Продолжительность игры 20-30 минут.
Материалы и оборудование:
- столы для 2-х команд;
- бумага;
- карандаши/ручки;
- задачи по речевому развитию программы «Истоки»;
- книги с детскими стихами;
- кроссворды «Развитие речи»;
- фотоаппарат;
- музыкальное оформление (для фона).
Цели и задачи: привлечь внимания педагогов к рассматриваемой проблеме, повысить активность педагогов, побудить размышлять и анализировать, способствовать творческому поиску.
Организация деловой игры: Стулья расставить по 2-м сторонам зала. Все педагоги разбиваются на 2 команды (случайным отбором) и занимают свои игровые столы. На столах разложены различные материалы для выполнения заданий, листы бумаги, карандаши, ручки, книги.
Выбирается жюри (3 человека):
- руководитель структурного подразделения;
- инструктор по физической культуре;
- педагог-организатор.
Ведущий: старший воспитатель.
Ход мероприятия
Команды придумывают себе названия
I. Разминка
Вопросы-задания даются по очереди каждой команде. За каждый быстрый и правильный ответ начисляется 1 балл.
А. Переведите предложения пословицей (кто быстрее?)
- учись всю жизнь (век живи, век учись)
- нужно беречь время (делу время, потехе – час)
- береги свое здоровье (берегите платье снову, а здоровье – смолоду)
- не болтай (держи язык за зубами)
- не торопись, делай все аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю наспех)
- доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело)
Б. Переведите пословицы на русский язык
- сын леопарда – тоже леопард (Африка) /яблоко от яблони недалеко падает/
- верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
- бойся тихой реки, а не шумной (Греция) /в тихом омуте черти водятся/
- молчаливый рот – золотой рот (Германия) /слова – серебро, а молчание – золото/
- тот не заблудится, кто спрашивает (Финляндия) /язык до Киева доведет/
- ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) /обжегшись на молоке, дует на воду/
II. Конкурс «Расположи задачи в порядке возрастания»
В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю в игровой форме проанализировать эти задачи. Воспитателям предлагаются отдельные задачи и каждой подгруппе (2/4) называются возрастные группы. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.
III. Конкурс «Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»
Каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.
Методы и приемы ознакомления детей с литературой:
Словесный:
- чтение произведения,
- вопросы к детям по содержанию произведений,
- пересказ произведения,
- заучивание наизусть,
- выразительное чтение,
- беседа по произведению,
- прослушивание аудиозаписи.
Практический:
- элементы инсценировки,
- игры-драматизации,
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- использование разных видов театра,
- игровая деятельность.
Наглядный:
- показ иллюстраций, картинок, игрушек;
- элементы инсценировки,
- движение пальцами, руками;
- схемы,
- просмотр видеофильмов/диафильмов,
- оформление выставки.
IV. Конкурс детских стихов среди воспитателей и специалистов
Исходя из интересов наших воспитанников, мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Предлагаю устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца. Победителя будем выбирать все вместе.
V. Кроссворд «Развитие речи»
- Изложение прослушанного произведения (пересказ)
- Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование)
- Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
- Тип связной речи (диалог)
- Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
- Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
- Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
- Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
- Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи (рассуждение)
Команды по очереди называют угаданные слова.
Жюри подводит итоги.