Тип урока: открытие нового.
Цели:
- Формировать умение находить в словах букву звуки, знать, какой буквой они обозначаются; читать слова с этой буквой.
- Содействовать в приобретении навыков сознательного, правильного, беглого чтения.
- Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
Средства обучения: индивидуальные задания, компьютерная презентация, задания в учебнике
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, доска; учебник “Азбука” Н. Нечаева, по развивающей программе Занкова.
Ход урока
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Организационный момент. Психологический настрой. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
||
Проверка готовности к уроку. |
– Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. |
Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций. |
||
Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно.
Дети отвечают: – буквы – на заглавные и маленькие, на гласные и согласные – Писать названия городов, рек, фамилии и т. д. – а у о и э – л р м н
|
Сегодня на уроке много гостей и среди всех есть гость, который вам хорошо знаком. Отгадайте кто это?
– Буратино очень любит разные приключения. И вот однажды, путешествуя по лабиринту, СЛАЙД он где-то потерял свой золотой ключик. Просит вас ему помочь – отыскать его в лабиринте. Поможем? – В лабиринте много дверей, чтобы пройти, нужно все двери открывать. Выполняя задания, мы будем получать ключи от двери. Я думаю, что мы с вами справимся со всеми заданиями. – Итак, чтобы войти в лабиринт, нужно открыть первую дверь. СЛАЙД Первое задание: на доске буквы – а Л Р у о и э м Н й – Что вы видите? – Назовите их. – На какие группы можно разделить? – Зачем нужны заглавные буквы? – Назовите гласные. Докажите, что это гласные. – Назовите согласные. Вы справились с заданием, получили ключ, дверь открыли СЛАЙД. Идем дальше. Перед нами снова дверь. СЛАЙД слова, которые отвечают на вопросы кто? что? |
Познавательные УУД: Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД:
|
3. Постановка учебной задачи. Открытие детьми нового. Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока. |
||
Дети формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Отвечают на вопросы Все слова начинаются со звука, который обозначается одной и той же буквой Ответы детей Физминутка Двигаются под песню «Буратино» Соединяют слова и схему, которая подходит к этой схеме
Все слова начинаются на один и тот же звук буква обозначает согласный звук, звонкий верблюд, медведь, воробей и т.д |
СЛАЙД, на слайде картинки: баран, бегемот, бинокль, бублик, банка. Назовите предметы. На какие группы можно разделить эти предметы. На какой вопрос отвечают одушевленные предметы? Неодушевленные? Как в русском языке называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? – Назову предметы еще раз . Что заметили? Кто знает, что это за буква? Правильно –это буква Б. (На доску) Над чем будем работать на уроке. А что вы можете рассказать об этой букве? Во всех ли словах первый звук произносится одинаково? А от чего это зависит? Звук [б] [б] может прятаться не только в начале слова, но и в середине, в конце слова. Молодцы! Получили ключик, открыли дверь, но ключик Буратино мы пока не нашли. Идем дальше. А чтобы нам было веселее, пойдем под музыку. Повторяйте за мной. А вот и следующая дверь. Следующее задание выполняем в учебнике. Здесь есть буква, с которой мы познакомились сегодня. Подчеркните ее простым карандашом. А сейчас вы будете работать в парах. Вспомним правило, как работать в парах. Справа видите рисунок, вам нужно будет найти слова в которых спрятался звук [б],[б], простым карандашом соединить рисунок в слове которого спрятался звук б и схему, которая к нему подходит. Проверяем. Назовите все звуки в первой схеме, во второй. Получаем ключ. Идем дальше, ключик Буратино еще не найден. Подходим к следующей двери. И видим задание. Что это? Прочитаем ее. Что получили? Докажите, что это предложение. А если в конце предложения поставим ?! Когда так говорят? Что интересного заметили в этом предложении. Давайте проверим. Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? Правильно. И это еще одна буква, с которой мы сегодня познакомимся. Что можете сказать об этой букве? Появился ключ. Значит, с заданием мы справились. Буратино немного расстроен, что его ключик не найден, но он радуется, что вместе с нами открывает новые знания. Новая дверь, новое задание в учебнике. На рисунке в учебнике найдите слова, в которых спрятался звук [в] [в] В. Молодцы, ключик появился, дверь открылась. Идем дальше. |
Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Познавательные УУД : Самостоятельное формулирование познавательной цели. Познавательные УУД : Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; |
5. Первичное закрепление. Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им. |
||
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Дети читают, отвечают на вопросы учителя. |
Упражнения в чтении слов, предложений с буквами "б" и "в" Открыли учебники на с. 39 Задание в учебнике. Написаны буквы, с которыми мы познакомились, рядом карандаш, какое задание нужно выполнить? Написаны слова по строчкам. Девочки поставят пальчик на первое слово в первой строчке, мальчики – на вторую строчку и тихо, как пчелки прочитают. А теперь прочитаем хором. Здорово. И с этим заданием вы справились. Открылась последняя дверь и вот он, ключик, который потерял Буратино. |
Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Работа с учебником. Познавательные УУД |
6. Рефлексия деятельности (2-3 мин.). Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. |
||
Оценивают работу, высказывают своё мнение. |
Какое замечательное путешествие! Мы повторили то, что узнали раньше, мы открыли новые знания. Что нового вы узнали на уроке? Какое задание понравилось? Буратино получил свой ключик, которым откроет дверь в мир театра, а вы на протяжении всего урока получали ключики, которые вели вас в страну Знаний. А еще у вас на столах у всех есть разноцветные ключи. Тот, из вас, кому на уроке все было понятно, не было затруднений, повесит на доску зеленый ключик. Тот, у кого были затруднения, повесит на доску желтый ключик. А тот, кому было трудно, не все понятно – голубой. |
Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Личностные УУД: Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок? |