Типы текстов. Их отличительные признаки

Разделы: Начальная школа


Каждому из нас очень часто приходится излагать свои мысли письменно. Вместе с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение — все это необходимо человеку любой профессии.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания. Речь – основа всякой деятельности, средство коммуникации. В целом речь – это основополагающий фактор в становлении человеческой личности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.

Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка и на специальных уроках по развитию связной речи.

В содержание ее входит:

– воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения;
– лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии, а так же из области лексической стилистики;
– работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающий законы связи слов и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики;
– развитие навыков связной устной и письменной речи.

Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Основной единицей связной речи является текст. Смысловая цельность – один из важных признаков текста. Цельность текста заключается в его смысловом и тематическом единстве. Цельность тексту придают тема и его основная мысль (т.е. та коммуникативная цель, которую преследует автор, его замысел, то главное, что он хотел сказать). Тема нередко обозначается в начале текста, основная же мысль, как правило, извлекается из его содержания.

Связность текста достигается за счет таких морфологических средств, как местоимения (личные и указательные), местоименные наречия, союзы и союзные слова, частицы, вводные слова, синонимы, антонимы, однокоренные слова.

На уроках русского языка  в начальной школе, ученики узнают, что речь бывает трех типов: описание, повествование, рассуждение в зависимости от их построения, содержания и замысла автора. Полноценное владение письмом – это владение письменной речью как средством общения и самовыражения, и основное внимание следует уделять формированию умения свободно общаться посредствам письменной речи, излагать в соответствии с её законами, правилами свои мысли и чувства.

В письменной речи действуют свои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются постепенно, в процессе специального обучения, важной частью которого является написание изложений и сочинений.

В тексте повествовательного типа говорится о следующих друг за другом событиях. Повествовательный текст создается с целью сообщить о сменяющихся действиях. К нему можно задать вопросы: «Что случилось?», «Что произошло?». Модель текста-повествования включает три части (начало действия, его развитие и завершение действия). Первая часть включает обычно указание на героев рассказа, место или время действия, может начинаться со слов однажды, как-то раз и др. Вторая, основная, часть может отделяться от первой словами вдруг, неожиданно и др. Фрагменты внутри основной части нередко выделяются с помощью слов затем, потом и др., там где происходит смена героев или начинается новый этап в развитии событий. Заключительная часть содержит сообщение о развязке и, как правило, соотносима с первой частью.
Содержанием текстов-рассуждений является установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Полное рассуждение состоит из трех частей. В первой – содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать. Во второй – приводятся аргументы (доказательства, доводы, примеры) необходимые для обоснования высказанной мысли. В третьей – содержится вывод. Иногда вывод как самостоятельная часть текста может отсутствовать, если он совпадает с тезисом. Средствами связи первой и второй частей рассуждения могут быть и союзные слова типа потому что, оттого что, так как, поскольку, ибо и др. Для исследования текста-рассуждения можно воспользоваться следующими этапами исследования:
– постановка проблемы;
– выдвижение гипотезы (предполагаемого решения проблемы);
– описание хода исследования;
– описание полученных фактов и их объяснение;
– вывод.

Текст-описание создается с целью сообщить признаки того или иного явления действительности (предмета, живого существа, окружающей среды). К такому тексту можно задать вопросы: «каков предмет?», «каково ему?», «каково вокруг?».

Для разграничения различных типов текста нередко используется прием «фотографирования». В соответствии с этим приемом для повествования необходимо несколько фотографий, где отражены все основные этапы развития действия. Для описания достаточно одной фотографии, но большой, чтобы была возможность рассмотреть не только предмет в целом, но и его отдельные детали, признаки. Рассуждение не может быть отражено в фотографиях, так как содержит сообщение о скрытых от внешнего наблюдения причинно-следственных связях.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования культуры речи. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи в начальных классах. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Уже в начальных классах ученики учатся писать сочинение на определенную тему, и это умение –одно из важнейших условий получения полного среднего образования. Научиться писать сочинения не так уж и сложно. Важную роль в этом играет чтение и истолкование художественных произведений, которые являются образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, выполнение различных письменных работ, в том числе сочинений.

Совершенно справедливо школьное сочинение считается творческой работой, потому что ученик создает свой оригинальный текст.

Сочинение Зайцевой Анастасии «Золотая осень», МОУ СШ №129, г. Волгоград, 3 класс.

Золотая осень.

Осень разноцветная и разнообразная. Деревья нарядились как на маскарад – в красный, желтый, зеленый и золотой цвета. Красавицы березки стоят в желтых сарафанах и красных туфельках с зелеными бантиками. Осины в золотых платьицах в зеленый горошек, а их желтые туфельки с позолоченной полоской так и блестят на солнышке. Сумочки у них багряные с ажурными кружевами. Важные и могучие дубы собрались вместе. Они в желтых костюмах, зеленых лакированных туфлях и красных парадных цилиндрах. Скоро пропадет их пестрый наряд и заснут долгим крепким сном до весны.
Грустно сознавать, что скоро закончится эта дивная пора. Но время не остановить.

Построение текста: вступление (Осень разноцветная и разнообразная) плавно соединяется с, так называемой,  основной частью. (Деревья нарядились как на маскарад...). Порядок частей не является строго заданным и объединение частей допустимо в данном типе текста. И в конце автор дает оценку своим переживаниям. (Грустно осознавать, что скоро закончится... Но время не остановить). Логичное изложение мыслей.  Первое предложение – как НИТЬ и на него нанизываются жемчужины – признаки предмета и с каждым предложением  образ картины вырисовывается все ярче. В тексте использована параллельная связь предложений, когда все предложения созданного текста связаны с общей темой (в данном случае «Золотая осень»).  Этот вид связи наиболее активно используется при создании текстов-описаний. Связность достигнута введением вводного сочетания слов (грустно осознавать).  Основная мысль была соотнесена  с темой текста «Золотая осень». Автор умело  передал  красоту этого времени года, употребляя выразительные средства языка  (деревья наряжаются, важные и могучие дубы собрались вместе – олицетворение, эпитеты: красавицы-березки в желтых сарафанах, осины в золотых платьицах, в красных парадных цилиндрах дубы...).

Структурирован текст с опорой на ключевые слова: осень, деревья, красавицы-березки, осины, могучие дубы, дивная пора.  Скорее всего, мы рассматривали  одну  фотографию – картину «Золотая осень». В данном случае, текст-описание.

Сочинения являются наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради выражения своих мыслей и чувств.

Литература:

1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 1997.
2. Тимофеева О.В. Совершенствование речевой культуры у учащихся 3 класса. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.
3. Узоров О.В. Практическое пособие по развитию речи / – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.