Рабочая программа по математике. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Пояснительная записка.

Общая характеристика программы

Рабочая программа по математике 10-го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по геометрии к учебнику 10-11-х классов общеобразовательных школ А.В. Погорелова и авторской программы А.Г. Мордковича и др.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем общеобразовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая позволяет всем участникам общеобразовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

Общая характеристика учебного материала

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах, изучение новых видов числовых выражений и формул, совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка и развития логического мышления

Цели обучения

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, а также для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности (отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса).
  • интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

Содержание курса обучения

Числовые функции. Определение функции, способы её задания. Свойства функций. Обратная функция.

Тригонометрические функции. Знакомство с моделями «числовая окружность» и «числовая окружность на координатной плоскости».Синус и косинус как координаты точки числовой окружности. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента и связи между ними. Тригонометрические функции углового аргумента, радианная мера угла. Функции у=sinx, y=cosx, их свойства и графики. Формулы приведения. Периодичность функций у=sinx, y=cosx. сжатие и растяжение графиков функций. График гармонического колебания. Функции у=tgx, y=ctgx, их свойства и графики. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у=х.

Тригонометрические уравнения. Первое представление о решении тригонометрических уравнений и неравенств. Арккосинус и решение уравнения cos x=a. Арксинус и решение уравнения sin x=a. Арктангенс и решение уравнения tg x=a. Арккотангенс и решение уравнения ctg x=a. Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной. Однородные уравнения.

Преобразование тригонометрических выражений. Синус и косинус суммы и разности аргументов. Тангенс суммы и разности аргументов. Формулы двойного аргумента, формулы понижения степени. Формулы половинного угла. Преобразования сумм тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование выражения Asinx+Bcosx к выражению вида Csin(x+t). Преобразования простейших тригонометрических выражений.

Производная. Числовые последовательности (определение, параметры, свойства). Понятие предела последовательности (на наглядно-интуитивном уровне). Существование предела монотонной ограниченной последовательности (простейшие случаи вычисления пределов последовательности: длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей; вычисление суммы бесконечной геометрической прогрессии). Предел функции на бесконечности в точке. Понятие о непрерывности функции. Приращение аргумента, приращение функции. Определение производной, её геометрический и физический смысл. Алгоритм отыскания производной. Вычисление производных. Формулы и правила дифференцирования. Уравнение касательной к графику функции. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной. Применение производной к исследованию функций. Построение графиков функций Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.

Геометрия. Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трёх перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы и плоскости. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трём некомпланарным векторам.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту ив тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

Алгебра

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к справочным материалам и применяя простейшие вычислительные устройства.

Функции и графики

Учащиеся должны уметь:

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  • строить графики изученных функций;
  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функции;
  • находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики;
  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наименьшие и наибольшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.

Начала математического анализа

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на вычисление наибольших и наименьших значений, на нахождение скорости и ускорения.

 Уравнения и неравенства

Учащиеся должны уметь:

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств;
  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
  • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
  • анализа информации статистического характера.

Геометрия

В результате изучения курса

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • формулировки аксиом стереометрии, основные теоремы и их следствия;
  • возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
  • роль аксиоматики в геометрии.

Учащиеся должны уметь:

  • Соотносить плоские геометрические фигуры и трёхмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
  • Изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;
  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательное рассуждение при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
  • строить сечения многогранников.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисление длин и площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Место предмета

На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 175 часов за учебный год.

