Цель: способствовать ознакомлению с глаголом, глагольными вопросами, временами, глагола, ролью глагола в предложении.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике;
– находить ответы на вопросы в тексте,
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания;
– учиться планировать, контролировать и оценивать;
– учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД:
– учиться работать в паре, группе;
– учитывать степень сложности задания и определять для себя;
– возможность/невозможность его выполнения.
Личностные УУД:
– участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий/решение учебной задачи.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” 4 класс (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. )
- Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно”
- Карточки с заданиями для исследовательской работы в группах.
Основное содержание темы, понятия и термины: глагол, глагольные вопросы. Времена глагола, глагол – сказуемое.
ХОД УРОКА
1. Мотивирование к учебной деятельности
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадёт,
Тот никого не подведёт.
– Я надеюсь, вы не подведёте, друг друга, будете работать, дружно и слажено.
2. Чистописание
– Откройте тетради, запишите число и классная работа.
– Ребята, я не случайно начала урок с приветствия о дружбе. Сегодня на минутке чистописания вы познакомитесь с новым афоризмом:
«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» (Пифагор)
– Как вы понимаете этот афоризм? (ответы детей)
– Какие орфограммы встретились в нём?
– Запишите в свои тетради.
3. Орфографическая минутка
(Работа в тетради №1 «Пишем грамотно»)
– Откройте тетради на странице 54, упражнение 4.
– Вы должны будете разгадать кроссворд.
– Какие слова вы вписывали в клеточки кроссворда? (словарные слова)
– Что вы знаете о словарных словах? ( их нельзя проверить, нужно запомнить).
4. Постановка учебной задачи.
– Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
– О какой части речи пойдёт разговор на уроке? (Глагол)
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
А) Работа с рубрикой «Вспомни изученное» с.82
– Работа над упражнением 1.
– Выпишите глаголы. Задайте к ним вопросы.
Физминутка
Б) Работа с рубриками «Давай подумаем», «Обрати внимание».
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
– Работа над упражнением 2.
– Распределите глаголы по группам в зависимости от значения.
Работа в группах.
Подбери к существительным как можно больше слов действий.
Старичок – лесовичок хочет познакомить вас с обитателями своего леса, а вам нужно подобрать как можно больше глаголов к ним. (Волк, ёж, дятел, медведь)
Волк____________________________ , ёж _______________________ , дятел _________________________ , медведь ______________________ .
6. Закрепление знаний и способов действий
1 уровень: Прочитайте текст. Назови сказку. Вставь пропущенные глаголы.
______________________________
… старые зайцы, … маленькие зайчата, … старые зайчихи – все … , как заяц …. … молодые зайчата, … добрые старушки – зайчихи, … старые зайцы.
Слова для справок: собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись.
2 уровень: Прочитайте текст. Назови сказку. Вставь пропущенные глаголы. Подчеркните глаголы которые отвечают на вопрос: что сделали?
_________________________________
… старые зайцы, … маленькие зайчата, … старые зайчихи– все … , как заяц …. … молодые зайчата, … добрые старушки– зайчихи, … старые зайцы.
Слова для справок: собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись.
3 уровень: Прочитайте текст. Назови сказку. Вставь пропущенные глаголы. Выделите главные члены предложений:
_________________________________
… старые зайцы, … маленькие зайчата, … старые зайчихи– все … , как заяц …. … молодые зайчата, … добрые старушки– зайчихи, … старые зайцы.
Слова для справок: собрались, сбежались, приплелись, слушают, хвастается, хихикнули, засмеялись, улыбнулись.
7. Итог урока
Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех.
8. Рефлексия и самооценка
– Урок мне …, потому что …
– На уроке мне было (трудно, легко), потому что …
– Я работал …
– Мне надо …, чтобы …
9. Домашнее задание
Задание в рабочей тетради (на выбор учителя)