Внеклассное мероприятие "Буратино в царстве математики". 5–6-е классы

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль

Внеклассное мероприятие я хочу начать с притчи.

Однажды добрый человек беседовал с богом и спросил его:
– Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.
Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь. Там был громадный круглый стол на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными.
Все они выглядели умирающими от голода.У всех их были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.
Добрый человек был потрясен видом их несчастья. Господь сказал: “Это Ад» Господь отворил вторую дверь. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей.
Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Добрый человек сказал господу: Я не понимаю”.
– Это просто, – ответил ему Бог, “Эти научились кормить друг друга».

Вопрос: А почему они отличаются от первых?

– Они ищут выход из ситуации, у них появилось нестандартное решение.

Эта притча с другой стороны иллюстрирует суть всей системы обучающих структур, основное назначение которой – добывание нашими учениками знаний и стремление делиться своими знаниями с другими.

Описание работы: игра предназначена для учителей математики в 5-6-х классах. Логическую игру «Буратино в Царстве Математики» можно использовать на внеклассных занятиях по математике в 5-6-х классах или на декаде математики для 5-6-х классов с целью совершенствования знаний по математике, а также для повышения интереса учащихся к изучению данного предмета.

Цели:

  • развитие логического мышления, умения работать в команде;
  • воспитание инициативы, ответственности;
  • углубление знаний по математике.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Необходимый материал для проведения игры: необходимо распечатать тексты логических задач и рисунок головоломки, на каждую команду. Для решения задач понадобятся чистые листы бумаги, ручки и карандаши. Данную игру лучше всего представить в виде презентации для большей наглядности и красочности.

Правила игры: участники игры (ученики 5-го или 6-го класса) разбиваются на две команды. В игре пять испытаний и финал. В каждом испытании одна логическая задача, за правильное решение которой команда получает 5 грошей («гроши» – так называются очки в игре), если задача решена на половину, то команда получает 2 грошика если задача не решена, то команда получает 0 грошиков. В финале игры командам необходимо будет решить головоломку, за правильное решение которой команда получает 10 грошей, за неправильное решение или ее отсутствие команда получает 0 грошей. После финала учитель подсчитывает набранные командами грошики, команда, которая набрала большее количество грошиков, считается победителем логической игры «Буратино в Царстве Математики».

Ход игры

Начало игры

Учитель читает «историю игры» о том, как Буратино попал в Царство Математики.

«Однажды Буратино решил узнать, что же такое МАТЕМАТИКА. Он долго сидел и изучал различные книги по математики, но так ничего и не понял. Засидевшись однажды допоздна, он уснул прямо на книгах по математике. И ему приснился удивительный сон, будто он попал в Царство Математики.
Вокруг цвели сады, пели песни птицы, ярко светило солнышко. Буратино шел по зеленной траве и удивлялся, как же здесь было все красиво. Кругом царил строгий порядок.
Его встретила сама Царица Математика. Буратино было стыдно, что он ничего не знает. Тогда Царица Математика сказала:
– Я помогу тебе, не печалься. Мои верные помощники: Число, Дробь, Уравнение и Задача всему тебя научат.
И действительно очень скоро Буратино научился складывать, вычитать, умножать и делить, решать задачи и уравнения. Оказалось, что не все так сложно, как выглядело на первый взгляд.
Однажды прогуливаясь по саду, Буратино вновь встретил Царицу Математику, и та сказала ему:
– Теперь ты знаешь достаточно, чтобы отправиться домой. Вот эта дорожка из зеленного кирпича приведет тебя домой. Но будь осторожен, на твоем пути могут встретиться испытания: простые и сложные. Но помни: «Не все так сложно, как кажется на первый взгляд!»
Буратино поблагодарил Царицу Математику и вприпрыжку поскакал по дорожке из зеленого кирпича… Помогите Буратино вернуться домой…»

I испытание: «Задача старика Хоттабыча»

