Урок математики на тему "Переместительный закон умножения". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Введение

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основная часть

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок проблемный.

Цель для учителя: создать условия для усвоения переместительного закона умножения.

Цель для обучающихся: открытьпереместительный закон умножения и научиться его применять.

Предметные результаты: познакомить с переместительным законом умножения, его формулировкой и записью в общем виде;
уметь применять переместительный закон умножения,формировать умение решать задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения;
закрепить смысл умножения.

Личностные – проявлять познавательный интерес  к изучаемому  материалу;  понимать поставленные цель и   задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке;формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие,  умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Метапредметные результаты (УУД):

  • познавательные – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях;развивать мыслительные операции сравнения, классификации;
  • регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность,направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;
  • коммуникативные – вести диалог с учителем и со сверстниками, излагать своё мнение, выслушивать и принимать мнение других, налаживать сотрудничество, обмениваться мнениями, договариваться и приходить к единому решению.

Формы работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: ТСО, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, листы самооценки.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, проблемная, поисковая.

Педагогические методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Педагогические приёмы: проблемный поиск, проверка гипотезы, самостоятельное нахождение информации, организация работы в группах, сравнительно-аналитическая работа с учебником, удивительная находка, опрос-итог, обобщение и классификация понятий.

Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык.

ХОД УРОКА

Этап урока/Форма работы

Деятельность учителя

Организационный этап / фронтальная
Цель: создать условия для эмоциональной, мотивационной подготовки учащихся к усвоению нового материала.

Ходит о  математике молва,
Она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
И вы беритесь скорей за работу,
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету.

Мотивация учебной деятельности учащихся/групповая, фронтальная
Цель: создать условия для  осознанного
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Наметить шаги учебной деятельности.

– Чему мы учимся на уроках математики?
– Как можно расшифровать слово «урок» 

У – узнаём
Р – развиваемся
О – открываем
К – корректируем Приложение 1

– Назовите главные условия успеха на уроке.
– Совместное составление плана урока в группах. Приложение 2
Представитель от группы выходит и выставляет этап урока по порядку Приложение 3

1. Вспоминаем то, что важно для урока.
2. Определяем основной вопрос урока.
3. Открываем новое знание.
4. Применяем новое знание.

Актуализация знаний/ дифференцированная,  фронтальная
Цель:  актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение  для пальчиков/фронтальная.
Цель:  развитие речи, мелкой моторики, внимания, памяти и мышления
Запись даты

Минутка чистописания/индивидуальная
Цель: развивать умение писать достаточно быстро при соблюдении чёткости письма;

 

 

1) Некоторые будут работать на карточках. Приложение 4

1 * 38 =  у         44 * 0 =  о            56 * 1=  н
0 * 50 =  м         0 * 15 =  ж           25 * 1=  и      
100 *  0 =  н      1 * 45 = е             11 * 1 =  е   

38, 0, 0, 0, 0, 45, 56, 25, 11 Приложение 5

– Проверьте себя (самопроверка по карточке)
– Какое слово получилось у вас?

2) Остальные работают со мной.

– Соедини выражение с задачей: (Презентация)

3 + 6       6 * 3      6 – 3      (6 – 3) + 6

1. Саша заплатил за чай 3 руб., а за булочку6 руб. Сколько всего денег заплатил Саша?
2.  Саша купил 3 булочки по 6 рублей. Сколько денег заплатил Саша?
3.   Саша заплатил 3 руб., за чай и 6 руб. за булочку. На сколько рублей булочка дороже чая?
4.  Саша заплатил за булочку 6 руб., а за чай –
на 3 руб. меньше. Сколько всего денег  заплатил Саша?
– Попробуйте из букв составить слово.

М У Н Ж О Н Е И Е (Презентация)

– Что получилось?
– Как называются числа при умножении?
–  Каким знаком обозначается умножение
– Какой цели мы добиваемся по данной теме?
– Для чего нужно понять смысл умножения?

Упражнение  для пальчиков «Замок»
Запись даты: 2 апреля
Классная работа
– Какой по счёту в году месяц апрель?
– Какой по счёту весенний месяц?

Минутка чистописания

2  4  2  4

– Какие числа можно составить из цифр 2 и 4?
–  Что можете о них сказать?
– Сколько раз по 2 получилось?
Запишите в виде суммы.
Можно ли заменить действие сложение умножением?
– Почему?

4) Замените умножением.

– Что показывает первый множитель?
– Что показывает второй множитель?

5) – Прочитайте эти выражения разными способами.
– Который по счёту пункт плана вы выполнили?

