Урок окружающего мира по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

 1. Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах.
 2. Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека.
 3. Учить соблюдать  правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
 4. Развивать речь, мышление, воображение учащихся.
 5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фрукты и овощи; сравнивать роль витаминов А , В и  С  в жизнедеятельности организма.

Формирование УУД:

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
  • осознание качества и уровня  усвоения;

Познавательные:

  • (логические) анализ объектов с целью выделения признаков
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • (общеучебные) работа с разными видами информации;

Личностные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
  • готовности к сотрудничеству;
  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

Оборудование: компьютерная презентация; диск – электронное приложение к учебнику;
учебник «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 1 класс, автор А.А.Плешаков, Москва, Просвещение, 2013 г.;
рабочая тетрадь по окружающему миру; 2 картинки с рисунками овощей и фруктов; муляжи овощей и фруктов для игры «Помоги маме сварить борщ и компот»; рисунок с вагончиком; ПК;
интерактивная доска.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятель­ности

– Прозвенел звонок. Начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, приветливы, добры, ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
 На доске слова на карточках:

Учитель: Прочитайте слова на доске. Составьте из них предложение.

Ученики составляют предложение, предлагая свои варианты. В итоге должно получиться так: «Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех».

Учитель: Прочитайте предложение и объясните его смысл. Может ли оно стать девизом урока, почему?
Дети. Я считаю, что смысл этого предложения заключа­ется в том, чтобы помогать каждому всем вместе, а один помогает всем, тогда добьёмся цели.
– Я думаю, что оно может стать девизом нашего урока. На уроке все вместе помогают тому, кто затрудняется, а тот, кто знает, делится своими знаниями со всеми учениками класса.

II. Самоопределение к деятельности

– Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима:

Хозяйка однажды
С базара пришла,
Хозяйка с базара
Домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу…

– Кто запомнил, что принесла хозяйка?
– Как всё это назовём? (Овощи)

Загадки о фруктах

1. Само с кулачок,
Красный, жёлтенький бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь сладко. (Яблоко)

2. Жёлтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовёшь?   (Апельсин)

3. Отгадайте ребус:   АНА         
                                    С      (Ананас)

– Назовите это одним словом. (Фрукты)
– Предположите, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Об овощах и фруктах).
– А теперь прочитайте правильное название темы нашего урока.
(Слайд 1 – Почему нужно есть много овощей и фруктов?)
– А какие учебные задачи мы ставим перед собой? (Слайд 2 – Научимся различать фрукты и овощи. Узнаем, что такое витамины.

III. Работа по теме урока

А) Работа  с учебником с. 38. Назвать овощи, а потом –фрукты.

– Ребята, а как вы отличаете: где фрукт, а где овощ? (Фрукты растут в саду, а овощи в огороде или в поле. Фрукты сладкие,  кроме лимона, а овощи нет, правда,  морковь сладковатая.)
– Проверьте себя. (Слайд 3) Все ли правильно определили фрукты и овощи? Кто ошибся? Посмотрите ещё раз  на слайд и запомните овощи и фрукты.

Б) Разгадать кроссворд

– Ребята, давайте вспомним тему урока. (Почему нужно есть много овощей и фруктов?) Чтобы правильно ответить на этот вопрос  разгадайте кроссворд.

 

 

 

 

 

 

и

н

о

г

р

а

д

а

н

д

а

р

и

н

 

 

 

 

 

 

 

р

а

н

а

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

у

ш

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

м

о

н

 

 

 

 

 

п

е

л

ь

с

и

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

а

н

а

с

 

 

 

 

р

у

к

т

ы

 

 

 

 

 

 

 

1. Ягода известная, прозрачная, полезная.
Этой ягоде я рад. Это вкусный … (виноград)

2. Младший брат апельсина. (Мандарин)

3. Маленькая печка с красными угольками. (Гранат)

4. Какой плод человеческим именем величается? (Груша)

5. Яркий, кислый, налитой, весь в обложке золотой. (Лимон)

6. Цитрус он, растёт на юге
В теплой роще не на грядке
Но любим у нас в округе
Фрукт оранжевый и сладкий
Мы приходим в магазин
Покупаем … (апельсин.)

