В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности дошкольной образовательной организации в области планирования, в формах организации образовательного процесса и обновления его структуры, а также изменения позиции воспитателя по отношению к детям.
Основой образовательного процесса является планирование.
Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования.
Какой, все-таки, план нужен сегодня дошкольной образовательной организации?
Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, представленные разными авторами.
Планировать – составлять, разрабатывать планы, проекты, размечать какое-либо место, пространство под что-либо в соответствии с планом (Советский энциклопедический словарь).
Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов. Это защита от однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.
Прежде всего, план — это целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет использовать.
Мы хорошо понимаем, что план воспитательно-образовательной работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя. Это документ, по которому работают два сменных педагога. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным.
Планированиепредполагает не только процесс составления плана, но и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. В первую очередь, воспитатели ориентируются на интересы группы, на то, чем живут ее воспитанники.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет жестко заданных требований к формам планирования образовательной деятельности, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Но она должна быть гибкая, эффективная и целостная. У каждого педагога сложилась своя система планирования, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов. Но сегодня важно соблюдение некоторых условий:
- объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
- выделение целей и задач планирования на определенный период работы;
- соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной образовательной организацией;
- учет приоритетных направлений ДОО;
- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
- учет специфических особенностей возрастной группы;
- учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- уровень профессиональной компетентности педагогов.
Важно, чтобы планирование не вступило в противоречие с образовательной программой дошкольной образовательной организации, смогло бы учесть приоритетные направления деятельности и определить перспективу развития ДОО.
В практике нашего дошкольного учреждения сложилась своя система планирования воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО. Именно она, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества дошкольного образования в условиях стандартизации.
Сегодня считается, что комплексно-тематическое планирование является наиболее актуальным и эффективным при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Именно этот принцип и взят нами за основу. Педагоги нашего ДОУ уже знают, что прежде чем приступить к планированию, им необходимо:
- провести проблемно-ориентированный анализ своей работы;
- выбрать эффективные методы и приемы, ориентированные на достижение прогностических результатов;
- определить формы учета и контроля качества организации целостного образовательного процесса;
- использовать эффективные пути сотрудничества с родителями, формируя при этом мотивацию к повышению качества образовательных отношений.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- обеспечивать принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- включать интеграцию всех образовательных областей;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
- содержать цели при организации детских видов деятельности;
- соблюдать учет возрастных и психолого-педагогических основ дошкольной педагогики.
Дети становятся соучастниками и главными заказчиками событийных проживаний в детском саду. Вот что сегодня является основой планирования. Воспитатель начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их интересы, ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение темы достигает своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем начинают составлять план совместных действий. И в каждом возрастном периоде он свой: схематичный, рисованный или моделируемый.
Согласно плану совместных действий педагог вместе с детьми выбирает формы работы. Взрослый помогает детям найти необходимые средства и способы. В младшем дошкольном возрасте активная роль принадлежит взрослому. Постепенно активность взрослого снижается, воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей.
А далее - наступает очередь совместного планирования двух воспитателей. Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из четырех разделов, каждый из которых наполняется содержанием в соответствии с тематическим периодом: «Задачи и
интеграция образовательных областей», «Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды», «Деятельность детей», «Сотрудничество с родителями, социальными партнерами». Тематический период определяется интересами и предпочтениями детей, возможно сезонными явлениями, традициями группы или детского сада, праздниками и событиями, отраженными в Программе.
Обязательно определяется ведущая образовательная область и ее интеграция с другими областями. Планируются задачи тематического периода по каждой образовательной области.
Далее, планируется работа по организации, насыщению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Здесь воспитателем учитываются все возможные условия и усилия коллектива детского сада, родителей и партнеров с учетом тематической направленности, специфики группы, интересов и потребностей детей, зоны их ближайшего развития.
В разделе «Деятельность детей» отражаются все виды детской деятельности, позволяющие объединить их вокруг темы, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
В разделе «Сотрудничество с родителями, социальными партнерами» планируются современные и инновационные формы работы.
В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОО плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом Стандартов, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.
Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:
- организованная;
- совместная;
- самостоятельная
Обязательно прописывается цель всей проводимой деятельности с детьми, формы работы, а также предполагаемая самостоятельная деятельность детей.
И ещё: чтобы план был целостным и системным, мы предлагаем воспитателям циклограмму воспитательно-образовательного процесса в соответствии со Стандартом.
Примерная циклограма воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Таблица
1-я половина дня | 2-я половина дня |
Режимные моменты:
|
Режимные моменты:
|
Утро Индивидуальная работа НОД Совместная деятельность:
Самостоятельная деятельность (создание развивающей предметно-пространственной среды, проблемных ситуаций в среде, мотивации к самостоятельной деятельности) Сотрудничество с родителями |
Перед 2-й прогулкой Совместная деятельность:
Дополнительное образование (кружки, секции)
|
1-я прогулка Совместная деятельность:
Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная работа |
2-я прогулка Совместная деятельность:
Самостоятельная деятельность детей |
- |
Вечер Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная работа Сотрудничество с родителями |
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями группы совместно на неделю на основе предложенной циклограммы.
В циклограмме отражается первая и вторая половина дня, указаны формы организации деятельности:
- Совместная образовательная деятельность взрослого и детей через организацию различных видов детской деятельности;
- Непосредственно образовательная деятельность с детьми (согласно расписанию);
- Организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- Индивидуальная работа;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Прогулка (наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность);
- Сотрудничество с родителями по реализации ООП ДО.
Такой подход к организации целостного образовательного процесса придаст воспитателю системность и последовательность в работе, творчески подходить к отбору содержания планирования, исключить формализм и шаблонность.
Позволит наполнить жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день.
А главное - повысит качество образовательной деятельности в детском саду.