Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении для воспитанников с нарушением зрения выступает не только важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, но и частью коррекционно-развивающего пространства. Навыки, формируемые на данной ступени, обеспечивают как дальнейшее развитие ребенка, так и компенсацию вторичных отклонений в его развитии.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению, включающая нетрадиционные формы обучения и воспитания: игры, соревнования, театрализованные и компьютерные уроки, конкурсы, уроки с групповыми формами работы и др.
Программа направлена на:
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка с нарушением зрения в школе;
- оптимизацию учебной нагрузки обучающихся;
- оказание помощи обучающемуся с нарушением зрения в социализации;
- компенсацию вторичных отклонении в развитии учащихся в системе коррекционной работы школы.
Цель программы. Создание условий для восприятия ребенком с особыми образовательными потребностями окружающего мира посредством декоративно-творческой деятельности, создание условий для раскрытия творческого потенциала.
Задачи программы:
- Способствовать индивидуальному развитию ребёнка в декоративно-творческой деятельности.
- Организовать доступную детям с нарушением зрения среду для овладения знаниями, умениями, навыками практической деятельности и их реализации.
- Способствовать развитию опыта творческой деятельности.
- Расширять кругозор учащихся о культуре и традициях народов России.
- Воспитывать культуру общения во внеурочной деятельности, формировать навыки коллективной работы.
Программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные УУД:
- адекватное отношение собственному дефекту;
- положительное отношение к школе;
- учебно-познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
- освоение основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять учебную задачу;
- умение отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- адекватно воспринимать оценку своих творческих работ.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
- поводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникационных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
Психологическое обеспечение программы:
- создание психологически комфортной, доброжелательной обстановки;
- создание «ситуации успеха»;
- оценивание любого, даже малейшего достижения учащегося.
Особенностью данной программы является коррекционная направленность занятий:
- создание равных возможностей учащимся для реализации творческого потенциала;
- учет офтальмоэргономических требований и рекомендаций психолога;
- подбор материала для организации занятий с учетом особенностей и возможностей обучающихся с нарушением зрения.
Краткая характеристика программы
Программа ВУД «Ступеньки к творчеству» направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении знаний и умений о приемах и техниках работы с материалами и инструментами (глина, бумага и картон, бисер и проволока, ткань, нитки, различные материалы), изготовление декоративно – художественных изделий, декоративное оформление готовых изделий, участие в индивидуальных, групповых проектах, работу с дополнительными источниками информации с целью расширения знаний о видах декоративно – прикладного искусства.
1 КЛАСС 66 ч.
Вводное занятие (1 ч.)
Правила техники безопасности во время занятий. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.
Работа с пластичными материалами (10 ч.)
Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работы с пластилином. Техника смешивания пластилина для получения другого цвета.
Пластилиновая живопись. Выполнение плоскостных изображений (аппликаций, лепных картин) из пластилина. Выполнение лепной картин с использованием трафаретной технологии. Посещение выставок творческих работ. Лепка из теста. Знакомство с техникой тестопластики.
Работа с бумагой и картоном (14 ч.)
История появления бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги. Способы изготовления аппликации из готовых деталей, торцевание, оригами. Способы декоративного оформления готовых работ. Правила техники безопасности. Посещение выставки творческих работ.
Темы для бесед: «Как появилась бумага?»
Работа с природным материалом (8 ч.)
Знакомство с правилами сбора природного материала. Выполнение изделий из сухих листьев, желудей, шишек, веток, семян. Соединение деталей. Инструменты и приспособления для работы. Экскурсия в парк.
Тема для беседы: «Что значит «охранять природу»?».
Бисероплетение (8 ч.) (В 1-2 классе учащиеся работают только с бусами.)
Знакомство с основными технологическими приемами нанизывания бус на проволоку. Чередование по цвету, форме, размеру. Экскурсия в школьную швейную мастерскую.
Тема для беседы: «Способы декоративной отделки одежды»
Работа с нитками (6 ч.)
Виды ниток, их свойства, назначение. Выполнение из ниток игрушек, кукол. Приём оплетения нитками картонного силуэта. Особенности построения композиции.