Учитель:

Шел-шел Буратино как вдруг дорожка закончилась и перед ним оказался огромный овраг, который никак не обойти и не перепрыгнуть. Огляделся Буратино по сторонам и увидел неподалеку яблоню, в тени которой сидел старик Хоттабыч и жевал сочные красные яблоки.
– Здравствуйте, – сказал Буратино.
– Здравствуй, – ответил старик Хоттабыч.
– Вы не подскажите, как мне перебраться на другую сторону оврага? – Спросил Буратино.
– Я помогу тебе, но для начала реши следующую задачу:

«Маша упросила медведя отнести бабушке с дедушкой пироги. Девочка весит 20 килограмм, каждый пирог – полкилограмма. Сколько пирогов надо вынуть Маше из короба, чтобы медведь не заметил разницы в весе, Когда он понесет короб с девочкой бабушке и дедушке? (Слушают ответ)

Учитель:

– Молодец. – Отщипнул старик Хоттабыч от свой бороды волос, что-то пробормотал себе под нос, и появился широкий мост через овраг.
Засмеялся Буратино и побежал скорее к мосту.

II испытание: «Задача Золотой Рыбки»

Учитель:

Идет Буратино дальше и вот опять дорожка закончилась и перед ним речка полноводная и другого берега не видно. Смотрит деревянный человечек, как вдруг из воды вынырнула Золотая Рыбка и к нему плывет:
– Здравствуйте, – сказал Буратино.
– Здравствуй, – ответила Золотая Рыбка.
– Не подскажите, как перебраться через реку? – Спросил Буратино.
– Я помогу тебе, но для начала реши следующую задачу:

«Чебурашка устроился на работу в магазин: проверять хорошие ли апельсины привозят из Африки. Он открывает ящик и съедает каждый сотый апельсин. Если они хорошие, то их продают, а если плохие – выбрасывают. Чебурашка открыл 5 ящиков по 60 апельсинов. Сколько апельсинов он съел?»

За правильное решение задачи команда получает 5 грошиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 гроша, если задача не решена, то команда получает 0 грошиков.

Учитель:

– Молодец. – Хлопнула Золотая Рыбка хвостом по воде и появилась лодка.
Залез Буратино в лодку и поплыл через речку на другой берег.

III испытание: «Задача Серого Волка»

Учитель:

Вышел Буратино на берег и побежал по дорожке из зеленного кирпича дальше. А дорожка эта свернула в густой лес. Бежал-бежал Буратино по лесу, как вдруг из-за кустов выпрыгнул Серый Волк.
– Ага, – говорит Серый Волк. – Не пущу тебя я. Если решишь мою задачку, то пойдешь своей дорогой, а нет, то я тебя сожгу.

«Винни-Пух купил себе на день рождение 12 банок варенья и пригласил в гости Пяточка. Известно, что Пяточек ест варенье в 2 раза медленнее, чем Винни-Пух. Через 2 часа все варенье было съедено. Сколько банок варенья съел Пяточек за это время?»

За правильное решение задачи команда получает 5 грошиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 грошика, если задача не решена, то команда получает 0 грошиков.

Решение задачи (ответ): Пусть х скорость Пяточка, тогда скорость Винни-Пуха – 2х. Получаем уравнение: 2х + 4х = 12. Отсюда, х = 2 – скорость Пяточка и получается за это время он съел 4 банки варенья.

Учитель:

– Молодец. – Недовольно буркнул Серый Волк и снова скрылся в лесу.

IV испытание: «Задача Бабы-Яги»

Учитель:

Шел-шел Буратино, и привела его дорожка из зеленого кирпича к топкому болоту, на котором стояла избушка Бабы-Яги.
– Здравствуй, добрый молодец. Заходи гостем будешь. – Пригласила Баба-Яга Буратино к себе в избушку.
– Спасибо, но мне идти надо. Не подскажите дорогу? – Ответил Буратино.
– Подскажу. – Ехидно улыбнулась Баба-Яга. – Но сначала решика мне задачку, милок.

