Цели урока:
- образовательная – повторение и систематизация изученного материала по темам “Решение систем неравенств” и “Решение неравенств”;
- развивающая – формирование приемов логического мышления, умения анализировать; развитие интереса к предмету;
- воспитательная – воспитание ответственного отношения к учебному труду, умение преодолевать учебные трудности, учиться самоконтролю и взаимоконтролю.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: листы с основным теоретическим и практическим материалом; карточки с тестовыми заданиями; презентация, ноутбук
Ход урока
I. Организационный момент
(слайды 1-2)
Проверка готовности класса к работе. объяснение цели урока. Согласно высказывания Б.Паскаля: “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным”.
II. Работа с классом в форме путешествия по станциям с целью обобщения изученного материала и изучение нового материала
Станция Теоретическая. слайды 2-5) Девиз: “Без теории нет практики”.
1. Вспомним, что:
- Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы. Решить систему – значит найти все её решения или доказать, что решений нет.
2. Свойства, используемые при решении неравенств:
- Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство.
- Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то получится равносильное ему неравенство.
- При делении (умножении) на отрицательное число знак неравенства изменяется на противоположный.
3. Алгоритм решения систем неравенств
Чтобы решить систему неравенств, надо:
- решить каждое неравенство системы;
- изобразить решение каждого неравенства данной системы на одной числовой прямой;
- записать решение системы, используя скобки, в случаях, когда решением является отрезок, луч, интервал или полуинтервал (решение может быть записано с помощью простейшего неравенства);
- записать ответ.
Станция Разминка. (слайды 6-12)
Девиз: “Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые”.
Ребята самостоятельно разбираются в математических ситуациях, отвечая на вопросы (Блиц-опрос)
1. Найти все решения системы неравенств и записать ответ с помощью числового промежутка:
1)
Ответ: полуинтервал [-3,7; 5,1)
2)
Ответ: полуинтервал (3; 7,9]
3)
Ответ: отрезок [-3,5; 2,7]
4)
Ответ: луч (3; +∞)
2. Выбери числовой промежуток, являющийся решением системы неравенств
Ответ: (-3;3]
3. Выбери числовой промежуток, являющийся решением системы неравенств
Ответ: (-1; 3]
Какой промежуток соответствует неравенству х>2?
Ответ: Г
Какое неравенство соответствует данному числовому промежутку?
А: x<3;
Б: -1< х ≤ 3;
В: x≥1;
Г: –1≤x≤3.
Ответ: Б
Решите неравенство и укажите, на каком рисунке изображено множество его решений:
3х+4≥6х-5
Ответ: Г
Станция неизученных вопросов. Девиз: Смекай, думай, изображай, ответы писать не забывай. (Объяснение нового материала с помощью презентации (слайды 13-15) первый способ и с записью решения учителем при комментариях учащихся примера 5 на доске и в тетрадях второй способ решения двойных неравенств)
Физкультминутка для глаз.
- Рисуй глазами треугольник.
- Теперь его переверни
- Вершиной вниз.
- И вновь глазами
- Ты по периметру веди.
- Рисуй восьмерку вертикально.
- Ты головою не крути,
- А лишь глазами осторожно
- Ты вдоль по линиям води.
- И на бочок ее клади.
- Теперь следи горизонтально,
- И в центре ты остановись.
- Зажмурься крепко, не ленись.
- Глаза открываем мы, наконец.
- Зарядка окончилась.
- Ты молодец!
Станция Практическая. Девиз: Мы все люди – практики. Покажем свои деловые качества по применению теории на практике.
Решение двойных неравенств на слайде (16-17)
Решить №583(а,г) с контролем на доске и в тетрадях
Устное решение заданий на слайдах (18-23)
Решить двойное неравенство: -15< х-12< -13
-15 +12 <х< -13 + 12
-3 <х< -1
Ответ: Б(-3; -1)
Какой промежуток соответствует системе неравенств?
Ответ: Г
Какая система неравенств соответствует данному числовому промежутку?
Ответ: Б
Известно, что х [-3; 5). Какое из следующих неравенств соответствует этому?
Ответ: В
На каком рисунке изображено множество решений хϵ [2; ∞)?
Ответ: А
Какое наименьшее целое число является решением данной системы?
А: -6;
Б: - 8;
В: 6;
Г: 8.
Ответ: А
Какой промежуток является решением данной системы неравенств?
А: [-29;+∞]
Б: (-∞;-29];
В: (-29;+∞);
Г: (-∞;-29).
Ответ: В
Станция Конечная.
Подведение итогов урока. Выставление оценок
(слайды 24-28)
Домашнее задание: п. 34, 35, №892, подготовиться к контрольной работе
III. Рефлексия
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Моё настроение стало | лучше / хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Заключительное слово
“Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”
А.И. Маркушевич
Спасибо за работу! Успехов!