Основная цель работы по расширению запаса слов у детей с общим нарушением речи - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. При характеристике речевого развития детей особенно подчеркивается требование к правильной речи ребёнка. Правильная речь рассматривается как:
- понимание смысловых значений;
- произношение звуков и слов в соответствии с общепринятыми требованиями языка;
- умение изменять и согласовывать слова в предложении.
Часто у дошкольников правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарём и однообразными синтаксическими конструкциями, поэтому уже в старшем дошкольном возрасте необходимо формирование не только правильной речи, но и богатства словаря. Именно для качественного развития словаря дошкольника целесообразно использовать речевые игры. Речевые игры расширяют лексикон и речевые навыки детей. Игры необходимо проводить непринуждённо, с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.
Некоторые примеры игровых речевых упражнений:
1. Вставка детьми пропущенных слов.
Цель: расширить и обогатить словарь ребёнка, уточнять смысловое использование слов.
Игра “Закончи предложение”
Предложение: Под деревом сидел и мяукал маленький и пушистый....(Кто?)
Ответ: Под деревом сидел и мяукал маленький и пушистый котёнок. ( И т.д.)
2. Употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
Цель: учить изменять существительные по падежу и числу.
Игра “Чего нет у Маши”
Вопрос: Собралась Маша на прогулку, а приготовила только шапку. Чего ей не хватает?
Ответ: платья, носков, сапог, штанов..
Игра “Один-много”
Вопрос: У меня одна книга, а у тебя много (чего?)
Ответ: У меня много книг.
3. Подбери действие к предмету.
Цель: расширить и совершенствовать использование глаголов в речи ребёнка, учить правильно отвечать на вопрос ”Что делает?”
Вопрос: Что делает солнце?
Солнце днём светит, летом греет, утром всходит, вечером заходит.
Вопрос: Что делает дождь? Собака девочка? и т. д
4. Подбери предмет к действию.
Цель: обогатить глагольный словарь, расширить и совершенствовать использование глаголов в речи ребёнка. Внимательно слушать вопрос и правильно отвечать на вопрос ”Что делает?”, определять предмет по нескольким критериям.
Игра “Угадай что (кто) это?”
Вопрос: Кто воет, лает, дом охраняет, хозяина обожает?
Ответ: Собака.
Вопрос: Что воет, пыль поднимает, паруса надувает?
Ответ: Ветер.
5. Подбор объектов к действию.
Цель: обучать детей подбирать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевленные предметы к одному и тому же действию.
Игра” Кто и что?”
Вопрос: Кто и что греет?
Ответ: Мама и солнце.
Вопрос: Кто и что рисует? Кто и что летает? Кто и что ходит? и т. д
6. Подбор предмета к прилагательному.
Цель: расширить и обогатить словарь ребёнка прилагательными.
Игры “Кто это? Что это?”
Вопрос: Белый, пушистый, холодный?
Ответ: снег.
7. Составные части целого.
Цель: учить ребёнка подбирать части по известному целому.
Игра ”Из чего состоит?”
Вопрос :машина.
Ответ: Кабина, кузов, колёса.
8. Классификация слов.
Цель: Учить обобщающим словам.
Игра “Назови одним словом”, “Четвёртый лишний”.
Вопрос :кастрюля, чашка, тарелка...
Ответ: посуда.
Используются разные приёмы работы:
1. Показ и проговаривание нового предмета или действия.
2. Объяснение происхождения данного слова.
3. Составление предложений по опорным словам, картинкам и т.д.
4. Употребление расширенного значения словосочетаний.
5. Постановка разных по форме вопросов.
Важен пример культурной, грамотной, правильной речи педагога. Дети заимствуют от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевых оборотов, стиль общения. Если родители, педагоги говорят правильно, дети быстрее и легче начинают без ошибок говорить.