Выявление места и причины затруднения /фронтальная
Цель: создать условия для выявления места и причины затруднения; фиксирование во внешней речи причину затруднения.Антиципация (предугадывание предстоящего открытия и чтения математического закона)

–  На доске: 24 – 10 = 14,
                    24 +10 = 34, посчитаем.
                    10 + 24 = 34, 

Надо ли нам снова думать, чтобы проверить ответ? Почему?
– Каким свойством сложения пользовались?
– Запишите его буквенным выражением

а + б  = б + а

– С какой целью применяют этот закон сложения?
– Посмотрите на следующие выражения.  Кто догадался? (сравнить)

2 + 4…4 + 2           2 * 4…4 * 2

– Рассмотрим 1 столбик. Можно ли сравнить, не вычисляя значение выражения?
– Каким свойством мы воспользовались?
– Рассмотрим второй столбик.
– Чем отличаются выражения во втором столбике?
– Можем ли мы, не считая, сравнить произведения левой и правой части?
–  Чего мы еще не знаем?
– А здесь будет действовать это правило?
– Какова же тема нашего урока?
– Что нам нужно сделать? (Доказать, что переместительное свойство можно применять и при умножении)
Всё ли мы знаем про умножение?
ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЯ/НЕЗНАНИЯ
– Поставлю карточку «знак вопроса». Приложение 6

Первичное
усвоение
новых знаний/
парная, фронтальная
Цель: создать условие для открытия новых знаний, посредством практической деятельности в парах. Фиксация темы и цели урока.

 

 

– Чтобы узнать правило, мы  поработаем в парах. Выполним задание. У вас на столах лежит геометрическая фигура. Приложение 7
– Как она называется?  Почему?
– Ваша задача посчитать, сколько мерок (квадратиков) вмещается в прямоугольник, и записать в тетрадь удобным способом.
– Ребята, давайте вспомним правила, когда мы работаем в парах и в группах. (Работать без шума. Не ссориться. Не спорить. Работать дружно. Помогать друг другу)
– Подберите синонимы к слову помогать.
– Я очень хотела бы, чтобы вы всегда выручали друг друга не только на уроке,
но и в жизни. Это очень важно для нас всех. Даю вам время  3 минуты.
– Что заметили?
– Чем похожи произведения?
– Чем отличаются?
– А значения этих выражений?
– Какова же тема нашего урока.
– Какой пункт плана выполнили?

Физминутка
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения.                                     

1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко–легко подышим

Первичная проверка понимания/фронтальная, парная
Цель: создать условия для проверки первичного понимания нового материала.

Сейчас запишем полученное равенство с помощью букв латинского алфавита.

a • b = b • a 

– На какое свойство похожа данная запись?
 – К какому пункту плана урока подошли?

3. Открываем новое знание.

– Кто попробует сформулировать это свойство для умножения?
– Проверим свои выводы по учебнику с. 56, Приложение 8
– Мы оказались правы?
– Расскажите это правило соседу и оцените друг друга как запомнили.
– Как вы думаете, для чего необходимо знать это свойство? Посмотрите на доску, как легче решить эти примеры?

2 • 7
3 • 10   
1 • 15 

Первичное закрепление/индивидуальная
Цель: создать условия для  выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание, организация самопроверки по эталону, самооценки, организация выявления места и причины затруднения, работа над ошибками.

Учитель предлагает детям задание по выбору для индивидуального первичного закрепления
1 уровень: замените сложение умножением (Презентация)
2 уровень:  Вставьте числа так, чтобы равенства стали верными:
3 уровень:  Сравните:
– Проверьте себя. (Презентация) Оцените.
– Какой пункт плана урока выполнили?

Домашнее задание/фронтальная.
Цель: отработка и закрепление полученных знаний на уроке

Стр. 56 № 1 или задание для самопроверки по выбору; №2.
Приложение 8. Учебник стр. 56.

Рефлексия (подведение итогов) /индивидуаль
ная, фрронтальная
Цель: фиксирование нового содержания урока, организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Соотносится цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Учитель организует  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности в листах самооценки. Задаёт вопросы:
– Какова была тема урока?
– Какие цели вы ставили перед собой?
– Что научились делать?
– Достигли ли цели?
– Над чем еще предстоит работать?
– Оцените, полученные знания на листах самооценки. Приложение 9

Заключение

В ходе урока достигнута поставленная цель – создание условий для «открытия» учащимися нового знания. В активной деятельности они развивают свои общеучебные навыки. Структура урокасоответствует заявленному типу. Отобранное содержание, формы организации учебной деятельности, педагогические приёмы, оборудование способствуют достижению цели урока. На всех этапах учащиеся вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Развивается познавательная активность учащихся, память, мышление, совершенствуются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, коммуникативные и регулятивные качества. Деятельность учащихся построена с учётом их физических и психологических особенностей.

Список литературы для учителя

  1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие./ Под редакцией Н.Н.Деменевой М: АРКТИ, 2013. - 152с. (Начальная школа)
  2. Математика. 2 класс. Моро М.И. «Школа России» Методические рекомендации для учителя. Издательство: Просвещение, 2013г.

Список литературы для учащихся

  1. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях Моро. М.И.,Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. – М.: Просвещение, 2013 г.