Пояснительная записка.
Общая характеристика программы
Рабочая программа по математике 10-го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по геометрии к учебнику 10-11-х классов общеобразовательных школ А.В. Погорелова и авторской программы А.Г. Мордковича и др.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем общеобразовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая позволяет всем участникам общеобразовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного материала
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах, изучение новых видов числовых выражений и формул, совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка и развития логического мышления
Цели обучения
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, а также для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности (отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса).
- интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Содержание курса обучения
Числовые функции. Определение функции, способы её задания. Свойства функций. Обратная функция.
Тригонометрические функции. Знакомство с моделями «числовая окружность» и «числовая окружность на координатной плоскости».Синус и косинус как координаты точки числовой окружности. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента и связи между ними. Тригонометрические функции углового аргумента, радианная мера угла. Функции у=sinx, y=cosx, их свойства и графики. Формулы приведения. Периодичность функций у=sinx, y=cosx. сжатие и растяжение графиков функций. График гармонического колебания. Функции у=tgx, y=ctgx, их свойства и графики. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у=х.
Тригонометрические уравнения. Первое представление о решении тригонометрических уравнений и неравенств. Арккосинус и решение уравнения cos x=a. Арксинус и решение уравнения sin x=a. Арктангенс и решение уравнения tg x=a. Арккотангенс и решение уравнения ctg x=a. Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной. Однородные уравнения.
Преобразование тригонометрических выражений. Синус и косинус суммы и разности аргументов. Тангенс суммы и разности аргументов. Формулы двойного аргумента, формулы понижения степени. Формулы половинного угла. Преобразования сумм тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование выражения Asinx+Bcosx к выражению вида Csin(x+t). Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Производная. Числовые последовательности (определение, параметры, свойства). Понятие предела последовательности (на наглядно-интуитивном уровне). Существование предела монотонной ограниченной последовательности (простейшие случаи вычисления пределов последовательности: длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей; вычисление суммы бесконечной геометрической прогрессии). Предел функции на бесконечности в точке. Понятие о непрерывности функции. Приращение аргумента, приращение функции. Определение производной, её геометрический и физический смысл. Алгоритм отыскания производной. Вычисление производных. Формулы и правила дифференцирования. Уравнение касательной к графику функции. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной. Применение производной к исследованию функций. Построение графиков функций Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
Геометрия. Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трёх перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы и плоскости. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трём некомпланарным векторам.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту ив тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
Учащиеся должны уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к справочным материалам и применяя простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Учащиеся должны уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функции;
- находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наименьшие и наибольшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на вычисление наибольших и наименьших значений, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
Учащиеся должны уметь:
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
Геометрия
В результате изучения курса
Учащиеся должны знать:
- основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
- формулировки аксиом стереометрии, основные теоремы и их следствия;
- возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- роль аксиоматики в геометрии.
Учащиеся должны уметь:
- Соотносить плоские геометрические фигуры и трёхмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- Изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;
- Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательное рассуждение при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- строить сечения многогранников.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисление длин и площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Место предмета
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 175 часов за учебный год.
Тематическое планирование учебного материала
№ | Тема | Количество часов |
ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ (6 ч.) | ||
Определение числовой функции и способы её задания | 2 | |
Свойства функции | 2 | |
Обратная функция | 1 | |
Контрольная работа по теме «Числовые функции» | 1 | |
АКСИОМЫ СТЕРЕОМЕТРИИ И ИХ ПРОСТЕЙШИЕ СЛЕДСТВИЯ (7 ч.) | ||
Аксиомы стереометрии | 1 | |
Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку. | 1 | |
Пересечение прямой с плоскостью | 1 | |
Существование плоскости, проходящей через три данные точки. Замечание к аксиоме Ι. | 1 | |
Разбиение пространства на два полупространства. Решение задач. | 2 | |
Контрольная работа по теме «Аксиомы стереометрии» | 1 | |
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧИСЛОВОГО И УГЛОВОГО АРГУМЕНТА (14 ч.) | ||
Числовая окружность | 2 | |
Числовая окружность на координатной плоскости | 2 | |
Синус и косинус. Тангенс и котангенс. | 3 | |
Тригонометрические функции числового аргумента | 2 | |
Тригонометрические функции углового аргумента | 2 | |
Формулы приведения | 2 | |
Зачет по теме «Формулы тригонометрии» | 1 | |
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ (8 ч.) | ||