«Иванушка и коварная Принцесса».
– Задаю тебе последнюю задачу, – сказала принцесса Иванушке, – найди единственно верный путь из этой комнаты в наш зимний сад и сорви для меня самую красивую розу. Из этой комнаты ты пройдешь через левую, или правую, или среднюю дверь во вторую комнату; такие же три вида дверей будут перед тобой при переходе из второй комнаты в третью и из третьей – в сад.
– Учти мои советы, – продолжала принцесса, – первый: из этого зала пройди через правую дверь; второй: из второй комнаты – не через правую дверь, и третий совет: из третьей – не через левую дверь. Иванушка знал, что обычно из трех советов принцессы ровно два указывают ложное направление, кроме того, служанка принцессы успела шепнуть ему, что надо обязательно пройти через дверь каждого вида по одному разу.
Как и полагается в сказке, принес Иванушка розу и был вознагражден. Какой же маршрут оказался единственно верным?»

За правильное решение задачи команда получает 5 грошиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 гроша, если задача не решена, то команда получает 0 грошей.

Решение задачи (ответ): Сначала Иванушка прошел через левую дверь, из второй комнаты – через правую, а из третьей – через среднюю дверь.

Учитель:

– Молодец. Вот тебе клубочек, он выведет тебя из болота. – Сказала Баба-Яга и дала Буратино волшебный клубочек ниток.

V испытание: «Задача Змея Горыныча»

Учитель:

Вывел его клубочек из болота и из леса и очутился Буратино на поле, где ромашек было видимо-невидимо. А лежал на этом поле, вдыхая аромат цветов, Змей Горыныч.Посмотрел Буратино, а дорожка из зеленого кирпича закончилась. Подошел он к Змею Горынычу и спросил:
– Здравствуйте, вы не знаете, как мне домой попасть? Куда дорожка из зеленого кирпича подевалась?
– Здесь проходит граница Царства Математики, и ее охраняю я. – Ответил Змей Горыныч. – Если решишь мою задачку, то расскажу тебе, как попасть домой.

«В школьных соревнованиях участвуют 150 девочек и 250 мальчиков. Сколько процентов всех участников составляют девочки?»

Учитель:

– Молодец. – Змей Горыныч щелкнул пальцами, и появились Золотые ворота Царства Математики. – Если ты выйдешь через эти ворота, то окажешься дома.

Финал: «Золотые ворота Царства Математики»

Учитель:

Буратино подошел к воротам, на которых висел огромный замок. Чтобы его открыть Буратино необходимо решить следующую головоломку:

«Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

За правильное решение головоломки команда получает 10 грошей, за неправильное решение или ее отсутствие команда получает 0 грошей.

Подсчет грошиков (очков)

Учитель подсчитывает набранные командами грошики, команда, которая набрала большее количество грошей, считается победителем логической игры «Буратино в Царстве Математики».

Вывод: Почему люди хотят развивать умение нестандартно мыслить?

Так зачем же нам с вами развивать нестандартное мышление?

  • чтобы достичь успеха в любом деле, которое выбрали,
  • чтобы жизнь была яркой, интересной и счастливой;
  • Чтобы находить выход из любой ситуации;
  • получить возможность шутить и быть вдохновленными.
  • запросто стать миллионером…ну ладно, просто богатым человеком (практически все богатые люди обладают нестандартным мышлением).
  • окружить себя лучшими друзьями .

Литература:

  1. Братусь Т.А., Жарковская Н.А., Плоткин А.И., Рисс Е.А., Савелова Т.Е. «Все задачи кенгуру» – Санкт-Петербург, 2003.
  2. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел». – М.: Просвещение, 1986.
  3. Владимирова Н.А. «Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры». – Волгоград: Учитель, 2013.