Урок обучения грамоте по теме "Звуки [б], [б'], [в], [в'], буквы Бб, Вв"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие нового.

Цели:

  • Формировать умение находить в словах букву звуки, знать, какой буквой они обозначаются; читать слова с этой буквой.
  • Содействовать в приобретении навыков сознательного, правильного, беглого чтения.
  • Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Средства обучения: индивидуальные задания, компьютерная презентация, задания в учебнике

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, доска; учебник “Азбука” Н. Нечаева, по развивающей программе Занкова.

Ход урока

Деятельность учащихся Деятельность учителя Методический комментарий

1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Организационный момент. Психологический настрой.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проверка готовности к уроку.

– Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

– Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других.

Личностные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций.

Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают:

– буквы

– на заглавные и маленькие, на гласные и согласные

– Писать названия городов, рек, фамилии и т. д.

– а у о и э

– л р м н

 

 

Сегодня на уроке много гостей и среди всех есть гость, который вам хорошо знаком. Отгадайте кто это?

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник
Любимец взрослых и детей
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут,
Скажите, как его зовут?
Правильно – это Буратино. (СЛАЙД).

– Буратино очень любит разные приключения. И вот однажды, путешествуя по лабиринту, СЛАЙД он где-то потерял свой золотой ключик. Просит вас ему помочь – отыскать его в лабиринте. Поможем?

– В лабиринте много дверей, чтобы пройти, нужно все двери открывать. Выполняя задания, мы будем получать ключи от двери. Я думаю, что мы с вами справимся со всеми заданиями.

– Итак, чтобы войти в лабиринт, нужно открыть первую дверь. СЛАЙД

Первое задание: на доске буквы – а Л Р у о и э м Н й

– Что вы видите?

– Назовите их.

– На какие группы можно разделить?

– Зачем нужны заглавные буквы?

– Назовите гласные. Докажите, что это гласные.

– Назовите согласные.

Вы справились с заданием, получили ключ, дверь открыли СЛАЙД. Идем дальше. Перед нами снова дверь. СЛАЙД

слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Познавательные УУД: Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умение слушать и понимать других;
  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Постановка учебной задачи. Открытие детьми нового.

Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока.

Дети формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Отвечают на вопросы

Все слова начинаются со звука, который обозначается одной и той же буквой

Ответы детей

Физминутка Двигаются под песню «Буратино»

Соединяют слова и схему, которая подходит к этой схеме

  • пиктограмма
  • предложение
  • предложение имеет смысл

Все слова начинаются на один и тот же звук

буква обозначает согласный звук, звонкий

верблюд, медведь, воробей и т.д

СЛАЙД, на слайде картинки: баран, бегемот, бинокль, бублик, банка. Назовите предметы. На какие группы можно разделить эти предметы. На какой вопрос отвечают одушевленные предметы? Неодушевленные? Как в русском языке называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

– Назову предметы еще раз . Что заметили? Кто знает, что это за буква? Правильно –это буква Б. (На доску) Над чем будем работать на уроке. А что вы можете рассказать об этой букве? Во всех ли словах первый звук произносится одинаково? А от чего это зависит? Звук [б] [б] может прятаться не только в начале слова, но и в середине, в конце слова. Молодцы! Получили ключик, открыли дверь, но ключик Буратино мы пока не нашли. Идем дальше. А чтобы нам было веселее, пойдем под музыку. Повторяйте за мной.

А вот и следующая дверь. Следующее задание выполняем в учебнике. Здесь есть буква, с которой мы познакомились сегодня. Подчеркните ее простым карандашом.

А сейчас вы будете работать в парах. Вспомним правило, как работать в парах. Справа видите рисунок, вам нужно будет найти слова в которых спрятался звук [б],[б], простым карандашом соединить рисунок в слове которого спрятался звук б и схему, которая к нему подходит. Проверяем. Назовите все звуки в первой схеме, во второй. Получаем ключ. Идем дальше, ключик Буратино еще не найден.

Подходим к следующей двери. И видим задание. Что это? Прочитаем ее. Что получили? Докажите, что это предложение. А если в конце предложения поставим ?! Когда так говорят? Что интересного заметили в этом предложении. Давайте проверим. Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? Правильно.

И это еще одна буква, с которой мы сегодня познакомимся. Что можете сказать об этой букве? Появился ключ. Значит, с заданием мы справились. Буратино немного расстроен, что его ключик не найден, но он радуется, что вместе с нами открывает новые знания.

Новая дверь, новое задание в учебнике. На рисунке в учебнике найдите слова, в которых спрятался звук [в] [в] В. Молодцы, ключик появился, дверь открылась. Идем дальше.

Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала.

Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Познавательные УУД : Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД : Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах;

5. Первичное закрепление. 

Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Дети читают, отвечают на вопросы учителя.

Упражнения в чтении слов, предложений с буквами "б" и "в"

Открыли учебники на с. 39

Задание в учебнике. Написаны буквы, с которыми мы познакомились, рядом карандаш, какое задание нужно выполнить? Написаны слова по строчкам. Девочки поставят пальчик на первое слово в первой строчке, мальчики – на вторую строчку и тихо, как пчелки прочитают. А теперь прочитаем хором. Здорово. И с этим заданием вы справились. Открылась последняя дверь и вот он, ключик, который потерял Буратино.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Работа с учебником.

Познавательные УУД

6. Рефлексия деятельности (2-3 мин.).

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Оценивают работу, высказывают своё мнение.

Какое замечательное путешествие! Мы повторили то, что узнали раньше, мы открыли новые знания. Что нового вы узнали на уроке? Какое задание понравилось? Буратино получил свой ключик, которым откроет дверь в мир театра, а вы на протяжении всего урока получали ключики, которые вели вас в страну Знаний. А еще у вас на столах у всех есть разноцветные ключи. Тот, из вас, кому на уроке все было понятно, не было затруднений, повесит на доску зеленый ключик. Тот, у кого были затруднения, повесит на доску желтый ключик. А тот, кому было трудно, не все понятно – голубой.

Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Личностные УУД: Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?