Развивающее занятие "Зимние каникулы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Цель: дать представление детям о зимних каникулах, празднике Рождества; развивать внимание, мышление, память, фонематический слух, воображение.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, цветные карандаши, бумага.

Ход занятия

I. Орг. момент. Объявление темы занятия.

Учитель: Прочитайте тему сегодняшнего занятия, используя стрелки. Сл. 2 (Приложение 1)

– Зимние каникулы проходят в атмосфере череды праздников: Новый год, Рождество, Старый Новый год. И королевой этих дней является елка.

– Сосчитайте, сколько треугольников, наложенных друг на друга, составляют эту елочку? Сл. 3

II. Разминка.

  1. Одеяло белое
    Не руками сделано,
    Не ткалось, не кроилось,
    С неба на землю свалилосьСл. 4

  2. Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит, а стоять не велит. Сл. 7

  3. Прозрачен, как стекло, но не вставишь в окно. Сл. 10

  4. У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет – гвоздь упадет. Сл. 13

  5. Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, завываю, знать ничего не желаю. вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. Сл. 16

  6. Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок. На него подуй слегка – был цветок – и нет цветка. Сл. 19

  7. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. Сл. 22

  8. Живу я посреди двора, где играет детвора, нос– морковка, глазки – угольки, на голове ведро, из веток две руки. Сл. 25

  9. Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи; на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год! Сл. 28

III. Сообщение о рождестве.

Что за праздник Новый год, всем известно. А вот о Рождестве я вам немного расскажу.

Существует легенда о том, как Бог-отец послал на землю своего сына Иисуса Христа для того, чтобы спасти всех людей от гибели. Земное рождение Иисуса Христа это и есть Рождество Христово, светлый и радостный праздник всех христиан. С этого момента на земле наступило время надежд на спасение и новую, счастливую жизнь.

С праздником Рождества Христова связано много традиций и обычаев. Например, обязательно наряжали елку, а на верхушке ее укрепляли звезду – символ Вифлеемской звезды, ведь по преданию, перед рождением Спасителя на небе города Вифлеема появилась особенная светлая звезда.

Еще в ночь перед Рождеством принято гадать. Считается, что эта ночь поможет предсказать будущее.

Существуют также и рождественские приметы, связанные с природными явлениями. Например, если на Рождество идет снег – к хорошему урожаю. Если метель метет – пчелы будут хорошо роиться. Сл.31-32

IV. Физминутка.

Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода.
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.

V. Викторина по сказкам.

Сл. 33–42

Рождественскими вечерами рассказывались сказки.

Предлагаю вашему вниманию викторину по сказкам, действие в которых происходит зимой.

  • «В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей угодить не могла… Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев сразу.»
  • «Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит: «Битый небитого везет.»
  • «Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее.»
  • «Тепло ли тебе, красавица?» Не хочется Насте старика огорчать. «Тепло, тепло, батюшка», – шепчет, а у самой зуб на зуб не попадает».
  • «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается».
  • «Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик … седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет – валит пар густой».
  • «Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптишек ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги.»
  • «Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку.»
  • «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.»
  • «Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны.»

VI. Разгадывание слов и кроссворда.

– А сейчас такое задание: я буду называть по звукам слова на новогоднюю тему. А вы попробуйте узнать их. Сл. 43

– Каждый ребенок во время зимних каникул обязательно посетит хотя бы одно новогоднее представление, а значит, примет участие в хороводе.

Задание: в хороводе вокруг елки собрались разнообразные сказочные персонажи. Узнайте их по трем словам. (разгадайте кроссворд (Приложение 2)) Сл. 44

VII. Творческая работа.

Представьте себе, что вам предложили поработать художниками и попросили сделать иллюстрацию к словам песенки:

Если были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
(К.И. Чуковский)

Что бы вы нарисовали?

А теперь возьмите цветные карандаши – и за дело!

VIII. Рефлексия. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу.

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями!

Литература:

  1. Булдаков С.В. Загадки. Педсовет. 2003. №11.
  2. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. – Ярославль: Академия развития, 1997.