Темы для беседы: «История появления куклы», «Как делают нитки?»
Работа с различными материалами (12 ч.)
Определение свойств материалов. Способы соединения деталей. Аппликации и объемные изделия из конфетных обёрток, коробок, пуговиц, ваты, пластиковых бутылок, старых перчаток. Использование бросового материала в изготовлении поделок. Экскурсия по улицам города.
Тема для беседы: «Что такое «экология»?»
Работа с тканью (7 ч.)
Ткань, ее виды, свойства, история появления. Техника выполнения бахромы продергиванием ниток. Способы разметки и раскроя ткани. Аппликация из ткани. Разметка деталей аппликации с помощью шаблона.
Тема для беседы: «Как появилась ткань?»
2 КЛАСС 66 ч.
Вводное занятие (1 ч.)
Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.
Работа с пластичными материалами (8 ч.)
Свойства и применение пластилина. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работы с пластилином.
Выполнение плоскостных изображений (аппликаций, лепных картин) из пластилина. Выполнение объемных изделий из пластилина. Посещение выставок творческих работ. Разучивание стихов и пословиц. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства.
Лепка из теста. Выполнение плоскостных и объемных изделий из теста. Способы декоративного оформления готовых изделий (роспись).
Работа с бумагой и картоном (14 ч.)
Бумага, виды бумаги, её свойства, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги и картона. Способы изготовления аппликации, торцевание, оригами. Способы изготовления объёмных изделий из бумаги и картона.
Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Разучивание стихов и пословиц. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Посещение выставки творческих работ.
Тема для беседы: «Для чего нужна бумага?»
Работа с природным материалом (8 ч.)
Правила сбора природного материала. Выполнение изделий из сухих листьев, желудей, шишек, веток, семян. Соединение деталей с помощью пластилина, клея. Инструменты и приспособления для работы. Разучивание стихов и пословиц. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Экскурсия на цветник.
Тема для беседы: «Флористика»
Бисероплетение (8 ч.) (В 1-2 классе учащиеся работают только с бусами.)
Знакомство с основными технологическими приемами нанизывания бус на проволоку. Чередование по цвету, форме, размеру. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.
Тема для беседы: «История женских украшений»
Работа с нитками (8 ч.)
Виды ниток, их свойства, назначение. Выполнение из ниток верёвок, косичек, игрушек, кукол, небольших панно. Особенности построения композиции. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.
Тема для беседы: «Что такое «композиция»?»
Работа с различными материалами (10 ч.)
Использование свойств различных материалов. Способы соединения деталей. Аппликации и объемные изделия из коробок, пуговиц, ваты, пластиковых бутылок, старых перчаток. Использование бросового материала в изготовлении поделок. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.
Тема для беседы: «Вторая жизнь вещей»
Работа с тканью (9 ч.)
Ткань, ее виды, свойства. Технология выполнения швов «вперёд иголку», «за иголку». Способы разметки и раскроя ткани. Аппликация из ткани. Разметка деталей изделия с помощью шаблона или выкройки.
Тема для беседы: «Ткани из растений»
3 КЛАСС 66 ч.
Вводное занятие (1 ч.)
Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.
Работа с пластичными материалами (6 ч.)
Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работы с пластилином.
Выполнение плоскостных изображений (лепных картин) из пластилина. Выполнение объемных изделий из пластилина. Посещение выставок творческих работ Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Глина, её свойства. Выполнение объёмных изделий из глины. Способы декоративного оформления готовых изделий (роспись).
Работа с бумагой и картоном (14 ч.)
Бумага, виды бумаги, её свойства, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги и картона. Способы изготовления аппликации, торцевание, оригами. Способы изготовления объёмных изделий из бумаги и картона.
Изготовление декоративно – художественных изделий. Проектные работы.
Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Правила техники безопасности. Посещение выставки творческих работ.
Тема для беседы: «Папье-маше»
Работа с природным материалом (7 ч.)
Правила сбора природного материала. Выполнение изделий из сухих листьев, желудей, шишек, веток, семян. Соединение деталей. Инструменты и приспособления для работы. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.
