Цель: дать представление детям о зимних каникулах, празднике Рождества; развивать внимание, мышление, память, фонематический слух, воображение.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, цветные карандаши, бумага.
Ход занятия
I. Орг. момент. Объявление темы занятия.
Учитель: Прочитайте тему сегодняшнего занятия, используя стрелки. Сл. 2 (Приложение 1)
– Зимние каникулы проходят в атмосфере череды праздников: Новый год, Рождество, Старый Новый год. И королевой этих дней является елка.
– Сосчитайте, сколько треугольников, наложенных друг на друга, составляют эту елочку? Сл. 3
II. Разминка.
-
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось, не кроилось,
С неба на землю свалилось. Сл. 4 -
Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит, а стоять не велит. Сл. 7
-
Прозрачен, как стекло, но не вставишь в окно. Сл. 10
-
У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет – гвоздь упадет. Сл. 13
-
Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, завываю, знать ничего не желаю. вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. Сл. 16
-
Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок. На него подуй слегка – был цветок – и нет цветка. Сл. 19
-
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. Сл. 22
-
Живу я посреди двора, где играет детвора, нос– морковка, глазки – угольки, на голове ведро, из веток две руки. Сл. 25
-
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи; на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год! Сл. 28
III. Сообщение о рождестве.
Что за праздник Новый год, всем известно. А вот о Рождестве я вам немного расскажу.
Существует легенда о том, как Бог-отец послал на землю своего сына Иисуса Христа для того, чтобы спасти всех людей от гибели. Земное рождение Иисуса Христа это и есть Рождество Христово, светлый и радостный праздник всех христиан. С этого момента на земле наступило время надежд на спасение и новую, счастливую жизнь.
С праздником Рождества Христова связано много традиций и обычаев. Например, обязательно наряжали елку, а на верхушке ее укрепляли звезду – символ Вифлеемской звезды, ведь по преданию, перед рождением Спасителя на небе города Вифлеема появилась особенная светлая звезда.
Еще в ночь перед Рождеством принято гадать. Считается, что эта ночь поможет предсказать будущее.
Существуют также и рождественские приметы, связанные с природными явлениями. Например, если на Рождество идет снег – к хорошему урожаю. Если метель метет – пчелы будут хорошо роиться. Сл.31-32
IV. Физминутка.
Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода.
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
V. Викторина по сказкам.
Сл. 33–42
Рождественскими вечерами рассказывались сказки.
Предлагаю вашему вниманию викторину по сказкам, действие в которых происходит зимой.
- «В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей угодить не могла… Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев сразу.»
- «Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит: «Битый небитого везет.»
- «Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее.»
- «Тепло ли тебе, красавица?» Не хочется Насте старика огорчать. «Тепло, тепло, батюшка», – шепчет, а у самой зуб на зуб не попадает».
- «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается».
- «Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик … седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет – валит пар густой».
- «Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптишек ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги.»
- «Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку.»
- «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.»
- «Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны.»
VI. Разгадывание слов и кроссворда.
– А сейчас такое задание: я буду называть по звукам слова на новогоднюю тему. А вы попробуйте узнать их. Сл. 43
– Каждый ребенок во время зимних каникул обязательно посетит хотя бы одно новогоднее представление, а значит, примет участие в хороводе.
Задание: в хороводе вокруг елки собрались разнообразные сказочные персонажи. Узнайте их по трем словам. (разгадайте кроссворд (Приложение 2)) Сл. 44
VII. Творческая работа.
Представьте себе, что вам предложили поработать художниками и попросили сделать иллюстрацию к словам песенки:
Если были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
(К.И. Чуковский)
Что бы вы нарисовали?
А теперь возьмите цветные карандаши – и за дело!
VIII. Рефлексия. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями!
Литература:
- Булдаков С.В. Загадки. Педсовет. 2003. №11.
- Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. – Ярославль: Академия развития, 1997.