7. Диковинка заморская с зелёным хохолком.
Не растёт у нас! Полезный … (ананас)

8. Как назвать это всё одним словом? (Фрукты)

– Прочитайте выделенное слово. (Витамины).
– Кто знает, что такое витамины? (Витамины – это полезные вещества, которые есть в овощах и фруктах; они полезны для организма человека.)
– Так почему же надо есть много овощей и фруктов? (Они полезны и необходимы для организма человека).
– А теперь прочитаем, как об этом сказано в учебнике с.39.
В) Физминутка: (учитель называет овощ – встают мальчики, учитель называет фрукт – встают девочки).

Г) Знакомство с витаминами. Работа в группах.
Давайте сообща познакомимся с братьями – витаминами, а поможет в этом нам учебник. Прочитайте про витамины на с.39 и узнайте, чем они полезны и в каких продуктах содержатся.
(Слайды )

Витамин А. Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы– морковь, капуста. помидоры. тыква, сладкий перец, зелёный лук, зелень петрушки, капуста, горох, яблоки, виноград, арбуз, абрикосы, персики, дыня.

Витамин Б. Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам – свёкла, яблоки, репа, зелень салата, зелёный горох (в створках), зелёный лук, зелёные листья капусты, редиска, бобы, фасоль, картофель, помидоры, свёкла, огурцы, лимоны, апельсины, яблоки.

Витамин С. Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни – смородина, лимон, лук, апельсин, мандарин (цитрусовые),  лук, помидор, капуста, картофель, красный перец.

– Специалистами установлено, что потребность человека в овощах составляет 250кг в год. (Слайд)
Витамины прислали вам письмо со своими пожеланиями. (Открываю письмо, дети читают)

Ешьте больше овощей – будете здоровы.
Яблоко съешь или апельсин
Бодрости много получишь и сил
Если хочешь быть здоров,не бояться докторов
Ешь побольше ягод, овощей и фруктов
Самых витаминных продуктов.

IV. Закрепление изученного материала

А теперь давайте поможем  Муравьишке и Черепахе  сварить компот и борщ. (ДИСК – электронное приложение)

Повторение правил личной гигиены

– Ребята посмотрите, что любит Муравьишка? (Морковку)
– Какой витамин есть  в моркови? (А)
– Злючка-Грязючка  увидела Муравьишку и тут как тут. Почему она  так обрадовалась? (Морковь грязная)
– Что надо сделать Муравьишке, чтобы Злючка-Грязючка исчезла? (Вымыть морковку).
– Да, Муравьишка  знает это правило. А вы прочитайте его на с.55 и запомните. (Мойте руки перед едой! Всю азбуку здоровья нужно крепко знать. И в жизни эти знания повсюду применять!)

V.  Рефлексия

– А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дегустатор». Кто такой дегустатор?
(Ребята с закрытыми глазами определяют по вкусу овощи и фрукты. )
– Перед вами карточки с вопросами. Вы сейчас должны ответить на них  коротко, чётко и понятно.

1. Приведите примеры овощей –  ____________
2. Приведите примеры фруктов – ____________
3. Почему нужно есть много овощей и фруктов? ________________________________________________  .
4. Что такое витамины? ______________________________________________ .

– Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа. Оцените. (2-3 пары).

– ТЫ МОЛОДЕЦ! РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ ПРАВИЛЬНО.
– ТЕБЕ НАДО ПОСТАРАТЬСЯ. ТЫ ДОПУСТИЛ ОШИБКУ.
– ТЕБЕ НАДО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К УЧИТЕЛЮ.

VI. Поведение итогов урока

– Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать фрукты и овощи?
– Где их выращивают?
– Что такое витамины?
– Почему нужно есть много овощей и фруктов?
– Что надо сделать, прежде чем съесть овощи и фрукты?
– Урок мы закончим стихами, которые для вас приготовили дети:

Я здоров, я здоров
Хоть и ростом не высок.
Я не буду, есть котлеты –
Мне пожарьте кабачок.
Я румяная девчонка
И танцую ловко!
Потому что ем всегда
Свежую морковку.
Не болеем больше гриппом
Не боимся сквозняка
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.

Что вкусней всего на свете?
Ты подумал о конфете?
А вот я о витаминах.
Мы найдем их в мандаринах,
В ананасах и бананах,
Что растут в далеких странах.
И о груше не забудем,
Всякий фрукт полезен людям.

– А теперь ребята, давайте оценим свою работу на уроке: (у вас на столах конвертики, в них вагончики, раскрасьте: красным цветом, если вы были довольны своей работой, зелёным, если вы считаете, что работали не в полную силу, жёлтым, если вы не довольны своей работой.