Тематическое планирование учебного материала

Тема Количество часов
 ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ (6 ч.)
  Определение числовой функции и способы её задания 2
  Свойства функции 2
  Обратная функция 1
  Контрольная работа по теме «Числовые функции» 1
АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ ПРОСТЕЙШИЕ СЛЕДСТВИЯ (7 ч.)
  Аксиомы стереометрии 1
  Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку. 1
  Пересечение прямой с плоскостью 1
  Существование плоскости, проходящей через три данные точки. Замечание к аксиоме Ι. 1
  Разбиение пространства на два полупространства. Решение задач. 2
  Контрольная работа по теме «Аксиомы стереометрии» 1
 ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧИСЛОВОГО И УГЛОВОГО АРГУМЕНТА (14 ч.)
  Числовая окружность 2
  Числовая окружность на координатной плоскости 2
  Синус и косинус. Тангенс и котангенс. 3
  Тригонометрические функции числового аргумента 2
  Тригонометрические функции углового аргумента 2
  Формулы приведения 2
  Зачет по теме «Формулы тригонометрии» 1
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ (8 ч.)
  Параллельные прямые в пространстве. 1
  Признак параллельности прямых. 3
  Признак параллельности прямой и плоскости 3
  Контрольная работа по теме «Параллельность прямой и плоскости» 1
СВОЙСТВА И ГРАФИКИ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (13 ч.)
  Функция у=sinx, её свойства и график 3
  Функция у=cosx, её свойства и график 2
  Периодичность функций у=sinx, y=cosx 1
  Преобразования графиков тригонометрических функций 3
  Функции y=tgx, у=ctgx, их свойства и графики 2
  Тренировочная работа в формате ЕГЭ 1
  Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции» 1
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПЛОСКОСТЕЙ (8 ч.)
  Признак параллельности плоскостей 2
  Существование плоскости, параллельной данной плоскости. 1
  Свойства параллельных плоскостей. 2
  Изображение пространственных фигур на плоскости. Решение задач. 2
  Контрольная работа по теме «Параллельность плоскостей». 1
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ (11 ч.)
  Арккосинус. Решение уравнения cos t=a 3
  Арксинус. Решение уравнения sin t=a 2
  Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg t=a, сtg t=a 1
  Тригонометрические уравнения 4
  Контрольная работа по теме «Тригонометрические уравнения» 1
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ, ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ (12 ч.)
  Перпендикулярность прямых в пространстве. 1
  Признак перпендикулярности прямой и плоскости. 4
  Построение перпендикулярной прямой и плоскости. 1
  Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Решение задач. 2
  Перпендикуляр и наклонная 1
  Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач. 2
  Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости» 1
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ (14 ч.)
  Синус и косинус суммы и разности аргументов 4
  Тангенс суммы и разности аргументов 2
  Контрольная работа по теме «Преобразование тригонометрических выражений» 1
  Формулы двойного аргумента 2
  Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения 2
  Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы 2
  Контрольная работа по теме «Основные формулы тригонометрии» 1
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПЛОСКОСТЕЙ (5 ч.)
  Признак перпендикулярности плоскостей. Решение задач 3
  Расстояние между скрещивающимися прямыми. 1
  Контрольная работа по теме «Перпендикулярность плоскостей» 1
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ (8 ч.)
  Предел последовательности 3
  Сумма бесконечной геометрической прогрессии 2
  Предел функции 3
ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ(7 ч.)
  Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. 1
  Координаты середины отрезка 1
  Простейшие задачи в координатах. Решение задач. 1
  Преобразование симметрии в пространстве. Движение в пространстве. 1
  Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур 1
  Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. 1
  Контрольная работа «Декартовы координаты. Угол между прямой и плоскостью» 1
ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДНОЙ. ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ (9 ч.)
  Определение производной 3
  Вычисление производных 5
  Контрольная работа по теме «Дифференцирование функций» 1
УГОЛ МЕЖДУ ПЛОСКОСТЯМИ. ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ (8 ч.)
  Угол между плоскостями. 1
  Углы между прямыми и плоскостями. Решение задач. 1
  Площадь ортогональной проекции многоугольника 1
  Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве 1
  Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Уравнение плоскости. 1
  Действия над векторами в пространстве. Решение задач. 2
  Контрольная работа по теме «Векторы в пространстве. Угол между плоскостями» 1
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ (17 ч.)
  Уравнение касательной к графику функции 2
  Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы 5
  Построение графиков функций 2
  Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин 7
  Контрольная работа по теме «Применение производной» 1
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (28 ч.)
  Повторение и обобщение изученного материала 26
  Контрольная работа № 8 (итоговая) 2
Итого 175

Учебное и учебно-методическое обеспечение.

  1. Программа. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / Авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, 2011.
  2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2013.
  3. Мордкович А.Г., Денищева Л.О., Корешкова Т.А., Мишустина Т.Г., Семенов П.В., Тульчинская Е.Е. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2013.
  4. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011.
  5. Глизбург В.И. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (базовый уровень). Контрольные работы / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
  6. Александрова Л.А. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Самостоятельные работы / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
  7. Рурукин А.Н., Хомутова Л.Ю., Чеканова О.Ю. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа: 10 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  8. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 10 класс / Сост. А.Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2011.
  9. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. ЕГЭ 2011-2014гг. Математика. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо.
  10. Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.  

Материально-техническое обеспечение

  1. Комплект инструментов для работы у доски.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Таблицы «Производная и её применение».
  5. Компакт-диск «Алгебра и начала анализа 10-11 кл.»
  6. Компакт-диск «Открытая Математика (Функции и графики)».
  7. Набор прозрачных геометрических тел с сечением (разборный).
  8. Набор-конструктор «Геометрические тела».
  9. Таблицы «Многогранники».
  10. Таблицы «Стереометрия».
  11. Фолии «Построение сечений многогранников».
  12. Компакт-диск «Открытая Математика (Стереометрия)».

Приложение