Тема для беседы: «Икебана»
Бисероплетение (8 ч.)
Знакомство с основными технологическими приемами бисероплетения Выполнение простых по изготовлению изделий: фигурок животных, браслетов. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Проектные работы: индивидуальные и групповые. Экскурсия кабинет обслуживающего труда
Тема для беседы: «Вышивка бисером»
Работа с нитками (10 ч.)
Виды вязальных ниток, их свойства, назначение. Выполнение из ниток верёвок, косичек. Проектные работы: выполнение панно из плетёных верёвок и косичек. Особенности построения композиции. Основы вязания на спицах. Приёмы набора петель. Техника лицевых и изнаночных петель. Инструменты и приспособления для вязания.
Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.
Тема для беседы: «Вязание на спицах»
Работа с различными материалами (10 ч.)
Использование свойств различных материалов. Моделирование изделий из различных материалов. Объемные изделия из коробок, меха, ваты, пластиковых бутылок: подставка для карандашей, панно, ваза с цветами, мягкие игрушки и др. Использование бросового материала в изготовлении поделок. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Проектные работы.
Тема для беседы: «Изделия из автомобильных покрышек»
Работа с тканью (10 ч.)
Ткань, ее виды, свойства. Технология выполнения швов «вперёд иголку», «назад иголку», «обмёточный». Способы разметки и раскроя ткани. Выполнение простых по изготовлению изделий и мягких игрушек из ткани: «Мышка», «Гном». Проектные работы.
Основы вышивки: стебельчатый и тамбурный швы. Оформление готовых изделий вышивкой. Инструменты и приспособления для вышивки. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства.
Тема для беседы: «И дивный видится узор… Вышивка»
4 КЛАСС 66 ч.
Вводное занятие (1 ч.)
Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.
Работа с пластичными материалами (6 ч.)
Глина, её свойства. Выполнение объёмных изделий из глины. Способы декоративного оформления готовых изделий (роспись).
Материалы и приспособления, применяемые при работе глиной. Разнообразие техник работы с глиной.
Посещение выставок творческих работ. Знакомство с народной игрушкой из глины. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.
Тема для беседы: «Народная игрушка из глины»
Работа с бумагой и картоном (16 ч.)
Бумага, виды бумаги, её свойства, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги и картона. Архитектурное моделирование из бумаги и картона. Проектные работы.
Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Темы для беседы: «Архитектура»
Работа с природным материалом (5 ч.)
Правила сбора природного материала. Выполнение изделий камней, ракушек, желудей, шишек. Соединение деталей клея. Инструменты и приспособления для работы. Выполнение панно. Проектная деятельность. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Тема для беседы: «Мозаика»
Бисероплетение (6 ч.)
Знакомство с основными технологическими приемами бисероплетения Выполнение изделий из бисера. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Проектные работы: индивидуальные и групповые. Экскурсия в музей Лаишевского края.
Тема для беседы: «Татарская национальная одежда»
Работа с нитками (10 ч.)
Виды вязальных ниток, их свойства, назначение. Основы вязания на спицах. Инструменты и приспособления для вязания спицами. Основы вязания крючком. Инструменты для вязания крючком. Выполнение простых изделий: прихватка, шарф для куклы. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.
Тема для беседы: «Трикотаж»
Работа с различными материалами (12 ч.)
Использование свойств различных материалов. Моделирование изделий из различных материалов. Объемные изделия из коробок, баночек из-под кофе, пластиковых бутылок, старой одежды, меха: карандашница, мягкая игрушка, игольница и др. Использование бросового материала в изготовлении поделок. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Проектные работы.
Работа с тканью (10 ч.)
Ткань, ее виды, свойства. Технология выполнения швов «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный шов». Способы разметки и раскроя ткани. Выполнение салфеток, прихваток, мягких игрушек из ткани. Проектные работы.
Техника вышивки крестиком. Оформление готовых изделий вышивкой. Инструменты и приспособления для вышивки.
Тема для беседы: «Лоскутное шитьё».
Список литературы:
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно-методическое пособие/С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).