
3. Если и это не помогает, то я вам предлагаю уже полное решение, в котором вы разбираетесь уже в течение следующих 5 минут (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
4. По истечении 20 минут (это максимум) у вас должно быть полное решение задачи, понятое вами и вы должны быть готовы рассказать его у доски.
5. Следующие 20 минут у нас уйдут на разбор заданий у доски, ответы на вопросы (если они появятся). Рисунок к задаче на движение протяженных тел находится в Приложении 9.

2-ой урок:

6. Далее, в течение 15 минут, я предлагаю вам уже самостоятельно решить три подобные задачи, чтобы проверить себя насколько хорошо вы поняли, уловили идеи. При этом вы можете задавать вопросы, если возникнут затруднения. На некоторые вопросы я отвечу индивидуально, а другие можно разобрать у доски (Приложение 5).
7. Итогом нашей деятельности должна стать самостоятельная работа (20 минут) (Приложение 10)
8. Домашнее задание вы получите на карточках. Оно двух уровней сложности. Какую из них выбрать вы решаете сами (Приложение 6, Приложение 7)

И последнее: какой бы способ решения вы не выбрали, обязательно должна быть графическая модель (рисунок), и в конце я попрошу вас выделить, что в решении вашей задачи, на ваш взгляд, важное, «эксклюзивное».

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

Домашнее задание двух уровней сложности. Учащиеся выбирают сами карточку, какого уровня сложности они возьмут (Приложение 6, Приложение 7).

Источники:

  1. Открытый банк заданий по математике  http://mathege.ru/
  2. http://alexlarin.net