Класс: 2.
Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала об особенностях данных групп животных, используя метод классификации, группировки.
Задачи:
Предметная задача:
- выявить характерные признаки птиц, млекопитающих, рыб, насекомых.
Метапредметные задачи:
- развивать умение выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства;
- учить самостоятельно добывать информацию и использовать ее для объяснения;
- развивать навыки коллективной деятельности, соблюдая условия работы в группах;
- формировать желание получать знания.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
- формировать способность к самооценке;
Регулятивные УУД:
- умение определять цель и задачу на уроке;
- планировать её реализацию в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться при работе в группе;
Познавательные УУД:
- учить осуществлять поиск нужной информации, используя жизненный опыт;
- проводить сравнение, классификацию, анализ объектов по заданным критериям.
Оборудование: учебник, рисунки животных, материалы для работы в группах, карточки для самопроверки.
Ход урока
Время | Действия учителя | Действия учеников | |||||||||||||||||||||
1. |
15 сек. |
– Поприветствуйте друг друга. |
Приветствие учениками друг друга по плечу, по лицу. |
||||||||||||||||||||
2. |
3 мин. 45 сек. |
– Подумайте: что такое природа? Как вы ее можете представить в виде схемы?
|
Дети на листочках записывают или зарисовывают схему, как они представляют что такое природа. |
||||||||||||||||||||
3. |
1 мин. |
Подумайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке? – Живые организмы, существа,питающееся, готовыми органическими соединениями. – Даже у самых маленьких есть мышцы, и, следовательно, они могут передвигаться – в поисках пищи, стремлении уйти от врагов. – Участвуют в биологическом круговороте веществ, а также в круговороте веществ планеты. – Тема урока: Животные (записываю на доске) |
– Животные. |
||||||||||||||||||||
4. |
7 мин. |
– Людям известно более 1 500 000 разных видов животных. – Как нам их все изучить на уроках окружающего мира? – В конвертах находятся изображения животных. Попробуйте разбить их на группы.
Варианты детей записываются на доске в виде таблицы. – Какой вывод можно сделать? – Тема урока: Животные. Группы животных. (записываю на доске) |
– Надо разбить на группы. 1 партнер раздает конверты с изображением животных. Дети разбивают их на группы.
1 вариант – хищные и растительноядные (по питанию) 2 вариант – домашние и дикие (по отношению к человеку) 3 вариант – птицы, млекопитающие, рыбы, насекомые (по внешнему строению) Вывод: животных можно разбить на группы по внешнему строению, по питанию, по отношению к человеку. Углубляемся, уточняем тему: Группы животных. |
||||||||||||||||||||
5. |
20 мин. |
– Как вы определяли группы? Какие признаки строения животных помогли вам определить группы? – Выполним работу на фрейере, выделите существенные и несущественные признаки групп животных
– Сделайте вывод. Тема урока: Животные. Группы животных. Отличительные признаки групп животных. (записываю на доске) |
– Находили отличия групп. Модель фрейер (рассмотрение понятия с разных сторон, запись обязательных и необязательных характеристик, примеров и антипримеров) См. приложение
1 группа – рассматривает обязательные и необязательные признаки птиц; 2 группа – рассматривает обязательные и необязательные признаки млекопитающих; 3 группа – рассматривает обязательные и необязательные признаки рыб; 4 группа – рассматривает обязательные и необязательные признаки насекомых; Каждая группа высказывает свое мнение по признакам. Вывод: у каждой группы есть свои отличительные признаки. Углубляемся, уточняем тему: Группы животных. Отличительные признаки групп животных. |
||||||||||||||||||||
6. |
6 мин. |
– Возьмите карточку с изображением животного. (человек, осьминог, черепаха, белый медведь, лиса, волк, белка, тигр, заяц, слон, пингвин, утка, синичка, страус, тетерев, журавль, ласточка, пчела, бабочка, жук-плавунец, муравей, комар, шмель, кузнечик, карась, сом, сельдь, сазан, акула, горбуша, лосось) – Определите к какой группе относится животное и встаньте в угол с данным названием группы. – Объединитесь в пары и докажите правильность выбора группы. Примечания: Специально при закреплении учитель вводит слова черепаха и осьминог. Те дети, которым попались эти животные, остаются в затруднении, т.к. на уроке рассматрива-лись только 4 группы животных, а данные животные не подходят по признакам не в одну группу. Возникает вопрос: в какую группу их определить? – Сделайте вывод. |
Ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ответа. Определяют к какой группе относится животное и встают в угол с данным названием группы. Объединяются в пары и доказывают правильность выбора группы. Млекопитающие – человек, белый медведь, лиса, волк, белка, тигр, заяц, слон Птицы – пингвин, утка, синичка, страус, тетерев, журавль, ласточка Рыбы – карась, сом, сельдь, сазан, акула, горбуша, лосось Насекомые – пчела, бабочка, жук-плавунец, муравей, комар, шмель, кузнечик ? – осьминог ? – черепаха Вывод: Существуют еще и другие группы животных. Надо узнать что это за группы. |
||||||||||||||||||||
7. |
2 мин. |
Рефлексия. |
Рассказывают в парах друг другу по схеме, чему научились:
|
||||||||||||||||||||
8. |
1 мин. |
Оценивание. |
Оцените свою работу на уроке по шкале |