Партнерство с семьей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях развития системы образования в России, очевидно, что одним из факторов повышения качества дошкольного образования является социальное партнерство. Взаимодействие с социальными партерами с целью создания открытого образовательного пространства, эффективной организации образовательной деятельности, социализации детей, расширения их кругозора рассматривается в качестве актуального направления развития дошкольной образовательной организации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.

Социальное партнерство требует серьезного пересмотра педагогами и родителями своих позиций, отказа от взаимных обвинений и стереотипов во взаимоотношениях, готовности слышать друг друга, договариваться, продуктивно взаимодействовать в интересах ребенка, а главное — учиться быть равноправными партнерами.

Как говорит Р.Б. Стеркина, «Современный родитель чувствителен к личностно-ориентированному общению по отношению к своему ребенку и заинтересован в содержательной информации. Но, вместе с тем, он недоверчив и без должного уважения относится к системе дошкольного образования».

В соответствии с Профстандартом педагога воспитатель должен владеть умениями: выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

На основании выше сказанного сформулировали цель работы: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Социальное партнёрство должно выстраиваться на основе следующих принципов:

  • открытости, взаимопонимания и доверия;
  • считаться с родителями как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;
  • знать и учитывать личные качества родителей для формирования оптимальных социально-педагогических связей;
  • ценить в родителях компетентность, инициативу, ответственность;
  • развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в родительском коллективе;
  • поощрять личный вклад каждого родителя в дело детского сада.

С целью определения трудностей в вопросах воспитания детей, с выявлением интересов, возможностей родителей проводится анкетирование, что позволяет наиболее глубоко изучить интересующие темы по организации образовательного процесса детей, выявить возможности родителей для сотрудничества.

По результатам анкетирования педагоги ДОУ намечают дальнейшее взаимодействие с родителями. Это могут быть:

  • педагогические беседы, с целью обмена мнениями по предложенной теме, как педагога, так и родителями;
  • практикумы с целью эффективного расширения педагогических умений у родителей;
  • дни открытых дверей с целью ознакомления родителей с содержанием, организационными формами и методами воспитания и обучения в ДОУ;
  • семейные праздники;
  • семейные театры (как творческое объединение нескольких семей и педагогов);
  • семейный абонемент («Здравствуй, музыка!», «В гостях у художника»);
  • мастер-классы;
  • семейный календарь (создание буклетов, газет на различные темы: «Афоризмы о воспитании», «Воскресное путешествие по городу», «Творческие идеи для праздничного стола», «Декорирование поздравительных открыток», «Традиции и праздники в семье»);
  • обмен опыта семейного воспитания («Мама, папа и я спортивная семья», « Дошкольник и компьютер», «Газеты и журналы, комиксы для детей», «Воспитание патриотических чувств детей»)

В ходе встреч родители не только получают ответы на интересующие их вопросы, но и становятся участниками обсуждений, делятся своим опытом.

Почти в каждом мероприятии, организуемом в рамках сотрудничества ДОУ с социальными партнерами, родители воспитанников принимают самое активное участие, что также играет важную роль в повышении качества образования.

Для того чтобы сотрудничество с семьями носило системный характер, на базе группы можно создать клуб родителей. На встречах клуба рассматривать следующие темы:

  • «Счастливая семья» (Повышения уровня педагогических знаний родителей, в т.ч. в вопросах здорового образа жизни, культуры поведения детей)
  • «Безопасность наших детей» (воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения в быту, а так же во время прогулок)
  • «Семейный очаг» (пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и воспитанников)
  • «Поиграй-ка» (знакомство родителей с разнообразными видами игровой деятельности)
  • «Очумелые ручки» (пропаганда совместной продуктивной деятельности родителей и детей)

По итогам творческих мероприятий необходимо оформлять выставки, фотографии совместных работ.

Фотостенды отражают все основные интересные моменты, происходящие на встречах.

Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы ряда правил, необходимых для оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении:

  • обращение к родителям своих воспитанников только по имени отчеству;
  • проявление искреннего интереса к ним;
  • умение выслушать;
  • проявление доброжелательности.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Семья и детский сад — важнейшие институты воспитания, а их продуктивное взаимодействие — залог успешного развития и благополучия ребенка.

В нашей группе в рамках социального партнерства, по результатам анкетирования, были организованы и проведены следующие мероприятия.

Был проведён мастер-класс по аквагриму.

Аквагрим – уникальная техника, которая сочетает в себе искусство театрального грима, рисования акварельными красками и макияжа. Специфика рисования аквагрима похожа на рисование акварелью.

Самое интересное, что детям нравился не только конечный результат, но и сам процесс преображения, за которым они наблюдали с открытыми ртами, удивляясь, как под кистью оживают любимые сказочные персонажи, и с нетерпением ждали своей очереди.

На мастер-классе по хореографии дети знакомились с профессией хореограф. Хореограф работает с танцорами, чтобы придать их движениям завершенность, которая предстает перед зрителями в виде танцевального произведения.

Волонтёр группы – детский врач стоматолог познакомила детей с инструментами необходимыми для осмотра зубов, объяснила необходимость проверки зубов и их дальнейшего лечения.

В группе пишется:

  • «Дневник группы»
    Цель: рассказать родителям, о том, чем занимались дети в течение дня. В дневнике фиксируются успехи детей, наиболее интересные высказывания, необычные истории. Данная форма взаимодействия с семьями весьма эффективна, т.к. родители через информацию получают сведения об успехах и достижениях своего ребенка.

  • Фотоальбом «Летопись нашей группы»
    По фотографиям можно определить, что происходило в течение всего года в деятельности детей.

Так, благодаря семьям воспитанников воплощаются самые оригинальные идеи, постоянно осуществляется творческий процесс. Дошкольники осознают, что родители принимают участие в организации их уютной жизни в детском саду. В то же время у родителей появляется возможность больше узнать о своих детях, их интересах, достижениях трудностях.

Литература:

  • Журнал «Обруч» №2, 2012.
  • Журнал «Справочник Старшего воспитателя», из-во «МЦФЭР» №2, 2013.