Технологическая карта урока по развитию речи на тему "Составление текста-описания по репродукциям картин С.К.Писемского". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Тип урока:

Урок развивающего контроля.

Технология:

Мастерская творческого письма.

Авторы УМК:

Научный руководитель УМКомплекса “Перспектива” – Л.Г. Петерсон.

Цели урока:

Развитие творческих возможностей, формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизнен­ных речевых ситуаций через создание текста – описания.
Использование приобретенных знаний и умений в практической дея­тельности.

Планируемые образо­ватель­ные результаты
(личностные, мета­предмет­ные, предмет­ные):

Личностные результаты обучения:
Проявлять:
– интерес к изучению темы;
– творческое отношение к составлению и оформлению текста;
– желание научиться составлять собственные тексты разных типов.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные:
– передавать содержание текста в сжатом, выборочном или разверну­том виде;
– знать особенности текста – описания;
– выделять информацию, существенную для решения проблемы (или возникшей проблемной ситуации);
– использовать приобретённые знания при создании собственных тек­стов.
Регулятивные:
– выполнять задание в соответствии с целью;
– работать со словом, словосочетанием и предложением, используя ал­горитм выполнения задания;
– проводить самопроверку или взаимопроверку учебного задания, кор­ректировать в процессе выполнения.
Коммуникативные:
– строить диалог в рамках учебного занятия, участвовать в работе группы;
– согласовывать позиции и находить общее решение, понимать точку зрения собеседника;
– использовать речевые средства для представления  совместной дея­тельности, предвидеть результат коллективных решений.
Предметные результаты обучения:

  •  – формировать умение составлять текст–описание по предложенной теме и составленному плану;
  •  – формировать умение применять орфографические правила и правила пунктуации (в объеме изученного) при   записи  текста;
  •  – развивать  способность к  самоконтролю и самооценке.

Межпредметные связи:

Окружающий мир: тема “По родным просторам”
Литературное чтение: темы “Истоки литературного творчества”, “Ве­ликие русские писатели”.
ИЗО: тема “Любуйся ритмами в жизни природы и человека”.

 

Реализация замысла:

Организация деятельности “Мастерской творческого письма” направ­лена на пробуждение вдохновения, желания писать.
Работа в группе помогает раскрыть умение выразить свои мысли в речи, терпение в поиске нужного слова, прислушиваться к оценке каж­дого участника творческого процесса.

Оборудование:

 ноутбук, мультимедийный проектор

Программное обеспече­ние

сервис для генерации облака слов Tagxedo – http://www.tagxedo.com/
презентация “Природа в картинах русских художников” – https://vimeo.com/103814766 ” (Приложение 3)

ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организа­ционный. Психологиче­ский настрой.

Звучит Музыка П.Чайковского
“Времена года”,
просмотр видео “Картины рус­ской природы в разное время года” (Приложение 3)

Учащиеся настраиваются на деятельность.
Просмотр видео, слуша­ние стихов под музыку.

Личностные УУД: формиро­вание по­ложительного отно­шения к познава­тельной дея­тельно­сти.

2. Индукция

 

 

 

– Какое впечатление произвели на вас стихи и просмотр видео?

– Что объединяет эти картины из предложенного видеоряда?

 

 – Назовите времена года.

 

– Вам знакомы эти репродук­ции?

– Кто догадался, какая тема урока?

– Сейчас под музыку вы закро­ете глаза, и подумаете на по­лотне какой картины С.К. Пи­семского вам бы хотелось очу­титься?

– Запишите на листе бумаги название  того времени года, которое соответствует выбран­ной вами репродукции картины С.Писемского.

– А теперь объединитесь в группытак, чтобы записи на листах совпали с выбранной вами темой на столах.

– Восхищает, заворажи­вает, волнует и др.

– Это пейзажи,  изображе­ние русской  природы в разное время года.

 – Зима. Весна. Лето. Осень. 
(Появляются друг за дру­гом изображения репро­дукций картин художника Сергея Константиновича Писемского соответству­ющие временам года: “Морозный день”, “Пришла весна!”, “Ру­чей в лесу”, “Утро в осеннем лесу” (Приложение 1).
– Да, мы знакомились с ними на уроках ИЗО.

– Времена года на полот­нах художника С. К. Пи­семского.
Звучит музыка П.И. Чай­ковского, учащиеся ду­мают.

Выполняют предложенное задание.Раскладывает помощник на 4 стола названия: Зима. Весна. Лето. Осень. 
Уча­щиеся рассаживаются в группы.
На обратной стороне ли­ста изображение картины, которое соответствует вы­бранному времени года.
(Приложение 1. Рисунки 1-4).