Параллельные прямые в пространстве. | 1 | |
Признак параллельности прямых. | 3 | |
Признак параллельности прямой и плоскости | 3 | |
Контрольная работа по теме «Параллельность прямой и плоскости» | 1 | |
СВОЙСТВА И ГРАФИКИ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (13 ч.) | ||
Функция у=sinx, её свойства и график | 3 | |
Функция у=cosx, её свойства и график | 2 | |
Периодичность функций у=sinx, y=cosx | 1 | |
Преобразования графиков тригонометрических функций | 3 | |
Функции y=tgx, у=ctgx, их свойства и графики | 2 | |
Тренировочная работа в формате ЕГЭ | 1 | |
Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции» | 1 | |
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПЛОСКОСТЕЙ (8 ч.) | ||
Признак параллельности плоскостей | 2 | |
Существование плоскости, параллельной данной плоскости. | 1 | |
Свойства параллельных плоскостей. | 2 | |
Изображение пространственных фигур на плоскости. Решение задач. | 2 | |
Контрольная работа по теме «Параллельность плоскостей». | 1 | |
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ (11 ч.) | ||
Арккосинус. Решение уравнения cos t=a | 3 | |
Арксинус. Решение уравнения sin t=a | 2 | |
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg t=a, сtg t=a | 1 | |
Тригонометрические уравнения | 4 | |
Контрольная работа по теме «Тригонометрические уравнения» | 1 | |
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ, ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ (12 ч.) | ||
Перпендикулярность прямых в пространстве. | 1 | |
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 4 | |
Построение перпендикулярной прямой и плоскости. | 1 | |
Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Решение задач. | 2 | |
Перпендикуляр и наклонная | 1 | |
Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач. | 2 | |
Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | |
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ (14 ч.) | ||
Синус и косинус суммы и разности аргументов | 4 | |
Тангенс суммы и разности аргументов | 2 | |
Контрольная работа по теме «Преобразование тригонометрических выражений» | 1 | |
Формулы двойного аргумента | 2 | |
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения | 2 | |
Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы | 2 | |
Контрольная работа по теме «Основные формулы тригонометрии» | 1 | |
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПЛОСКОСТЕЙ (5 ч.) | ||
Признак перпендикулярности плоскостей. Решение задач | 3 | |
Расстояние между скрещивающимися прямыми. | 1 | |
Контрольная работа по теме «Перпендикулярность плоскостей» | 1 | |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ (8 ч.) | ||
Предел последовательности | 3 | |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 2 | |
Предел функции | 3 | |
ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ(7 ч.) | ||
Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. | 1 | |
Координаты середины отрезка | 1 | |
Простейшие задачи в координатах. Решение задач. | 1 | |
Преобразование симметрии в пространстве. Движение в пространстве. | 1 | |
Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур | 1 | |
Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | |
Контрольная работа «Декартовы координаты. Угол между прямой и плоскостью» | 1 | |
ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДНОЙ. ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ (9 ч.) | ||
Определение производной | 3 | |
Вычисление производных | 5 | |
Контрольная работа по теме «Дифференцирование функций» | 1 | |
УГОЛ МЕЖДУ ПЛОСКОСТЯМИ. ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ (8 ч.) | ||
Угол между плоскостями. | 1 | |
Углы между прямыми и плоскостями. Решение задач. | 1 | |
Площадь ортогональной проекции многоугольника | 1 | |
Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве | 1 | |
Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Уравнение плоскости. | 1 | |
Действия над векторами в пространстве. Решение задач. | 2 | |
Контрольная работа по теме «Векторы в пространстве. Угол между плоскостями» | 1 | |
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ (17 ч.) | ||
Уравнение касательной к графику функции | 2 | |
Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы | 5 | |
Построение графиков функций | 2 | |
Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин | 7 | |
Контрольная работа по теме «Применение производной» | 1 | |
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (28 ч.) | ||
Повторение и обобщение изученного материала | 26 | |
Контрольная работа № 8 (итоговая) | 2 | |
Итого | 175 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение.
- Программа. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / Авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, 2011.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2013.
- Мордкович А.Г., Денищева Л.О., Корешкова Т.А., Мишустина Т.Г., Семенов П.В., Тульчинская Е.Е. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2013.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011.
- Глизбург В.И. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (базовый уровень). Контрольные работы / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
- Александрова Л.А. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Самостоятельные работы / Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
- Рурукин А.Н., Хомутова Л.Ю., Чеканова О.Ю. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа: 10 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 10 класс / Сост. А.Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2011.
- Кочагин В.В., Кочагина М.Н. ЕГЭ 2011-2014гг. Математика. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо.
- Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Материально-техническое обеспечение
- Комплект инструментов для работы у доски.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Таблицы «Производная и её применение».
- Компакт-диск «Алгебра и начала анализа 10-11 кл.»
- Компакт-диск «Открытая Математика (Функции и графики)».
- Набор прозрачных геометрических тел с сечением (разборный).
- Набор-конструктор «Геометрические тела».
- Таблицы «Многогранники».
- Таблицы «Стереометрия».
- Фолии «Построение сечений многогранников».
- Компакт-диск «Открытая Математика (Стереометрия)».