Личностные УУД: проявле­ние интереса к материалу, мо­ти­вация  на активную дея­тельность и ху­дожественно-образ­ное восприятие.

Познавательные УУД:
обогащение словар­ного запаса уча­щихся

Регулятивные УУД: стараться оценить успешность
( правильность) сво­его ответа.

Коммуникативные УУД: по­нимание во­просов, построе­ние ответов в соответ­ствии с ними.

Предметные УУД:
выполнять сравни­тельный анализ  ре­продукций предло­женных картин.

3. Самокон­струкция

 

 

 

 

 

 

 

Разрыв.

 

 

 

 

– Еще раз внимательно рас­смотрите в группах свою ре­продукцию.
– На листах бумаги вам пред­ложена таблица, в которой каж­дый индивидуально  запишет слова, отвечающие на вопросы: какое? какая? какой?
 какие?

– Определите тип текста, в ко­тором чаще используются слова, отвечающие на данные вопросы?

– Значит, какой текст нам пред­стоит составить? Назовите его признаки?

– Перед вами ноутбук, соберите все слова, которые каждый из вас записал,  и выполните зада­ние в  группе “Составь облако слов”

 

– А теперь,  предлагаю обме­няться друг с другом своими наработками  с рядом сидящей группой.

Дополнить “облака” словами других частей речи и составить  словосочетания подходящие по смыслу. Используйте сложные слова.

 Учащиеся выполняют индивидуальное задание.
 
(При затруднении выпол­нения задания учащиеся могут поднять “сигналь­ную карточку”)

 

– Текст – описание.

 

Ответы учащихся.

 

Учащиеся выполняют групповое задание  с ис­пользованием ноутбука и программы Tagxedo – http://www.tagxedo.com/
Обмен мнениями. (взаи­мопроверка при работе в группе)
(Примеры “облаков” в рисунках 5-8 Приложение 2)

Группы придумывают способ решения про­блемы.

Выполняют задание, раз­мышляют, сами оцени­вают рассуждения, вносят изменения в процессе воз­никновения трудностей и ошибок.

 Личностные УУД: наличие познава­тельных интересов, учебных мотивов, умение проводить самооценку на дан­ном этапе с помо­щью карты самоот­чета, развитие само­стоятельности в по­иске решения отве­тов

Познавательные УУД:
умение  делать вы­воды,  вла­дение навыком построения логических рассуж­дений.

Регулятивные УУД:
в  группах коопери­руют усилия по ре­шению учебной за­дачи.

Коммуникативные УУД: умение рабо­тать в группе, учи­тывать разные мне­ния и приходить к общему решению в совместной деятель­ности.

Предметные УУД: умение применять орфографические правила письма слов, пользоваться при необходимости ор­фографическим сло­варем.

4. Социализа­ция.

 

 

 

 

 

 

Афиширова­ние.

– А теперь согласно структуре текста – описания и составлен­ным словосочетаниям предла­гаю совместно всем участникам  группы  записать текст соответ­ствующий предложенной ре­продукции картины С.К. Пи­семского.
(учет времени соблюдается)

Предлагаю спикеру от каждой группы выступить с отчетом задания.

Работа в группах.
Составляют план своих действий.
Вносят коррективы и до­полнения.

 

 

Выступление спикера группы.

 

 

Презентация работ уча­щихся (тексты, рисунки к текстам работ).

Личностные УУД: проявле­ние интереса к предложенному заданию,  развитие самостоятельности в поиске решения от­ветов.

Познавательные УУД:
умение делать вы­воды, срав­нивать высказывания  с опорой на репро­дук­ции картин.

Регулятивные УУД:
осуществлять кон­троль своей деятель­ности «что сделано», «как выполнено за­дание»

Коммуникативные УУД:
 умение формулиро­вать соб­ственное мнение.

Предметные УУД: умение составлять текст–описание по предложенной теме и составленному плану.

5. Рефлексия

 

 

 

 

– Оцените свои достижения на уроке.
Поделитесь впечатлениями.
Пригодятся ли эти знания в дальнейшем?
За что вам хотелось бы себя похвалить?

Учащиеся оценивают свою деятельность.
(Что “Я” открыл сегодня нового в себе, в окружа­ющих?)
 Каждый участник группы оценивает свой вклад в общее дело.
Соотносят цель урока и его результат.
Работа с картой самоот­чета.

Личностные УУД: самооценка на ос­нове критерия успеш­ности.
Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результа­тов деятель­ности.

Коммуникативные УУД: формулирова­ние и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.